Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БАНКИ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ




Книга доктора

Вебке

в переводе Л. В. Горюновой и Е. В. Нагимовой

 «АЛФАВИТНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА ПИЛЛАУ»

Цифровая версия книги подготовлена творческим объединением «СЕРЕБРЯНЫЙ ОСЁТР» руководитель Калиничев Вячеслав.

Книга не является коммерческим продуктом, в случае использования книги или фрагментов книги ссылка на авторов обязательна.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

( А – К)

      АВТОБУСНОЕ СООБЩЕНИЕ Автобусное сообщение стало необходимым по мере постройки жилых кварталов вдали от центра города и его объединения с близлежащими се­лениями - и оно возникает в 1930 году. Вначале это были частные предп­риниматели - Август Мюллер и Франц Ширмахер. Ширмахер открыл с 1930 года маршрут: Пиллау-1 - Пиллау-2 - Нойхойзер (Лохштедт). Автобусное сообщение Пиллау - Нойхойзер началось с 15.12.1937 года. Предположи­тельно, в начале Второй Мировой войны появляются омнибусы, Число пас­сажиров резко увеличилось до - 1 млн. человек в год. Было 5 омнибусов и 2 прицепа. В 1938-1939 годах пошли омнибусы дальнего следования: Пиллау - Фишхаузен - Варникен - Раушен. Рейс длился 1 час 20 минут.     АДВЕНТИСТЫ  В 1925 году упоминается руководитель этой малой секты господин Швертфегер. Вначале число адвентистов в Пиллау составляло лишь 15-20 человек, и собирались они в доме Керинта на Фабрикштрассе. Собственный проповедник отсутствовал: община руководилась проповедником из Кенигс­берга.   АДМИНИСТРАЦИЯ ПОРТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В начале ХIX века в Пиллау существовала "Королевская строительная инспекция", контролирующая все строительные работы "Кенигсбергского купеческого общества" и одновременно планирующая эти работы. Сфера де­ятельности "Королевской строительной инспекции", переименованной после Первой Мировой войны в "Администрацию водного транспорта", состояла не только в строительстве гавани Пиллау и чистке фарватера и бассейнов - она была обязана вести подобные работы и на косе Фрише-Нерунг, и на реке Преголе, и в заливе Фришес-Хафф). Около 1890 года начались строи­тельные работы у Бальги, вскоре был построен Кенигсбергский морской канал, а около 1905 года каменная дамба у Варникена (у бухты Вольш-люхт), длина её составляла 800 м. Административным центром строитель­ства являлся дом на Русской Набережной.   АЛЬБРЕХТА    деревня Двор у кирхи Адальберта (позже - деревня Альбрехта) возник там, где согласно легенде 23 апреля 997 года был убит епископ из Праги Адальберт, во время своего похода к пруссам с христианской миссией. Деревня располагалась в одном километре юго-западнее Тенкиттена. Когда здесь построена первая кирха - неизвестно. Первое упоминание о её постройке относится к 1014-1035 годам. В 15 веке кирха Святого Адаль­берта наиболее интенсивно посещалась польскими паломниками и странс­твующими богомольцами. Папа Ойген IV призвал в 1431 году всех христиан к паломничеству кирхи Святого Адальберта, обещая отпущение грехов в течение 100 дней. Реформация в Пруссии положила конец процветанию этой кирхи. 24 ноября 1669 года кирха была разрушена бурей, бушевавшей три дня. В 1822 году было решено на месте руин кирхи воздвигнуть памятный крест, как символ этого события. Крест был сделан из крашенного в чер­ный цвет дуба высотой 25 футов, по другим данным 9,5 м). В сентябре 1834 года на этом месте был поставлен железный крест высотой 8,78 м, по проекту инженера краевого управления Пуппеля. В 1833-37 годах он был украшен железным ажуром из листьев винограда и дуба. Надпись на нем гласила: «Епископ святой Адальберт погиб здесь мученической смертью в 997 году во имя святости христианства".     АНГЛИЙСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО В начале XVII века особенно процветала торговля с Англией. В Пил­лау было создано "Английское товарищество", которое регулировало оживленные торговые отношения и обмен информацией о строительстве кораб­лей. С 1600 года "Товарищество" занималось также отловом осетра (с 1620 года это право получил Кенигсберг). Так как английские солдаты позволяли себе многое в отношении прусских солдат, пришлось регулиро­вать их взаимоотношения специальными документами: различные штрафы, применяемые к иностранным морякам, за их нетактичное поведение по от­ношению к солдатам гарнизона (1579-1628). В 1702-1719 годах на терри­тории бывшей верфи англичане построили пивоварню (там будет позже отель "Ильскефалле"). Первые законы о запрете сбора янтаря относятся к 1617 году: зап­рещалась также его обработка и изготовление различных поделок. Неиз­вестно, как всё это соотносилось с "Английским товариществом".     АПТЕКИ Адлер-Аптека, площадь Гросс Маркт 4. В 1643 году личный парикма­хер Курфюрста хотел открыть аптеку на Хакене, но его намерение не пон­равилось коменданту крепости. Ему и его офицерам показалось унизитель­ным, что какой-то Фельдшер, будет от них независим как владелец апте­ки. В 1695 году проповедник Абрам Рютс выхлопотал на имя своей жены Сары Догге торговые привилегии на аптечные товары и коренья (прянос­ти). Он вынужден был нанять продавца, так как его сан не позволял ему заниматься торговлей.   АРЕСТАНТЫ Кроме городских арестантов в крепости содержались политические заключённые и военные штрафники. Самым известным из заключённых был Иоганн Эрнст Грабе (1666-1711). Грабе был магистром Кёнигсбергского университета и читал там лекции по церковной истории. В 1694 году он публично выразил недоверие лютеранскому учению и изложил своё мнение в двух работах. Его арестовали и посадили в одиночную камеру крепости по обвинению в склонении своих слушателей к католичеству. Затем Грабе был помилован и освобождён. В 1697 году он уехал в Англию и больше домой не возвращался. За свои частые дуэли неоднократно арестовывался и содержался в одном из казематов крепости будущий генерал-фельдмаршал фон Врангель (1784-1877). Во время войны 1870-71 годов в крепости содержалось около 185 французских военнопленных, которые затем были перемещены во вновь построенный гарнизонный лазарет. Во время Первой Мировой войны в лазарете содержалось около 360 русских военнопленных, которые были заняты на всевозможных работах в гавани. В середине января 1919 года из Пиллау были увезены на кораблях около 3300 французских военнопленных. В это время город напоминал со­бой местопребывание Французского гарнизона, но, несмотря на такое ко­личество французов, неприятностей не было. В 1946 году в казарме "Химмельрайх" содержалось около 2000 немец­ких военнопленных (по другим источникам - 10.000).       "АФРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ" Давно вынашиваемые колониальные планы Великого Курфюрста стали осуществляться, наконец, в 1680 году, когда корабли "Вымпела Бранден-бурга" и "Мориан" под командой капитанов И о р а с а Вартельзена и Филиппа Влонка отправились в Западную Африку с целью разведать там обстановку и всё подготовить для создания колонии. Оба корабля под бранденбургскими Флагами принадлежали Бениамину Рауле и его компаньону по дохо­дам. Участие Курфюрста ограничилось тем, что он прислал 22 солдата. Как сообщает Хаберлянд (в 1913 и 1936г.г) маленькая флотилия подняла яко­ря 17 сентября 1680 года и отплыла из Пиллау. В противоположность ему Ганс Сцимански (1939) называет пунктом выхода "Мориан" Флиссинген. Влонк подошел к Золотому берегу, к Мысу трёх зубцов и заключил договор с тремя вождями диких племён, которые отныне были под защитой бранденбуржцев. На обратном пути "Вымпела Вранденбурга" был захвачен голландцами, а "Мориан" благополучно вернулся домой в августе 1681 года. Довольный этим походом, Курфюрст приказал отчеканить две памятные медали. Для дальнейшей торговли с побережьем Гвинеи была основана "Бранденбургско-африканская Компания" (17.03.1682г.) с совместным капита­лом: 50 тыс. талеров, Рауле - 24 тыс., Курфюрст - 8 тыс. Компания имела в Пиллау гавань и судостроительную верфь. Первыми кораблями "Аф­риканской Компании" были "Курпринц" и "Мориан", капитанами которых со­ответственно были Маттеус де Фосс и Филипп Влонк. Эти корабли отправи­лись в Гвинею; общее руководство всего предприятия находилось в руках майора и камер-юнкера Отто Фридриха фон дер Гребена. Корабли вышли из Пиллау 13 июля 1682 года. Результатом этой экспедиции стало основание форта "Гросс-Фридрихсбург". Гребен вернулся на паруснике "Мориан" в Германию, а "Курпринц" был послан с партией рабов в Америку. В 1683 году резиденция Компании была переведена из Пиллау в Эмден. Основная причина этого - отсутствие интереса кёнигсбергских куп­цов и более благоприятное географическое положение Эмдена. С 1686 года Великий Курфюрст стал основным хозяином Компании. Наследники Фридриха Вильгельма мало интересовались деятельностью Ком­пании, и 2 мая 1711 года она была ликвидирована. Колония стала личной собственностью Фридриха I. 18 декабря 1717 года она была продана коро­лём Фридрихом Вильгельмом I Голландии. Полное соглашение о продаже последовало 13 августа 1720 года.     АЭРОДРОМЫ 1) С конца 1933 или с начала 1934 года было решено расположить в Нойтифе так называемый пункт стоянки самолётов для обслуживания гидро­самолётов военно-воздушных школ, с целью дать им кратковременный от­дых. Этот пункт располагался у Раппенхакена, близ закусочной "К чёрной акуле" и состоял из ангара с металлическим покрытием для ожидания оче­редного рейса: была здесь бензозаправочная колонка и небольшой дере­вянный административный дом. 2) В сентябре 1934 года начались работы по строительству аэродро­ма между горой Швальбенберг и Русской Дамбой. Но сначала надо было осушить болотистое место, которое осталось от ушедших вод Фриш-Хаффа. Болото засыпали тем грунтом, который остался при проведении углубления фарватера, а также, частично, грунтом с горы Швальбенберг. Планирова­лось построить порт для воздушных сил в горе Швальбенберг и второй у Морского канала. В дальнейшем планировали создать посадочные полосы для самолётов у Морского канала. К началу 1936 года сооружение в горе, гидротехнические постройки, посадочные полосы, гаражи и производствен­ные мастерские, бензоколонка, а также подключение всех сооружений к железнодорожной сети - всё было готово. Но, так как недостаточно осу­шенная земляная площадь стала "резинообразной", то есть подвержена ко­лебаниям, в 1936-37 годах все строения были снесены и здесь были соз­даны бассейны для стоянки кораблей военного флота. 3) Зимой 1936/37 года были спланированы работы по созданию аэрод­рома для гидросамолётов в районе Нойтифа. Предполагалось построить сле­дующее: порт, стартовые дорожки, слипы, железобетонные ангары, оружей­ную мастерскую, складские помещения, гидротехнические сооружения, ко­тельную, бензоколонки, торпедные мастерские, 8 казарм, производствен­ные здания, казино, жилые дома. Ранней весной 1937 года начались стро­ительные работы, и в конце 1939 года почти вся программа была реализо­вана. Руководителем всех работ был Хайнц Кёнке - представитель госде­партамента авиации по инженерным работам.
Комендантами аэропорта Нойтифа были:  
- полковник Детлеф Шторх 1939- 1941
- полковник Фон Лессинг 1941- 1942
- полковник Эгон Бак 1942- 1943
- полковник Фритц Хольтц 1943- 1945
- полковник фон Хальдерн с 02. 1945

