Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БАНКИ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫСтр 1 из 2Следующая ⇒
Книга доктора Вебке в переводе Л. В. Горюновой и Е. В. Нагимовой «АЛФАВИТНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА ПИЛЛАУ» Цифровая версия книги подготовлена творческим объединением «СЕРЕБРЯНЫЙ ОСЁТР» руководитель Калиничев Вячеслав. Книга не является коммерческим продуктом, в случае использования книги или фрагментов книги ссылка на авторов обязательна.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ( А – К)
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ В немецком языке такое название Восточного моря использовали лишь поэты. "Балт" - на старопрусском означает "белый".
БАНКИ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ 1) Городские кассы Пиллау: Первая городская касса появилась 1 января 1849 года, а при ней сберегательная касса. Касса принимала вклады от 5 серебряных грошей до 50 талеров под 2,5% годовых. Несколько десятилетий касса находилась в здании ратуши, а с 1919 года имела отделение в Пиллау-2 на Гроссе Штиле-Штрассе 14. С 1935 года касса - на Лицентштрассе 3, и примерно с 1938 года - в новом здании на Кёнигсбергер Штрассе 3. Около 1909 года открылась детская сберкасса, родители новорождённого ребёнка открывали счёт на дитя - минимальный взнос 1 марка: по подобию с этой кассой была создана сберкасса для школьников. 2) Пиллаусская сберегательная касса и касса кредитная: Они объединились в 1938 году в союз кредитов и сбережений и с 1940 года разместились на Гроссе Штиле-Штрассе 8. 3) Ремесленный банк округа Фишхаузен; 30 июня 1936 года ремесленный банк переменил свой адрес и переехал из Фишхаузена в Пиллау на Трэнкштрассе 2. В 1939 году он разместился на Герман-Геринг-Плац 2. 4) Народный банк морского города Пиллау: Его местоположение в Пиллау с 1939 года - Герман-Геринг - Плац 2, а с 1942 года - Брайте Штрассе 4. Предположительно он имел в своей основе ремесленный банк из округа Фишхаузен, 5. Восточный банк торговли и ремесла: Основан в 1922 году, как кёнигсбергский Филиал.
БАНШТРАССЕ улица Железнодорожная. Ответвляется от Гинденбург-Штрассе и идёт по дуге, оставляя слева построенные в 1904 и 1914 годах казармы, а справа старый вокзал. Сливается с Хорст-Вессель-Аллее и Танненбергштрассе (по городскому плану 1945 года).
БАПТИСТЫ Первая община баптистов округа Фишхаузен находилась в Побетене с 1859 года, а с 1865 года в окружном городе. В 1874 году проповедник Август Пиперайт регулярно ездил на проповеди в Пиллау для отправления духовных обязанностей. 21 февраля 1897 года пиллаусская община отделилась от фишхаузенской и стала самостоятельной. В 1945 году в Пиллау было 195 членов этой общины. Воскресная школа баптистов была основана в 1876 году и насчитывала около 200 детей. Капелла была построена в 1891 году на Гроссе Фишерштрассе. Последняя служба была 21 января 1945 года.
БАРТ ГЕНРИХ Карл Генрих Барт родился 12.07.1847 года в Пиллау, умер в Берлине 23.12.1922 года. Сын учителя городской элементарной школы Пиллау. Первые уроки музыки дал ему отец, затем он с 9 и до 15 лет учился в Потсдаме и Берлине. В 1868 году Барт стал учителем в консерватории г. Штернта: в 1871 году - в высшей музыкальной школе Кенигсберга. С 1877 года придворный пианист кронпринца, позднее кайзера Фридриха. Профессор, главный инспектор музуправления и сенатор Академии Кенигсберга. С 1921 года на пенсии. Известен в своей стране и за границей, имел колоссальный успех как солист в Англии.
