Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие у детей внимания и памяти




Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме (у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90% случаев). Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф, все ли пуговицы застегнуты и т. п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: "Кто за кем стоял на прошлом занятии?", "Кого похвалила Наталья?", "Кто лучше всех танцевал?" Это будет иметь и воспитательное значение.На прогулке можно поиграть с детьми в игру "Летает - не летает". Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. п.). Если они могут летать, дети машут руками. Если нет - приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. п.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке.

Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость. Помимо изложенных, полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу" и т.д. (Приложение)

 

Совершенствование словесно-логического мышления ребенка

Словесно-логическое мышление - один из трех видов мышления - характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений (два других - наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются, соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Воспитатель должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов: Почему осенью люди теплее одеваются? Почему летом нельзя кататься на лыжах? Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться, все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном, и общее в различном. Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа "Кто его раздевает, тот слезы проливает") не несут никакой умственной нагрузки.

 А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого: Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови) Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток) Естественно, что такие загадки для детей могут быть трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка - значит дать полезную работу мышлению. (Приложение)

 

Развитие у детей пальцевой моторики

Науке хорошо известна связь между мозговым речевым центром и развитием тонкой моторики рук. Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе. (Приложение)

 

Совершенствование эмоционально - волевой сферы ребенка

Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя заменить признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Развитию социально-эмоционального благополучия ребенка и коррекции негативных тенденций социально-эмоционального взаимодействия способствует формирование чувства внутренней устойчивости, автономности через: коммуникативные игры; упражнения на сплоченность группы; этюды на выражение страха, тревоги; рисование на различные темы и т. п

Как развивать волевую сферу ребенка

  • Воспитывать у детей мотив достижения цели: не бояться трудностей; стремление их преодолевать; не отказываться от намеченной цели.
  • Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение; учить стихи, пересказывать сказки и рассказы).
  • Развивать самоконтроль (использовать игры типа: "Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите...").
  • Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
  • Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  • Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается старшем дошкольном возрасте.
  • Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Педагог должен стремиться к развитию у ребенка следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств и эмоций;
  • осознания причин появления тех или иных эмоций;
  • проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи). (Приложение)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...