4) В 1938 году впервые появились планы не создавать крупных объ­ектов воздушного флота, чтобы в случае воздушного налёта избежать больших потерь. Воздушные пункты были сооружены в Лохштедте и Шаакс-витте. Воздушный пункт Лохштедт находился непосредственно близ замка у залива и состоял из 5 больших бараков, столовой, казино и торпедных мастерских. Подвижная бензоколонка могла одновременно заправить 6 ма­шин. Посадочной площадкой для самолётов служил пляж (с соответствующим предварительным обустройством).

 

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

В немецком языке такое название Восточного моря использовали лишь поэты. "Балт" - на старопрусском означает "белый".

 

БАНКИ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ

1) Городские кассы Пиллау:

Первая городская касса появилась 1 января 1849 года, а при ней сберегательная касса. Касса принимала вклады от 5 серебряных грошей до 50 талеров под 2,5% годовых. Несколько десятилетий касса находилась в здании ратуши, а с 1919 года имела отделение в Пиллау-2 на Гроссе Штиле-Штрассе 14. С 1935 года касса - на Лицентштрассе 3, и примерно с 1938 года - в новом здании на Кёнигсбергер Штрассе 3. Около 1909 года открылась детская сберкасса, родители новорождённого ребёнка открыва­ли счёт на дитя - минимальный взнос 1 марка: по подобию с этой кассой была создана сберкасса для школьников.

2) Пиллаусская сберегательная касса и касса кредитная:

Они объединились в 1938 году в союз кредитов и сбережений и с 1940 года разместились на Гроссе Штиле-Штрассе 8.

3) Ремесленный банк округа Фишхаузен;

30 июня 1936 года ремесленный банк переменил свой адрес и перее­хал из Фишхаузена в Пиллау на Трэнкштрассе 2. В 1939 году он размес­тился на Герман-Геринг-Плац 2.

4) Народный банк морского города Пиллау:

Его местоположение в Пиллау с 1939 года - Герман-Геринг - Плац 2, а с 1942 года - Брайте Штрассе 4. Предположительно он имел в своей осно­ве ремесленный банк из округа Фишхаузен,

5. Восточный банк торговли и ремесла:

Основан в 1922 году, как кёнигсбергский Филиал.

 

БАНШТРАССЕ улица Железнодорожная.

Ответвляется от Гинденбург-Штрассе и идёт по дуге, оставляя слева построенные в 1904 и 1914 годах казармы, а справа старый вокзал. Сли­вается с Хорст-Вессель-Аллее и Танненбергштрассе (по городскому плану 1945 года).

 

БАПТИСТЫ 

Первая община баптистов округа Фишхаузен находилась в Побетене с 1859 года, а с 1865 года в окружном городе. В 1874 году проповедник Август Пиперайт регулярно ездил на проповеди в Пиллау для отправления духовных обязанностей. 21 февраля 1897 года пиллаусская община отдели­лась от фишхаузенской и стала самостоятельной. В 1945 году в Пиллау было 195 членов этой общины. Воскресная школа баптистов была основана в 1876 году и насчитывала около 200 детей. Капелла была построена в 1891 году на Гроссе Фишерштрассе. Последняя служба была 21 января 1945 года.