БАУХАФЕН гавань Строительная и СТРОИТЕЛЬНЫЙ ДВОР После 1817 года для строительного двора администрация гавани использовала нижнюю часть территории Грабен и часть береговой полосы. Позже двор был перенесён на западную сторону Русской Дамбы. Около 1880 года его переместили на юго-восточную часть Русской Дамбы к Форхафен, где ранее швартовались буксиры. После окончательного завершения строительства Дамбы, в 1884-1886 годах, северо-восточная часть Шорхайен (на границе со строительным двором) была отрезана и образована гавань Баухафен. Строительный двор был частично снесён, там впоследствии размещались складские помещения и причал для малых судов.
БЕРГИУС КАРЛ ЛЮДВИГ Карл Людвиг Бергиус родился 8.12.1716 года в Пиллау. умер 27.11.1767 года в Кенигсберге. Сын старшего аудитора и внук проповедника Абрама Рютса. Бергиус посвятил свою жизнь архитектуре. В 1732 году он был прорабом в департаменте строительства в Гумбиннене, после 1742 года руководил сельскохозяйственным строительством в Рагните и Гумбиннене. В 1762 году - советник домов и военных дел ратуши Кенигсберга, В 1753-58 годах по своему проекту строит ратушу в Тильзите, которая послужила прообразом для строительства ратуши в Кенигсберге (в Альтштадте) В 1757-60 годах по его проекту построена лютеранская кирха в Тильзите и другие объекты.
БЕРЕГОВОЕ ПРАВО неприемлемость чужаков. По Тациту из всех древних народов, только пруссы были необычайно приветливы к другим народам, попавшим в морскую беду. Даже морские разбойники находили у них приют. Резко изменилось это положение при рыцарях, особенно, когда магистром был Ульрих фон Юнгинген (1407-1410). Орден имел полное право арестовывать появившиеся у их берегов корабли. Так было и гораздо позже. Если же губернаторы Пиллау проявляли мягкость к чужеземцам, они имели большие неприятности от Курфюрста.
БИБЛИОТЕКА В 1922 году в Фишхаузене была создана передвижная библиотека. Вскоре бургомистр Пиллау Штамер основал Народную библиотеку, которая в сентябре 1930 года имела уже 800 томов. Народная библиотека располагалась на Лицентштрассе
БЛИЗНЕЦЫ 5 марта 1849 года в Пиллау родились четыре близнеца, но, к сожалению, они быстро умерли.
БЛОКАДА 1. 1520 год. Во время "Рыцарской войны", которую вёл Великий магистр Ордена против Польши, жители Данцига, союзники поляков, пытались в марте месяце заблокировать пролив у Бальги. А в апреле 1520 года 17 польских кораблей подошли к Пиллау и заблокировали пиллаусский пролив, забив сваи в дно залива и затопив старые корабли. Однако Великого магистра это не остановило, и он успешно провёл военные действия, сорвав польские планы блокирования Пиллау. 2. 1658 год. Во время второй шведско-польской войны Великий Курфюрст был союзником Польши. 2-6 июля два шведских корабля подошли к Пиллау. Они, вначале, держались очень дружественно по отношению к пруссакам, так как хотели арестовать московитов, направляющихся на корабле из Любека в Кольберг. 13 июля вновь появились два шведских корабля, которые задерживали все корабли близ Пиллау и требовали сдачи всего оружия. В конце июля на рейд Пиллау подошли ещё пять кораблей и в крепости опасались их высадки на берег. 3. 1757 год. Начало прусско-русской военной кампании в Семилетнюю войну. Русские корабли блокировали пролив в мае-июне, а 15 июля произвели короткий артобстрел города. Многие жители Пиллау бежали в Кенигсберг. 4. 1806 год. В конце апреля прусские части у Лауенбурга разгромили шведов. Шведы с мая по август блокировали восточнопрусские гавани, но избегали крупных столкновений. Только однажды, 19 мая 1806 года, шведский фрегат "Ярамас" обстрелял крепость Пиллау. 5. 1808-1810 годы. У побережья стало появляться множество каперских кораблей Франции, особенно известны корабли "Ле Тильзит" и "Генерал Рапп". "Ле Тильзит" 15 июня 1808 года привел к Пиллау восемь кораблей. Прусское правительство выслало для защиты лоцманские катера, вооруженные 3-мя пушками. В мае 1810 года катер под командованием командира лоцманов Штеенке обратил Французский капёр в бегство. 6. 1811 год. С июля месяца четыре французских корабля беспокоили корабли на рейде и препятствовали их движению по каналу. Немцы для защиты канала и крепости снарядили три вооружённых корабля. 7. 1812 год. Перед Пиллау и Мемелем крейсеровали английские военные корабли. Безопасность же гаваней обеспечивалась французской морской военной властью. 8. 1864 год. Во время прусско-датской войны часть датских кораблей крейсеровала между Данцигом и Пиллау и часто, пользуясь туманом, они появлялись перед крепостью, но перестрелка была лишь раз. 9. 1870 год: Во время немецко-французской войны французские военные корабли с конца августа до конца сентября блокировали гавань Пиллау.
БОЛЕЗНИ Чума: 1627 год. Среди шведских солдат. 1638 год. Все корабли проходили карантин в Пиллау, прежде чем появиться в Кенигсберге. 1639 год. Потери гарнизона составили 40 человек. 1654 год. Чума в гарнизоне. 1655-60года. Построен чумной барак около крепости. 1709-10 года. Оспа: 1799 год. холера: 1831 год - в городе и крепости заболело 166 человек, из них 88 умерло. Эпидемия повторялась в 1837, 1848, 1852, 1855, 1859 и в 18 66 (110 умерших) годах. Скарлатина: 1915-16 годы (6 умерших).
"БОЛЕЗНЬ ЗАЛИВА" Причина, этой болезни, поражавшей рыбаков и живущих близ берега залива, до сих пор неизвестна. В XX веке впервые эта болезнь была обнаружена 11.07.1924 года у Альт-Пассарге, затем она распространилась по всему округу Фишхаузен. Заболело 600 человек, шестеро из них умерло. Обычно болезнь длилась 4 дня, вызывая в мускулатуре резкую боль. Заболевание ещё проявлялось в 1925, 1926, 1933 и 1940 годах. В архивах сохранилось 2 воспоминания об этом заболевании в 1529 и 1885 годах.
БОЛЬНИЦА Больница была построена в 1850 году на Хольцвизе, восточнее будущего гарнизонного лазарета, и имела лишь 12 кроватей. Она принадлежала городу.
БРАЙТЕ ШТРАССЕ улица Широкая Улица в Пиллау-1. По схеме 1684 года на этом месте находились бараки для матросов Бениамина Рауле. В 1922 году доктор Хаберлянд особенно отмечал на улицах Брайте Штрассе и Шульштрассе скверные жилищные условия, этот квартал получает освещение только лишь на одну сторону, так что кухня и спальня постоянно в темноте.
БРУНО-ЧЕРВИНСКИ-ШТРАССЕ улица имени Бруно Червински/ Улица в городском посёлке Камстигалль (на городском плане 1945года). Но согласно другим источникам - эта улица имела название Шаффрински-Штрассе.