    

БАРТ ГЕНРИХ

Карл Генрих Барт родился 12.07.1847 года в Пиллау, умер в Берлине 23.12.1922 года. Сын учителя городской элементарной школы Пиллау. Пер­вые уроки музыки дал ему отец, затем он с 9 и до 15 лет учился в Потс­даме и Берлине. В 1868 году Барт стал учителем в консерватории г. Штернта: в 1871 году - в высшей музыкальной школе Кенигсберга. С 1877 года придворный пианист кронпринца, позднее кайзера Фридриха. Про­фессор, главный инспектор музуправления и сенатор Академии Кенигсбер­га. С 1921 года на пенсии. Известен в своей стране и за границей, имел колоссальный успех как солист в Англии.

 

БАУХАФЕН гавань Строительная и СТРОИТЕЛЬНЫЙ ДВОР

После 1817 года для строительного двора администрация гавани ис­пользовала нижнюю часть территории Грабен и часть береговой полосы. Позже двор был перенесён на западную сторону Русской Дамбы. Около 1880 года его переместили на юго-восточную часть Русской Дамбы к Форхафен, где ранее швартовались буксиры. После окончательного завершения строи­тельства Дамбы, в 1884-1886 годах, северо-восточная часть Шорхайен (на границе со строительным двором) была отрезана и образована гавань Баухафен. Строительный двор был частично снесён, там впоследствии разме­щались складские помещения и причал для малых судов.

 

БЕРГИУС КАРЛ ЛЮДВИГ

Карл Людвиг Бергиус родился 8.12.1716 года в Пиллау. умер 27.11.1767 года в Кенигсберге. Сын старшего аудитора и внук проповед­ника Абрама Рютса. Бергиус посвятил свою жизнь архитектуре. В 1732 го­ду он был прорабом в департаменте строительства в Гумбиннене, после 1742 года руководил сельскохозяйственным строительством в Рагните и Гумбиннене. В 1762 году - советник домов и военных дел ратуши Кенигс­берга, В 1753-58 годах по своему проекту строит ратушу в Тильзите, ко­торая послужила прообразом для строительства ратуши в Кенигсберге (в Альтштадте) В 1757-60 годах по его проекту построена лютеранская кир­ха в Тильзите и другие объекты.

 

БЕРЕГОВОЕ ПРАВО неприемлемость чужаков.

По Тациту из всех древних народов, только пруссы были необычайно приветливы к другим народам, попавшим в морскую беду. Даже морские разбойники находили у них приют. Резко изменилось это положение при рыцарях, особенно, когда магистром был Ульрих фон Юнгинген (1407-1410). Орден имел полное право арестовывать появившиеся у их бе­регов корабли. Так было и гораздо позже. Если же губернаторы Пиллау проявляли мягкость к чужеземцам, они имели большие неприятности от Курфюрста.

 

БИБЛИОТЕКА

В 1922 году в Фишхаузене была создана передвижная библиотека. Вскоре бургомистр Пиллау Штамер основал Народную библиотеку, которая в сентябре 1930 года имела уже 800 томов. Народная библиотека располага­лась на Лицентштрассе 

 

БЛИЗНЕЦЫ

5 марта 1849 года в Пиллау родились четыре близнеца, но, к сожале­нию, они быстро умерли.

 

БЛОКАДА

1. 1520 год. Во время "Рыцарской войны", которую вёл Великий ма­гистр Ордена против Польши, жители Данцига, союзники поляков, пытались в марте месяце заблокировать пролив у Бальги. А в апреле 1520 года 17 польских кораблей подошли к Пиллау и заблокировали пиллаусский пролив, забив сваи в дно залива и затопив старые корабли. Однако Великого ма­гистра это не остановило, и он успешно провёл военные действия, сорвав польские планы блокирования Пиллау.

2. 1658 год. Во время второй шведско-польской войны Великий Кур­фюрст был союзником Польши. 2-6 июля два шведских корабля подошли к Пиллау. Они, вначале, держались очень дружественно по отношению к прус­сакам, так как хотели арестовать московитов, направляющихся на корабле из Любека в Кольберг. 13 июля вновь появились два шведских корабля, которые задерживали все корабли близ Пиллау и требовали сдачи всего оружия. В конце июля на рейд Пиллау подошли ещё пять кораблей и в крепости опасались их высадки на берег.

3. 1757 год. Начало прусско-русской военной кампании в Семилетнюю войну. Русские корабли блокировали пролив в мае-июне, а 15 июля произ­вели короткий артобстрел города. Многие жители Пиллау бежали в Кенигс­берг.

4. 1806 год. В конце апреля прусские части у Лауенбурга разгроми­ли шведов. Шведы с мая по август блокировали восточнопрусские гавани, но избегали крупных столкновений. Только однажды, 19 мая 1806 года, шведский фрегат "Ярамас" обстрелял крепость Пиллау.

5. 1808-1810 годы. У побережья стало появляться множество каперс­ких кораблей Франции, особенно известны корабли "Ле Тильзит" и "Гене­рал Рапп". "Ле Тильзит" 15 июня 1808 года привел к Пиллау восемь ко­раблей. Прусское правительство выслало для защиты лоцманские катера, вооруженные 3-мя пушками. В мае 1810 года катер под командованием ко­мандира лоцманов Штеенке обратил Французский капёр в бегство.

6. 1811 год. С июля месяца четыре французских корабля беспокоили корабли на рейде и препятствовали их движению по каналу. Немцы для за­щиты канала и крепости снарядили три вооружённых корабля.

7. 1812 год. Перед Пиллау и Мемелем крейсеровали английские воен­ные корабли. Безопасность же гаваней обеспечивалась французской морс­кой военной властью.

8. 1864 год. Во время прусско-датской войны часть датских кораб­лей крейсеровала между Данцигом и Пиллау и часто, пользуясь туманом, они появлялись перед крепостью, но перестрелка была лишь раз.

9. 1870 год: Во время немецко-французской войны французские воен­ные корабли с конца августа до конца сентября блокировали гавань Пил­лау.

 

БОЛЕЗНИ

Чума: 1627 год. Среди шведских солдат. 1638 год. Все корабли проходили карантин в Пиллау, прежде чем появиться в Кенигсберге. 1639 год. Потери гарнизона составили 40 человек. 1654 год. Чума в гарнизо­не. 1655-60года. Построен чумной барак около крепости. 1709-10 го­да.

Оспа: 1799 год.

холера: 1831 год - в городе и крепости заболело 166 человек, из них 88 умерло. Эпидемия повторялась в 1837, 1848, 1852, 1855, 1859 и в 18 66 (110 умерших) годах.

Скарлатина: 1915-16 годы (6 умерших).

 

"БОЛЕЗНЬ ЗАЛИВА"

Причина, этой болезни, поражавшей рыбаков и живущих близ берега залива, до сих пор неизвестна. В XX веке впервые эта болезнь была об­наружена 11.07.1924 года у Альт-Пассарге, затем она распространилась по всему округу Фишхаузен. Заболело 600 человек, шестеро из них умер­ло. Обычно болезнь длилась 4 дня, вызывая в мускулатуре резкую боль. Заболевание ещё проявлялось в 1925, 1926, 1933 и 1940 годах. В архивах сохранилось 2 воспоминания об этом заболевании в 1529 и 1885 годах.

 

 

БОЛЬНИЦА

Больница была построена в 1850 году на Хольцвизе, восточнее буду­щего гарнизонного лазарета, и имела лишь 12 кроватей. Она принадлежала городу.