БУРГОМИСТРЫ Бургомистры и комиссары-бургомистры Пиллау с 1725 года: 1) 1725-1738. Карл Андерсон - королевский советник коммерции и лицензий, инспектор таможни и янтаря, советник духовной общины и всей реформистской епархии; в 1706 году он был всего лишь чиновником лицензий. Он умер 27.5.1744 года в возрасте 61 года. 2) 1738-1752. Генрих Тройхорн - комиссионер и негоциант, церковный староста реформистской общины, женат на Марии Луизе Вайндт, отец 18 детей. В 1717 году переехал в Пиллау из Данцига. 30.10.1738 года он был избран бургомистром. Умер 25.11.1752 года в возрасте 67 лет. 3) 1752-1754. Людвиг Грюн - "любим до сих пор, писать об этом не устанем". 4)1754-1783.Фридрих Шульц-кандидат юридических наук из города Бартенштайн, 38 лет. 5)1783-1805. Эрнст Пфайфер - до этого был 20 лет судьёй и городским секретарём в Пиллау. 6.8.1805 года был уволен на пенсию в возрасте 80 лет. 6) 30.11.1805-31.12.1848. Иоганн Готтлиб Флах - бывший квартирмейстер и аудитор гренадёрского батальона фон Враухича. Кроме должности бургомистра был инспектором водной полиции. Женат на Регине Доротее Xилльман. 7) 30.9.1851-1.10.1853. Фас - бывший до этого советником правительства. 8) 7.12.1851-1866. Генрих Бургер - окружной секретарь. 9) 29.10.1866-1.7.1895. Герман Гиблер - бывший ранее полицайинспектором в Эльбинге. Гиблер умер в Галле. 10) 4.11.1895-31.3.1897. Вильгельм Пипер - умер в 1922 году в должности первого бургомистра в Растенбурге. 11) 17.6.1897- 1.10,1910. Змиль Эндер - родился в Силезии: профессионал, помещик; до 1897 года председатель общины в Айдкунене; в 19 10 году ушёл на пенсию. Руководил в годы Первой Мировой войны народным ополчением в Польше. Умер 11.2.1920 года в Берлине. Он вложил много сил для улучшения благосостояния города. 12) 1.1.1911-30.11.1920. Доктор юридических наук Конрад Хаберлянд. 13) 21.2.1921-7.8.1922. Доктор юридических наук Людвиг Майер родился 5.02.1888 года в Ной-Любёнене (округ Рагнит); до 1921 года судебный референт и помощник администратора общины. Отказался от должности из-за разногласий с коллегами (мешали его частые выпивки) и недостаточное вознаграждение, как он считал, его служебных трудов. Позже сдал экзамен и получил звание адвоката в Берлине. 14) 30.6.1922-31.10.1933. Альфред Штамер - секретарь ремесленного союза, член прусского ландтага. Родился 8.11.1887 года в Гамбурге. В 1930 году он был временно освобождён от должности и вовлечён в судебный процесс по вопросу финансовых неувязок в городе. Был уличён в неправильном финансовом поведении и в 1933 году уволен со службы. Затем Штамер переезжает во Фридрихсгабе (округ Штормарн). В 1952 году вышел на пенсию. Почётный член патриотического союза Пиллау. Умер в Гамбурге 23.04.1966 года. 15) 1.06.1931-30.05.1932. Карл Виббельман (бургомистр-комиссар) родился 27.04.1900 года в Ганновере. Адвокат в Эльце. С 1.06.1932 года бургомистр-комиссар в Хузуме, с 21.02.1934 - член госсовета в сельской администрации финансов в Гамбурге. 1954 год - президент финансовой корпорации в Высшей финансовой дирекции Гамбурга. 16) 10.08.1932-30.09.1933.Эрнст Виэенберг (бургомистр-комиссар) родился 18.08.1903 года в Коадютене (округ Погеген). Судебный ассесор в Тильзите, в 1935 году - член судебной коллегии в Браунсберге. 17) 1.10.1933-31.8.1935. Вильгельм Шумахер - родился 17.08.1896 года в Лангфуре, в 1914-1918 годах – волонтёр, 17.08.1925-14.07.1933 года - инженер в городской администрации Бреслау, 15.07.1933-30.09.1934 года - бургомистр-комиссар в Ортельсбурге: с 1935 года - член городского строительного совета в Браунсберге. 18) 1935. Больдт (бургомистр-комиссар) - в работе доктора Хаберлянда он не упоминается, однако остались его замечания на городских планах Пиллау за 1935-36 года. Герберт Больдт был в 1945 году старшим советником. 19) 29.09.1935-1945. Доктор Курт Каспар - родился 3.05.1903 года в Регенсбурге. Учился в Мюнхене, где получил диплом специалиста по сельскому хозяйству. В 1929-1934 годах - руководитель опытов новейшего ведения сельского хозяйства в Остероде. В 1933-1934 годах - почетный член совета в Остероде. 1.04.1934-30.9.1935 года - бургомистр в Фишхаузене. В 1950-1961 годах - шеф юношеского туристического клуба в Берхтесгадене. 20) 1944: Кнаут (бургомистр-комиссар) - был в торговой администрации: служил в военном ведомстве Замланда в Кенигсберге. Погиб в 1944 году в Клеве. 21) 31.07.1944-15.04.1945. Эрих Шольц (бургомистр-комиссар) - родился 18.11.1899 года. Бургомистр в городе Вольгаст (Померания). 22) 1945. Хуго Кафтан - директор городского бюро (заместитель бургомистра). После того, как в городе не осталось официальных представителей власти. Кафтан стал представителем власти по поручению гауляйтера. С 4.04.1945 года Кафтан стал постоянным представителем имперской власти Замланда. 23) Апрель 1945. Начальник штаба Мюллер - 15.04.1945 года. Шольц по рекомендации партии освобождён от должности бургомистра крайсляйтером Грау, который назначает на его место начальника штаба Мюллера.