 

БРАЙТЕ ШТРАССЕ улица Широкая

Улица в Пиллау-1. По схеме 1684 года на этом месте находились ба­раки для матросов Бениамина Рауле. В 1922 году доктор Хаберлянд осо­бенно отмечал на улицах Брайте Штрассе и Шульштрассе скверные жилищные условия, этот квартал получает освещение только лишь на одну сторону, так что кухня и спальня постоянно в темноте.

 

БРУНО-ЧЕРВИНСКИ-ШТРАССЕ улица имени Бруно Червински/

Улица в городском посёлке Камстигалль (на городском плане 1945года). Но согласно другим источникам - эта улица имела название Шаффрински-Штрассе.

 

БУРГОМИСТРЫ

Бургомистры и комиссары-бургомистры Пиллау с 1725 года:

1) 1725-1738. Карл Андерсон - королевский советник коммерции и лицензий, инспектор таможни и янтаря, советник духовной общины и всей реформистской епархии; в 1706 году он был всего лишь чиновником лицен­зий. Он умер 27.5.1744 года в возрасте 61 года.

2) 1738-1752. Генрих Тройхорн - комиссионер и негоциант, церков­ный староста реформистской общины, женат на Марии Луизе Вайндт, отец 18 детей. В 1717 году переехал в Пиллау из Данцига. 30.10.1738 года он был избран бургомистром. Умер 25.11.1752 года в возрасте 67 лет.

3) 1752-1754. Людвиг Грюн - "любим до сих пор, писать об этом не устанем".

4)1754-1783.Фридрих Шульц-кандидат юридических наук из города Бартенштайн, 38 лет.

5)1783-1805. Эрнст Пфайфер - до этого был 20 лет судьёй и го­родским секретарём в Пиллау. 6.8.1805 года был уволен на пенсию в воз­расте 80 лет.

6) 30.11.1805-31.12.1848. Иоганн Готтлиб Флах - бывший квартир­мейстер и аудитор гренадёрского батальона фон Враухича. Кроме должнос­ти бургомистра был инспектором водной полиции. Женат на Регине Доротее Xилльман.

7) 30.9.1851-1.10.1853. Фас - бывший до этого советником прави­тельства.

8) 7.12.1851-1866. Генрих Бургер - окружной секретарь.

9) 29.10.1866-1.7.1895. Герман Гиблер - бывший ранее полицайинс­пектором в Эльбинге. Гиблер умер в Галле.

10) 4.11.1895-31.3.1897. Вильгельм Пипер - умер в 1922 году в должности первого бургомистра в Растенбурге.

11) 17.6.1897- 1.10,1910. Змиль Эндер - родился в Силезии: профес­сионал, помещик; до 1897 года председатель общины в Айдкунене; в 19 10 году ушёл на пенсию. Руководил в годы Первой Мировой войны народным ополчением в Польше. Умер 11.2.1920 года в Берлине. Он вложил много сил для улучшения благосостояния города.

12) 1.1.1911-30.11.1920. Доктор юридических наук Конрад Хаберлянд.

13) 21.2.1921-7.8.1922. Доктор юридических наук Людвиг Майер родился 5.02.1888 года в Ной-Любёнене (округ Рагнит); до 1921 года су­дебный референт и помощник администратора общины. Отказался от долж­ности из-за разногласий с коллегами (мешали его частые выпивки) и не­достаточное вознаграждение, как он считал, его служебных трудов. Позже сдал экзамен и получил звание адвоката в Берлине.

14) 30.6.1922-31.10.1933. Альфред Штамер - секретарь ремесленного союза, член прусского ландтага. Родился 8.11.1887 года в Гамбурге. В 1930 году он был временно освобождён от должности и вовлечён в су­дебный процесс по вопросу финансовых неувязок в городе. Был уличён в неправильном финансовом поведении и в 1933 году уволен со службы.

Затем Штамер переезжает во Фридрихсгабе (округ Штормарн). В 1952 году вышел на пенсию. Почётный член патриотического союза Пиллау. Умер в Гамбурге 23.04.1966 года.

15) 1.06.1931-30.05.1932. Карл Виббельман (бургомистр-комиссар) родился 27.04.1900 года в Ганновере. Адвокат в Эльце. С 1.06.1932 года бургомистр-комиссар в Хузуме, с 21.02.1934 - член госсовета в сельской администрации финансов в Гамбурге. 1954 год - президент финансовой корпорации в Высшей финансовой дирекции Гамбурга.

16) 10.08.1932-30.09.1933.Эрнст Виэенберг (бургомистр-комиссар) родился 18.08.1903 года в Коадютене (округ Погеген). Судебный ассесор в Тильзите, в 1935 году - член судебной коллегии в Браунсберге.

17) 1.10.1933-31.8.1935. Вильгельм Шумахер - родился 17.08.1896 года в Лангфуре, в 1914-1918 годах – волонтёр, 17.08.1925-14.07.1933 го­да - инженер в городской администрации Бреслау, 15.07.1933-30.09.1934 года - бургомистр-комиссар в Ортельсбурге: с 1935 года - член городс­кого строительного совета в Браунсберге.

18) 1935. Больдт (бургомистр-комиссар) - в работе доктора Хаберлянда он не упоминается, однако остались его замечания на городских планах Пиллау за 1935-36 года. Герберт Больдт был в 1945 году старшим советником.

19) 29.09.1935-1945. Доктор Курт Каспар - родился 3.05.1903 года в Регенсбурге. Учился в Мюнхене, где получил диплом специалиста по сель­скому хозяйству. В 1929-1934 годах - руководитель опытов новейшего ве­дения сельского хозяйства в Остероде. В 1933-1934 годах - почетный член совета в Остероде. 1.04.1934-30.9.1935 года - бургомистр в Фишхаузене. В 1950-1961 годах - шеф юношеского туристического клуба в Берхтесгадене.

20) 1944: Кнаут (бургомистр-комиссар) - был в торговой админист­рации: служил в военном ведомстве Замланда в Кенигсберге. Погиб в 1944 году в Клеве.

21) 31.07.1944-15.04.1945. Эрих Шольц (бургомистр-комиссар) - ро­дился 18.11.1899 года. Бургомистр в городе Вольгаст (Померания).

22) 1945. Хуго Кафтан - директор городского бюро (заместитель бургомистра). После того, как в городе не осталось официальных предс­тавителей власти. Кафтан стал представителем власти по поручению гауляйтера. С 4.04.1945 года Кафтан стал постоянным представителем имперс­кой власти Замланда.

23) Апрель 1945. Начальник штаба Мюллер - 15.04.1945 года. Шольц по рекомендации партии освобождён от должности бургомистра крайсляйтером Грау, который назначает на его место начальника штаба Мюллера.

 

БЮДЖЕТ

В 1747 году бюджет города Пиллау достиг 943 талера. С тех пор расходы города значительно изменились. Их цифровое выражение дает следующая таблица:

1911 - 156000 марок

1920 - 2916000 марок

1926 - 320584 рейхсмарок

1931 - 646745 рейхсмарок

1933 - 877500 рейхсмарок

1935 - 859400 рейхсмарок (штатный пр. бюджета)

         395125 рейхсмарок (внештатный пр. бюджета)

1938 - 735000 рейхсмарок (штатный пр. бюджета)

         283700 рейхсмарок (внештатный пр. бюджета)

1941 - 1582800 рейхсмарок (штатный пр. бюджета)

         2268100 рейхсмарок (внештатный) пр. бюджета)

 

ВАГНЕР ИОГАНН ЛЮДВИГ

Людвиг Вагнер (1735-1820) к началу Семилетней войны, когда русские оккупировали город, был почтмейстером Пиллау. Из-за своей причаст­ности к заговору против русских он был арестован и отправлен в Сибирь. Его путь лежал через Москву, Соликамск, Верхотурье, Тюмень, Тобольск, Томск, Енисейск в Мангазею, которая теперь называется Туруханск. Эта дорога длилась ровно год. Там Вагнер был посажен в охраняемый дом, и даже окно было забито гвоздями. 20 июня 1763 года он получил освобож­дение и, после пятилетнего перерыва, вновь вернулся в Пиллау. Его сно­ва назначили почтмейстером, затем он стал распорядителем соляного ма­газина, а с 1797 года придворным почтмейстером Кенигсберга. Обо всех своих переживаниях он написал книгу: "Моя судьба в период русского гос­подства, мои наблюдения в Сибири и в Казанском ханстве" (1789г.).

 

ВАГНЕР Рихард

Рихард Вагнер(1813-1883) В 1837-39 годах был дирижёром рижского

городского театра. Отношения с директором театр у него не сложились, было много долгов, и он решил тайно направиться в Париж. Летом 1839 го­да Вагнер со своей женой Минной Планер из-за отсутствия паспортов не­легально перешёл русско-прусскую границу. Отсутствие денег заставило их использовать более дешёвый морской транспорт и вначале они решили добраться до Лондона. Вагнеры прибыли в Пиллау и погрузились на ко­рабль "Тетис", который был гружён горохом и овсом. За проезд до Лондо­на они заплатили 21 талер и 20 серебряных грошей. Корабль вышел в море 14 июля 1839 года. Через неделю он был в Копенгагене. Во время своего пути корабль попал в сильный шторм, во время которого Вагнер испытал ужасы качки и страх смерти. Эти сильные впечатления отразились потом в его опере "Летучий голландец". 12 августа 1839 года Вагнеры прибыли в Лондон.

 

ВАЛЬДКРУГ отель

Это отель, расположенный между Пильценвальдом и Хаффвальдом. Ос­нование его, очевидно, относится ко времени Ордена. В 1582 году упоми­нается "Лохштедтер круг", идентичный Вальдкругу. Вначале этот трактир был остановочной станцией на пути Кенигсберг-Пиллау. Позже здесь воз­ник оживлённый курорт.

 

 

ВАЛЬДШТРАССЕ улица Лесная

Улица в курортном местечке Нойхойзер, идущая от южной части пляжа и охватывающая далее его восточную и западную части.

 

 

ВАССЕРШТРАССЕ улица Водная

Улица в Пиллау-1, идущая от рынка к Курфюрстенбольверк.

ВЕРфИ

1) Курфюрстская верфь. Построена по распоряжению Бениамина Рауле инженером Бернхардом Шайтхером в 1680/81 годах на том месте, где позже будет отель "Ильскефалле", Корабельными мастерами были голландцы Гиллис Корнелиус Пекельхеринг и его сын. На верфи работали почти одни голландцы. Здесь были построены корабли "Носорог", "Фортуна", "Фридрих Вильгельм на коне", "Фогель Грайф" и другие. Когда флот был переведён в Эмден, то уехали и все мастера.

2) Верфи XIX века. Они находились на Хольцвизе в нижней части Грабен. По причине боязни пожара в гавани и на территории города, было решено в 1817 году, перенести все постройки на берег, севернее прежнего места. На этой строительной площадке (так называли теперь это место) стали строить и реставрировать парусные суда Старого Пиллау. Так было до полной реконструкции верфи в 1898 году. Там возникли даже две вер­фи.

3) Док фирмы Шихау. Фердинант Шихау (1814-1890) хотел в Пиллау сделать дочернее отделение фирмы Эльбинга, но этому воспротивились в Данциге. В Пиллау фирмой Шихау в 1889 году в Хинтерхафен были установ­лены плавучий док, ремонтные мастерские, магазин, угольный склад и т.д. Сюда были переведены рабочие из Эльбинга, так как там им совсем не было работы. К 19 18 году фирмой было построено ровно 500 торпедных катеров, которые проходили здесь же ходовые испытания. 4 октября 1929 года работа фирмы в городе была прекращена. Последний, построенный ими буксир "Висла", был переведён в Данциг,

4) Судостроительная верфь Закута. Курт Закут открыл её в 1936 го­ду близ северной части Русской Дамбы. Эта верфь строила маленькие ры­бацкие катера.

5) Государственная судостроительная верфь на Русской Дамбе.

 

ВЕРФТШТРАССЕ улица Судостроительная

Улица на Русской Дамбе.

 

ВЕТРОВОЙ СЕМАф0Р

В 1936 году по дороге к Северному молу около кафе "Зееблик" был

поставлен ветровой семафор, который подавал сигналы о силе и направле­нии ветра.

 

 

ВИЗЕНБЕРГЕ Луговые горы

Это целая цепь холмов (довольно высоких), начинающихся у возвы­шенности близ Нойхойзера. Отсюда открывается прекрасный вид на замок Лохштедт и весь окружающий ландшафт.

 

 

ВИЛЛИ-XЁЛЬГЕР-ШТРАССЕ улица имени Вилли Хёльгера Улица в городском посёлке Камстигалль. Здесь в июне 1933 застрелен руководитель СА местечка Меденау Вилли Хёльгер.

 

ВИНДГАССЕ улица Ветренный переулок

Улица в Пиллау-1.

 

 

ВИТТРИЕН КАРЛ

История эта весьма романтична, почти сказочна. Китоловное судно "Виллиам" осенью 1826 года потерпело крушение в Тихом океане южнее Японии. Все члены экипажа погибли, спаслись лишь два человека: житель Пиллау Карл Виттриен и Петерзен из Норвегии. Они жили как робинзоны на острове. В 1828 году русский корвет "Сенявин" доставил их, больных и истощённых, в Лондон.

 

 

ВОГРАМ

Впервые это название появляется в документах, датированных 3 мая 1258 года. В документе упоминается о дележе леса Вограм между жителями и епископом Замланда. Это название леса перешло в название всей терри­тории от горы Юбилеумсхохе до Королевского озера (тут и возникло посе­ление Вограм). 17 февраля 1413 года местечко получает "кульмническое право" торговли, в 1452 году им разрешают ловить рыбу у Лохштедта. Бо­лее существенные права деревня получает в 1583 году. Песчаные заносы вынудили жителей перенести свои жилища к юго-востоку от Старого Пил­лау. В 1894 году деревня Вограм полностью слилась со Старым Пиллау.

 

ВОГРАМШТРАССЕ улица Вограмская

Улица в Пиллау-2, продолжение Ланггассе.

 

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ

Водонапорная башня была построена в 1927 году в Пиллау-2, восточ­нее Рейхштрассе 131 по проекту архитектора Ганса Хоппа. Её высота - 32 м, а ёмкость 300 кубометров воды. Одновременно башня служила и для во­енных целей - с её высоты велось наблюдение за окрестностями города. Более старая башня была близ казарм пехотинцев и третья - в южной час­ти Русской Дамбы.

 

ВОДОНАСОСНАЯ СТАНЦИЯ

Водонасосная станция, водонапорные башни и водопровод были сведе­ны в единый комплекс в 1926-27 годах и 12 ноября 1927 года переданы магистрату Пиллау. Вода из четырёх артезианских колодцев глубиной до 76 м поступала в отстойник объёмом 300 куб. м и оттуда поступала под давлением в городскую сеть: часть воды оставалась в резервуарах. Еже­годно город потреблял 1.600.000 куб.м. воды.