БЮДЖЕТ В 1747 году бюджет города Пиллау достиг 943 талера. С тех пор расходы города значительно изменились. Их цифровое выражение дает следующая таблица: 1911 - 156000 марок 1920 - 2916000 марок 1926 - 320584 рейхсмарок 1931 - 646745 рейхсмарок 1933 - 877500 рейхсмарок 1935 - 859400 рейхсмарок (штатный пр. бюджета) 395125 рейхсмарок (внештатный пр. бюджета) 1938 - 735000 рейхсмарок (штатный пр. бюджета) 283700 рейхсмарок (внештатный пр. бюджета) 1941 - 1582800 рейхсмарок (штатный пр. бюджета) 2268100 рейхсмарок (внештатный) пр. бюджета)
ВАГНЕР ИОГАНН ЛЮДВИГ Людвиг Вагнер (1735-1820) к началу Семилетней войны, когда русские оккупировали город, был почтмейстером Пиллау. Из-за своей причастности к заговору против русских он был арестован и отправлен в Сибирь. Его путь лежал через Москву, Соликамск, Верхотурье, Тюмень, Тобольск, Томск, Енисейск в Мангазею, которая теперь называется Туруханск. Эта дорога длилась ровно год. Там Вагнер был посажен в охраняемый дом, и даже окно было забито гвоздями. 20 июня 1763 года он получил освобождение и, после пятилетнего перерыва, вновь вернулся в Пиллау. Его снова назначили почтмейстером, затем он стал распорядителем соляного магазина, а с 1797 года придворным почтмейстером Кенигсберга. Обо всех своих переживаниях он написал книгу: "Моя судьба в период русского господства, мои наблюдения в Сибири и в Казанском ханстве" (1789г.).
ВАГНЕР Рихард Рихард Вагнер(1813-1883) В 1837-39 годах был дирижёром рижского городского театра. Отношения с директором театр у него не сложились, было много долгов, и он решил тайно направиться в Париж. Летом 1839 года Вагнер со своей женой Минной Планер из-за отсутствия паспортов нелегально перешёл русско-прусскую границу. Отсутствие денег заставило их использовать более дешёвый морской транспорт и вначале они решили добраться до Лондона. Вагнеры прибыли в Пиллау и погрузились на корабль "Тетис", который был гружён горохом и овсом. За проезд до Лондона они заплатили 21 талер и 20 серебряных грошей. Корабль вышел в море 14 июля 1839 года. Через неделю он был в Копенгагене. Во время своего пути корабль попал в сильный шторм, во время которого Вагнер испытал ужасы качки и страх смерти. Эти сильные впечатления отразились потом в его опере "Летучий голландец". 12 августа 1839 года Вагнеры прибыли в Лондон.
ВАЛЬДКРУГ отель Это отель, расположенный между Пильценвальдом и Хаффвальдом. Основание его, очевидно, относится ко времени Ордена. В 1582 году упоминается "Лохштедтер круг", идентичный Вальдкругу. Вначале этот трактир был остановочной станцией на пути Кенигсберг-Пиллау. Позже здесь возник оживлённый курорт.