 

 

ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ

Проектирование канализации и водопровода для города началось с 1903 года, но отсутствие финансирования не позволяло осуществить этот проект. Жители брали воду из колодцев. В 1917 году Бавария выделила на это дело 40.000 марок, и 30,000 марок дала ратуша. Проект был выполнен фирмой Виндшильд-Лангелотт: они же производили изыскательские работы. Строительство началось, но после инфляции (1914-1920) денег не хватило и всё остановилось. Работы возобновились только с декабря 1925 года с помощью средств, получаемых от газового завода. На улице Шридрих-Вильгельм-Штрассе, непосредственно у канала была построена автоматическая фильтрующая станция. Полностью хозяйство было пущено в эксплуатацию в сентябре 1927 года, а 12 ноября оно было в торжественной обстановке передано администрации города. Общая стоимость строительства канализа­ции и водопровода составила 1,963.700 марок.

 

 

ВОКЗАЛЫ

Старое деревянное здание вокзала находилось севернее гавани Гра­бен, на Банштрассе. Руководителями всем железнодорожым хозяйством были: Лидке, Хинц (около 1905) и Фридрих Краузе (1922). После Первой Мировой войны, когда увеличилось число пассажиров, прибывающих в город парохо­дами морской службы "Восточная Пруссия", для их удобства была увеличе­на сеть железной дороги до гавани Инненнафен, Здесь, в 1937 году был построен морской вокзал, имевший две платформы. Оба здания вокзала разрушены в 1945 году. Нойхойзер;

В восточном направлении от центра города расположено здание вок­зала, до которого можно дойти пешком за 5-10 минут.

 

"ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ" морская служба

Версальский договор дал республике Польше выход к морю, но отре­зал Восточную Пруссию от метрополии. Так как железнодорожное сообщение через Польшу было связано с большими неприятностями, то было решено создать морскую службу Восточной Пруссии. Регулярное морское сообщение планировалось открыть между Свинемюнде и Пиллау. В 1920 году такая служба была основана. Основой морской службы "Восточная Пруссия" были три крупных корабля - "Ганзейский город Данциг", "Пруссия" и "Танненберг". Это были белые корабли с жёлтыми трубами, водоизмещением от 2500 до 5000 тонн, они могли развивать скорость до 21 узла и брали на борт от 1500 до 2000 пассажиров. В летний сезон ходил ещё турбоход "Кайзер", водоизмещением 1900 тонн. С лета 1933 года действовала линия Пиллау-Мемель (один раз в неделю), а с 1935 года корабли шли по этой линии до Ревеля и Хельсинки. Во время Второй Мировой войны все эти ко­рабли были переданы военно-морскому флоту, а 9 июля 1941 года "Прус­сия", "Ганзейский город Данциг" и "Танненберг" затонули в минных полях у шведских берегов. Только "Кайзер" дожил до конца войны и по репариации был передан Польше, получив там новое имя "Бениовски".

 

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  бомбардировка города.

Сильные бомбовые удары русской авиации были 3 Февраля 1945 года и ещё более серьёзные - 5 февраля. Кроме жителей, в городе насчитывалось до 70,000 беженцев, Сигнал воздушной тревоги в тот день запоздал, так как в городе не было света. В течение пяти минут 60 самолётов сбросили на Пиллау 80 бомб, и 38 бомб было сброшено на Русскую Дамбу. В резуль­тате налета погибло трое военнослужащих, 51 гражданское лицо и ранено 159 человек. Совершенно были разрушены дома на улицах Ганс-Парлов-Штрассе 4; Данцигер Штрассе 3 и 7: Ост-Обершлезиен-Штрассе 6 и 8 и здание почты в Пиллау-2. 30 домов были разрушены частично. С этого времени налёты стали непрерывны. Только в марте месяце под бомбами по­гибли 141 военнослужащий и 101 гражданское лицо. За один день 25 марта 1945 года воздушная тревога объявлялась 21 раз, В апреле месяце учёт несчастий и разрушений от бомбёжек, администрацией города не велся, так как самолёты висели над городом непрерывно и бомбили почти на бре­ющем полёте. Над городом летало в общей сложности около 300 самолётов.

 

 

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  изгнанники

17-18 января 1945 года из Кенигсберга пришёл поезд с беженцами, другая часть из них, пришла в город пешком по льду залива. Через 10 дней поток беженцев гигантски увеличился. Необходимо было их срочно вывозить из города. 25 января 1945 года ушли из гавани Пиллау гарни­зонные корабли "Роберт Лай", "Претория" и "Убена" с беженцами на бор­ту. Уже к 15 февраля из Пиллау на военных и торговых судах выехало 204.000 человек. 50.000 были перевезены в Нойтиф. В отдельные дни в городе скапливалось до 75000 беженцев. С конца января и до середины апреля из Пиллау было вывезено 450000 человек (по некоторым источни­кам - 592,000). Эвакуация шла Балтийским морем в западные провинции рейха - это более чем 1/5 всех вывезенных из Восточной Пруссии в годы войны. От 180000 до 200000 человек было перевезено в НойтиФ.

 

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  конец военных действий.

13-14 апреля 1945 года - эвакуация гражданского населения из Фишхаузена.

16 апреля 1945 года - из Нойхойэера эвакуировано гражданское население. Русские овладели полуостровом Пайзе.

17 апреля 1945 года - население Пиллау и беженцев перевезли на пароме на косу.

20 апреля 1945 года - убитых гражданских лиц в Пиллау - 150 чело­век, раненых - 200 человек. Полиция ищет по домам оставшихся жителей на предмет их эвакуации. Враг у Тенкиттена. Упорные бои у Адальберткройц и у Лохштедта.

21 апреля 1945 года - эвакуация гражданского населения в Нойтиф, Утром пали батареи Адальберткройца и Лохштедта.

22 апреля 1945 года - усиление действий артиллерии и авиации вра­га, особенно севернее Нойхойзера.

23 апреля 1945 года - прорван фронт у Нойхойзера. Вскоре начались бои у Плантации; в гаванях взрывы бомб, вход в канал Кенигсберга зами­нирован и там были затоплены корабли. Около 19 часов комендант покинул командный пункт и укрылся в Нойтифе. Батареи Камстигалля, расстреляв все снаряды, были взорваны. Поздно вечером 21 пехотная дивизия под ко­мандованием генерал-майора Венглера прибыла в Пиллау, но судьбу города изменить уже не могла.

24 апреля 1945 года - вечером на мыс Хель были эвакуированы 19200 солдат, из которых 7000 раненых. Батареи Северного мола подав­лены врагом.

25 апреля 1945 года - около 4-х часов утра Пиллау покинул коман­дир морской береговой обороны Восточной Пруссии капитан 1 ранга Штро-бель. В 04 часа 30 минут утра началась борьба за Нойтиф. Русские уси­лили натиск, высадив морской десант (мыс косы и аэродром). Около 15.30 батареи Мевенхакена остались без снарядов и орудия были взорваны. Русские по понтонному мосту, усилили свои войска танками. Около 24 ча­сов батареи Каддига были подавлены врагом.

30 апреля 1945 года - Нармельн взят русскими.