ВАЛЬДШТРАССЕ улица Лесная Улица в курортном местечке Нойхойзер, идущая от южной части пляжа и охватывающая далее его восточную и западную части.
ВАССЕРШТРАССЕ улица Водная Улица в Пиллау-1, идущая от рынка к Курфюрстенбольверк. ВЕРфИ 1) Курфюрстская верфь. Построена по распоряжению Бениамина Рауле инженером Бернхардом Шайтхером в 1680/81 годах на том месте, где позже будет отель "Ильскефалле", Корабельными мастерами были голландцы Гиллис Корнелиус Пекельхеринг и его сын. На верфи работали почти одни голландцы. Здесь были построены корабли "Носорог", "Фортуна", "Фридрих Вильгельм на коне", "Фогель Грайф" и другие. Когда флот был переведён в Эмден, то уехали и все мастера. 2) Верфи XIX века. Они находились на Хольцвизе в нижней части Грабен. По причине боязни пожара в гавани и на территории города, было решено в 1817 году, перенести все постройки на берег, севернее прежнего места. На этой строительной площадке (так называли теперь это место) стали строить и реставрировать парусные суда Старого Пиллау. Так было до полной реконструкции верфи в 1898 году. Там возникли даже две верфи. 3) Док фирмы Шихау. Фердинант Шихау (1814-1890) хотел в Пиллау сделать дочернее отделение фирмы Эльбинга, но этому воспротивились в Данциге. В Пиллау фирмой Шихау в 1889 году в Хинтерхафен были установлены плавучий док, ремонтные мастерские, магазин, угольный склад и т.д. Сюда были переведены рабочие из Эльбинга, так как там им совсем не было работы. К 19 18 году фирмой было построено ровно 500 торпедных катеров, которые проходили здесь же ходовые испытания. 4 октября 1929 года работа фирмы в городе была прекращена. Последний, построенный ими буксир "Висла", был переведён в Данциг, 4) Судостроительная верфь Закута. Курт Закут открыл её в 1936 году близ северной части Русской Дамбы. Эта верфь строила маленькие рыбацкие катера. 5) Государственная судостроительная верфь на Русской Дамбе.
ВЕРФТШТРАССЕ улица Судостроительная Улица на Русской Дамбе.
ВЕТРОВОЙ СЕМАф0Р В 1936 году по дороге к Северному молу около кафе "Зееблик" был поставлен ветровой семафор, который подавал сигналы о силе и направлении ветра.
ВИЗЕНБЕРГЕ Луговые горы Это целая цепь холмов (довольно высоких), начинающихся у возвышенности близ Нойхойзера. Отсюда открывается прекрасный вид на замок Лохштедт и весь окружающий ландшафт.
ВИЛЛИ-XЁЛЬГЕР-ШТРАССЕ улица имени Вилли Хёльгера Улица в городском посёлке Камстигалль. Здесь в июне 1933 застрелен руководитель СА местечка Меденау Вилли Хёльгер.
ВИНДГАССЕ улица Ветренный переулок Улица в Пиллау-1.
ВИТТРИЕН КАРЛ История эта весьма романтична, почти сказочна. Китоловное судно "Виллиам" осенью 1826 года потерпело крушение в Тихом океане южнее Японии. Все члены экипажа погибли, спаслись лишь два человека: житель Пиллау Карл Виттриен и Петерзен из Норвегии. Они жили как робинзоны на острове. В 1828 году русский корвет "Сенявин" доставил их, больных и истощённых, в Лондон.
ВОГРАМ Впервые это название появляется в документах, датированных 3 мая 1258 года. В документе упоминается о дележе леса Вограм между жителями и епископом Замланда. Это название леса перешло в название всей территории от горы Юбилеумсхохе до Королевского озера (тут и возникло поселение Вограм). 17 февраля 1413 года местечко получает "кульмническое право" торговли, в 1452 году им разрешают ловить рыбу у Лохштедта. Более существенные права деревня получает в 1583 году. Песчаные заносы вынудили жителей перенести свои жилища к юго-востоку от Старого Пиллау. В 1894 году деревня Вограм полностью слилась со Старым Пиллау.
ВОГРАМШТРАССЕ улица Вограмская Улица в Пиллау-2, продолжение Ланггассе.
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ Водонапорная башня была построена в 1927 году в Пиллау-2, восточнее Рейхштрассе 131 по проекту архитектора Ганса Хоппа. Её высота - 32 м, а ёмкость 300 кубометров воды. Одновременно башня служила и для военных целей - с её высоты велось наблюдение за окрестностями города. Более старая башня была близ казарм пехотинцев и третья - в южной части Русской Дамбы.
ВОДОНАСОСНАЯ СТАНЦИЯ Водонасосная станция, водонапорные башни и водопровод были сведены в единый комплекс в 1926-27 годах и 12 ноября 1927 года переданы магистрату Пиллау. Вода из четырёх артезианских колодцев глубиной до 76 м поступала в отстойник объёмом 300 куб. м и оттуда поступала под давлением в городскую сеть: часть воды оставалась в резервуарах. Ежегодно город потреблял 1.600.000 куб.м. воды.
ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ Проектирование канализации и водопровода для города началось с 1903 года, но отсутствие финансирования не позволяло осуществить этот проект. Жители брали воду из колодцев. В 1917 году Бавария выделила на это дело 40.000 марок, и 30,000 марок дала ратуша. Проект был выполнен фирмой Виндшильд-Лангелотт: они же производили изыскательские работы. Строительство началось, но после инфляции (1914-1920) денег не хватило и всё остановилось. Работы возобновились только с декабря 1925 года с помощью средств, получаемых от газового завода. На улице Шридрих-Вильгельм-Штрассе, непосредственно у канала была построена автоматическая фильтрующая станция. Полностью хозяйство было пущено в эксплуатацию в сентябре 1927 года, а 12 ноября оно было в торжественной обстановке передано администрации города. Общая стоимость строительства канализации и водопровода составила 1,963.700 марок.
ВОКЗАЛЫ Старое деревянное здание вокзала находилось севернее гавани Грабен, на Банштрассе. Руководителями всем железнодорожым хозяйством были: Лидке, Хинц (около 1905) и Фридрих Краузе (1922). После Первой Мировой войны, когда увеличилось число пассажиров, прибывающих в город пароходами морской службы "Восточная Пруссия", для их удобства была увеличена сеть железной дороги до гавани Инненнафен, Здесь, в 1937 году был построен морской вокзал, имевший две платформы. Оба здания вокзала разрушены в 1945 году. Нойхойзер; В восточном направлении от центра города расположено здание вокзала, до которого можно дойти пешком за 5-10 минут.
"ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ" морская служба Версальский договор дал республике Польше выход к морю, но отрезал Восточную Пруссию от метрополии. Так как железнодорожное сообщение через Польшу было связано с большими неприятностями, то было решено создать морскую службу Восточной Пруссии. Регулярное морское сообщение планировалось открыть между Свинемюнде и Пиллау. В 1920 году такая служба была основана. Основой морской службы "Восточная Пруссия" были три крупных корабля - "Ганзейский город Данциг", "Пруссия" и "Танненберг". Это были белые корабли с жёлтыми трубами, водоизмещением от 2500 до 5000 тонн, они могли развивать скорость до 21 узла и брали на борт от 1500 до 2000 пассажиров. В летний сезон ходил ещё турбоход "Кайзер", водоизмещением 1900 тонн. С лета 1933 года действовала линия Пиллау-Мемель (один раз в неделю), а с 1935 года корабли шли по этой линии до Ревеля и Хельсинки. Во время Второй Мировой войны все эти корабли были переданы военно-морскому флоту, а 9 июля 1941 года "Пруссия", "Ганзейский город Данциг" и "Танненберг" затонули в минных полях у шведских берегов. Только "Кайзер" дожил до конца войны и по репариации был передан Польше, получив там новое имя "Бениовски".