 

 

ГАВАНИ

На городском плане 1945 года очень хорошо просматриваются гавани: Форхафен (Аванпорт). Инненхафен (Внутренняя гавань), Грабен (Ров), Хинтерхафен (Задняя гавань) и Маринехафен (Военно-Морская гавань). Первая удобная для кораблей гавань Грабен была построена в 1683 году. После постройки Русской Дамбы во время Семилетней войны гавань получи­ла надёжную защиту от ветра и льда. Одновременно были заложены бассей­ны будущей гавани Инненхафен. В 1864 году возникла гавань Хинтерхафен, которая вначале мало использовалась по причине мелководья. Строитель­ство Форхафен началось в 1864 году, а закончилось в 1887 году. Он был крайне удобен для погрузки (разгрузки) и здесь могли швартоваться боль­шие корабли. В 1937/38 годах на местности между Русской Дамбой и Старым Пиллау был построен аэродром, который вскоре был перенесён в другое место, а здесь создали гавань Маринехафен.

Строительство западной части гавани началось в XIX веке. Ещё в 1814 году посетители Пиллау писали, что его гавани самые опасные в Ев­ропе. К концу XIX века они стали одними из лучших, благодаря Торго­вому обществу Кенигсберга, в руках которого было административное уп­равление пиллаусскими гаванями (1810-1864). Когда стало ясно, что ку­печество Кенигсберга не может более нести громадные расходы по хозяйс­тву гавани, всю финансовую сторону строительства гавани взяло на себя государство.

Размеры территории гаваней:

1 Форхафен (Аванпорт) 24, 09 га
2 Фишер -и Лотценхафен Пиллау-1 (Рыбацкая и Лоцманская гавани)   1,70 га
3 Инненкафен (Внутренняя гавань)    5, 80 га
4 Грабен (Ров)    1, 60 га
5 Хинтерхафен (Задняя гавань) 42, 66 га
6 Фишерхафен Пиллау-2 (Рыбацкая гавань)    0, 95 га
7 Петролеумхафен (Керосиновая гавань)    3, 21 га
8 Баухафен (Строительная гавань)    5, 29 га
9 Хольцхафен (Дровяная гавань)    2, 26 га

Для сравнения можно привести данные о незначительных гаванях в окрестностях Пиллау - гавань Ваухафен Камстигалля - 2,43 га ж глубиной 2,5 м, на южном молу у Нойтифа гавань Шнеппхан - 1,08 га, в Нойтифе Боотсхафен (Лодочная гавань, её ещё называют "Клоцке Лох").

 

ГАЗЕТЫ

1) "Фишхаузен Крайсблат" (Областной листок Фишхауэена-1848). Издатель - сельская ратуша, книгопечатник - Хартунг.

2) "Пиллауер Лёйхте" (Пиллаусские огни-1848). Это первая газета города и вначале она выходила один раз в неделю, инициатор - учитель А.Эрнст, издатель - Занвальд.

3) "Пиллауер Анцайгер" (Пиллаусский справочник-1868), выходил короткое время.

4) "Пиллауер Меркур" (Пиллаусский вестник -1870). Вначале выхо­дила как еженедельник, затем чаще. Издатель - Занвальд.

5) "Пиллауер Альгемайне Цайтунг" (Пиллаусская общественная газе­та-1908), примерно с 1918 года "Пиллауер Альгемайне унд Замландише Цайтунг" (Пиллаусская общественная и Замландская газета). Издатель Фон Трёге.

6) "Вадецайтунг унд амтлихе Курлисте дес Остзеебадес Нойхойзер" (Курортный листок-1926). Издавался для морского курорта Нойхойзер.

 

 

ГАЗОВЫЙ ЗАВОД

На месте засыпанного болотистого грунта Кольке возникло первое газовое предприятие, пущенное в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Первая Мировая война, последующая за ней инфляция и вызванный ею дефи­цит угля и необходимых материалов так неблагоприятно повлияли на газо­вое хозяйство Пиллау, что собрание ратуши в 1923 году вынесло решение временно приостановить его работу. Но, благодаря переговорам между бургомистром Пиллау и газовым обществом Тюрингии, образованию между ними совместного пая (Пиллау внес 6000 рейхсмарок, а Т.Г.Г. 4000 рейх­смарок), удалось сохранить газоснабжение города. Из Тюрингии поступали специалисты и необходимое техническое оборудование. Эта дружественная поддержка позволила не закрывать газового завода. Впоследствии завод полностью перешёл в собственность города. После 1923 года газовое предприятие Пиллау стало отличным во всех отношениях. Были куплены но­вые подъёмные краны и погрузочные механизмы; технически совершенными стали газгольдеры, плавильные печи и т.д. Производительность завода составила 600,000 - 700.000 куб.м. газа в год. После проведения всех этих усовершенствований стало очевидно, что завод мал и требуется его расширить, что и было почти полностью закончено к 1939 году. Мощность вновь созданного предприятия достигла 1.750.000 куб.м. в год. Предприя­тие действовало до 19 часов 25 марта 1945 года.

 

 

ГАРДИНЕ защитный вал

Земляной вал у моря, идущий к заливу и поросший старыми соснами и липами. Он расположен близ высот Сант-Адальберт-Кройц между Тенкиттеном и Лохштедтом, его длина около 2км, а ширина 9м. Этот вал назы­вается "Гардиной", что вероятно означает "Защитный вал". Путнику, иду­щему с севера, вал кажется преградой, не дающей возможности увидеть Лохштедт и Нойхойзер. Совершенно очевидно его происхождение в период рыцарских завоеваний, скорее всего он, обозначал границу между Замландом и Витландом. Этот вал упоминается во многих сагах и легендах. В 1932 году там делались археологические раскопки, и было установлено, что вал даже укреплялся камнем. Впервые его нанесли на картах в 1626 году под названием "Старый вал". Со временем его местоположение несколько изменилось (огибал Фишхаузен). Для защиты населённых пунктов от летаю­щих песков, в XVII веке вал был засажен деревьями. Был ещё "Малый вал" или "Малая Гардина" между Пиллау и Нойхойзером, который служил грани­цей между пашнями Лохштедта и Вограма.

 

ГАРНИЗОН И ЕГО СОСТАВ

1)1601г.. Для охраны построенных голландским инженером де Комбтом укреплений, была создана команда из наёмников и ополченцев - 273 человека. Командир капитан Альбрехт фон Кальнайн. Это был первый гар­низон Пиллау,

2) 1636-1692 г. С 15 января 1636 года 2 роты полка фон Редерна расположились в крепости - гарнизон стал постоянным, 9 октября 1636 года в крепости было 400 человек, В 1639 году гарнизон был усилен 3 ротой (полка Фон Редерна) и 4 ротой (личная рота Курфюрста под коман­дованием де ля Каве). В 1653 году полковник фон Пудевильс, который уже с 1641 года был губернатором Пиллау, стал командиром полка.

В 1678 году общее число солдат гарнизона достигло 669 человек. В 1689 году гарнизон вновь увеличился на одну роту, но в 1691 - из Пил­лау были выведены 2 роты, 15 апреля 1692 года оставшиеся 3 роты, были заменены на полк нового губернатора генерал-майора Александра графа цу Дона Шлобиттена.

3) 1679-1684г. Морской гарнизон состоял из команды моряков с кораблей Бениамина Рауле, которые располагались не в крепости, а в специально построенных бараках (на этом месте позднее будет проходить улица Брайте Штрассе).

4)1914-1918г. Военный гарнизон Пиллау к началу Первой Миро­вой войны насчитывал 8000 человек (пехота, артиллерия, инженерно-са­пёрные части и половина эскадрона кавалерии).

5) 1920г. Из 3-й морской бригады образовано 5 отделение бере­говой защиты, которое с 1 сентября 1920 года вошло в состав гарнизона. Оно состояло тогда из 4-х рот и музыкальной капеллы. Позже его сократили до 2-х рот и 1 октября 19 26 года переименовали в V отделе­ние морской артиллерийской защиты (охраны V МАА). В 1935 году сфор­мирована третья рота. К началу Второй Мировой войны отделение было расформировано. Его 3 рота стала самостоятельным формированием. В Пил­лау сформировали V эрзац М.А.А.(V ЕМАА). Это отделение в январе 1945 года переведено в Данию, после того, как около 500 человек береговой морской охраны были переведены в пехотные части.

6)1933г. С 1 октября 1933 года 1 минно-торпедная флотилия дислоцируется в Пиллау.

7)1936г. Разведывательная авиация Пиллау и служба наблюдения созданы вновь. Служба наблюдения была в Готенхафене: ей подчинялась 1 авиаразведывательная рота из Пиллау с 11 самолётами,

8) 1940 г. Первый учебный дивизион подводных лодок, переведён в Пиллау.

9) 1944 г. В гарнизоне было около 24.000 солдат.

 

 

ГЕРБ.

В 1725 году был введён герб города - плывущий в море осётр в зо­лотой короне. Корона, безусловно, напоминает королевскую корону 1701 года.

 

 

ГЕРБЕРТ-НОРКУС-ШТРАССЕ улица имени Герберта Норкуса.

Улица в городском посёлке Камстигалль. Названа в честь убитого 24.01.1932г.

коммунистами в Берлине 16-летнего подростка, который расклеивал антикоммунистические листовки.

 

ГЕРМАН-ГЕРИНГ-ПЛАЦ площадь имени Германа Геринга.

Это бывший участок Инненхафен в Пиллау-1, где складировались гру­зы. Площадь названа именем национал-социалистического политика и рейхсмаршала Германа Геринга (1893-1946), который в 1932 году был прези­дентом рейхстага, а с осени 1933 года - министром-президентом Пруссии.

 

 ГЕРРМАНН ИОГАНН фон ФРИДРИХ.

Иоганн Фридрих фон Геррманн (1730-1818) был сыном лесничего. В Семилетнюю войну пошёл добровольцем в прусскую армию. За храбрость был возведён во дворянство, а в 1792 году он стал командиром батальона пе­хотного полка в Пиллау. В 179 2-1796 и 1806-1808 годах фон Геррманн - комендант крепости Пиллау. В 1802 году ему присвоено звание подполков­ника, а в 1805 году - полковника. Блестяще проявил себя, а дни фран­цузской оккупации. В ноябре 1808 года в звании генерал-майора вышел на пенсию.

 

ГИЛЬДИЯ СТРЕЛКОВ

"Гильдия братства стрелков" возникла в 1724 году. В 1729 году ко­роль Фридрих Вильгельм 1 вручил им знамя, два барабана и два ружья с тем, чтобы эти бравые парни стреляли не только по мишени, но и могли защищать крепость. В пиллаусском городском музее хранились 5 серебря­ных щитов этого союза (1724) и один щит с мишенью, на котором было на­писано "В ожидании лучших времён. Пиллау. 9 июля 1753 года". В 1853 году союз стрелков меняет свою программу и значительно увеличивает ко­личество своих членов. "Союз стрелков" окончательно оформляется в 1883 году. В 19 13 году в союзе состояло 87 членов и многие были победителя­ми на соревнованиях в Кенигсберге.

 

 

 

ГИНДЕНБУРГШТРАССЕ, улица имени Гинденбурга.

Улица в Пиллау-1, является продолжением улицы Фридрих-Вильгельм Штрассе; она начинается от Грабен и идёт на север. Улица названа в честь Па­уля фон Гинденбурга (1847-1934) - главнокомандующего 8 армии, в 1914 году, победоносно сражавшейся против русских у Танненберга и у Мазурс­ких озер. Гинденбург получил тогда, титул "освободителя Восточной Прус­сии". С 1925 года он - рейхспрезидент.

 

ГОЛОСОВАНИЕ В МАЗУРАХ 1920 год.

Большая часть Восточной и Западной Пруссии после окончания Первой Мировой войны без учета мнения их жителей была отделена от рейха (ок­руга Мариенбург, Штум, Мариенвердер, Розенберг и вся южная часть Вос­точной Пруссии: округа Мазура -Найденбург, Ортельсбург, Сенсбург, Йо­ханнесбург, Лик, Олетцко, Лётцен; округа Эрмлянда- Алленштайн-штадт, Алленштайн-лянд, Резель). Все они должны были решить голосованием, какому государству хотят принадлежать - Польше или Восточной Прус­сии. В Пиллау был образован комитет по приему прибывших для голосова­ния людей из "Империи", которые, или родились, или проживали в назван­ных округах. Голосование 11 июля 1920 года явилось громадной победой немцев. За принадлежность к Восточной Пруссии проголосовало более 90 % немцев. Во время обратной поездки в "Империю" через Пиллау проследова­ло 50 тысяч человек.

 

ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Количественный состав администрации города несколько раз менялся. В её состав в разные годы входили:

1725 - один почётный гражданин, один писец (секретарь) и судья одновременно, один член магистрата и пять советников;

1922 - один бургомистр (с денежным довольствием) и пять почётных членов:

1925 - один бургомистр (с денежным довольствием), заместитель и четыре советника:

1936 - бургомистр, три заместителя и шесть общинных советников.

С 1 августа 19 44 года городская администрация была усилена. Ей были приданы службы экономики и питания, производство готовых продук­тов питания (консервы), производственные мастерские (с целью их усо­вершенствования). Туда же вошла полицейская служба, все городские предприятия, городские сберкассы - всего 261 чиновник. 18 апреля 1945 года городская администрация была распущена, персонал получил приказ покинуть город.

 

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

После проведения новой городской реформы самоуправления в феврале 1808 года был избран магистрат в количестве 27 человек. В 1920 году их уже было 24 человека, а с 1924 - 17. Зал заседаний находился в ратуше. Последнее заседание магистрата прошло 29 августа 1944 года.

 

ГОРХ-ФОК – ШТРАССЕулица имени Горха Фока.

Улица в военно-морском посёлке Камстигалль, Горх Фок - это псев­доним писателя Ганса Кинау (1880-1916), который написал роман, полный любви к морю ("Морской дороги не избежать" 1913г.) и, кроме того, много рассказов. Сам писатель погиб в битве при Скагерраке. Его именем был назван парусник морских сил Германии. Учебный парусник "Горх Фок" в августе 1932 года посетил Пиллау и отшвартовался у пиллаусской поч­ты. Любопытно, что этот парусник после окончания Второй Мировой войны был передан Советскому Союзу, где ему присвоили новое имя "Товарищ".

 

ГОРЫ

Хайстерберг, Юбилеумсхохе, Китткенберг, Коммандантенберг, Крэен-берг, Лемберг (Шведеншанце), Лидткес Берг, Пфаннкухенберг, Пфундбуденберг, Швальбенберг (Турмберг), Шведенберг, Швайнсберг (Мюленберг), "Зибен Xюге ль ", Визенберг.

ГОСТИ И ТУРИСТЫ.

Значительное положение Пиллау, как военного форпоста Кенигсберга и его заметная хозяйственная значимость привлекала к нему множество интересных людей: князей, государственных деятелей, людей культуры и т.д.. Все, путешествуя по Восточной Пруссии, непременно посещали Пил­лау. Однако, политическая обстановка в городе и частые войны не давали возможности посещать город всем желающим.

Вот список тех, кто посетил Пиллау и его окрестности:

1) Курфюрст Георг-Вильгельм (время правления 1619-1640): был 11.04,1639 г., и 7.05.1639 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...