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА бомбардировка города. Сильные бомбовые удары русской авиации были 3 Февраля 1945 года и ещё более серьёзные - 5 февраля. Кроме жителей, в городе насчитывалось до 70,000 беженцев, Сигнал воздушной тревоги в тот день запоздал, так как в городе не было света. В течение пяти минут 60 самолётов сбросили на Пиллау 80 бомб, и 38 бомб было сброшено на Русскую Дамбу. В результате налета погибло трое военнослужащих, 51 гражданское лицо и ранено 159 человек. Совершенно были разрушены дома на улицах Ганс-Парлов-Штрассе 4; Данцигер Штрассе 3 и 7: Ост-Обершлезиен-Штрассе 6 и 8 и здание почты в Пиллау-2. 30 домов были разрушены частично. С этого времени налёты стали непрерывны. Только в марте месяце под бомбами погибли 141 военнослужащий и 101 гражданское лицо. За один день 25 марта 1945 года воздушная тревога объявлялась 21 раз, В апреле месяце учёт несчастий и разрушений от бомбёжек, администрацией города не велся, так как самолёты висели над городом непрерывно и бомбили почти на бреющем полёте. Над городом летало в общей сложности около 300 самолётов.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА изгнанники 17-18 января 1945 года из Кенигсберга пришёл поезд с беженцами, другая часть из них, пришла в город пешком по льду залива. Через 10 дней поток беженцев гигантски увеличился. Необходимо было их срочно вывозить из города. 25 января 1945 года ушли из гавани Пиллау гарнизонные корабли "Роберт Лай", "Претория" и "Убена" с беженцами на борту. Уже к 15 февраля из Пиллау на военных и торговых судах выехало 204.000 человек. 50.000 были перевезены в Нойтиф. В отдельные дни в городе скапливалось до 75000 беженцев. С конца января и до середины апреля из Пиллау было вывезено 450000 человек (по некоторым источникам - 592,000). Эвакуация шла Балтийским морем в западные провинции рейха - это более чем 1/5 всех вывезенных из Восточной Пруссии в годы войны. От 180000 до 200000 человек было перевезено в НойтиФ.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА конец военных действий. 13-14 апреля 1945 года - эвакуация гражданского населения из Фишхаузена. 16 апреля 1945 года - из Нойхойэера эвакуировано гражданское население. Русские овладели полуостровом Пайзе. 17 апреля 1945 года - население Пиллау и беженцев перевезли на пароме на косу. 20 апреля 1945 года - убитых гражданских лиц в Пиллау - 150 человек, раненых - 200 человек. Полиция ищет по домам оставшихся жителей на предмет их эвакуации. Враг у Тенкиттена. Упорные бои у Адальберткройц и у Лохштедта. 21 апреля 1945 года - эвакуация гражданского населения в Нойтиф, Утром пали батареи Адальберткройца и Лохштедта. 22 апреля 1945 года - усиление действий артиллерии и авиации врага, особенно севернее Нойхойзера. 23 апреля 1945 года - прорван фронт у Нойхойзера. Вскоре начались бои у Плантации; в гаванях взрывы бомб, вход в канал Кенигсберга заминирован и там были затоплены корабли. Около 19 часов комендант покинул командный пункт и укрылся в Нойтифе. Батареи Камстигалля, расстреляв все снаряды, были взорваны. Поздно вечером 21 пехотная дивизия под командованием генерал-майора Венглера прибыла в Пиллау, но судьбу города изменить уже не могла. 24 апреля 1945 года - вечером на мыс Хель были эвакуированы 19200 солдат, из которых 7000 раненых. Батареи Северного мола подавлены врагом. 25 апреля 1945 года - около 4-х часов утра Пиллау покинул командир морской береговой обороны Восточной Пруссии капитан 1 ранга Штро-бель. В 04 часа 30 минут утра началась борьба за Нойтиф. Русские усилили натиск, высадив морской десант (мыс косы и аэродром). Около 15.30 батареи Мевенхакена остались без снарядов и орудия были взорваны. Русские по понтонному мосту, усилили свои войска танками. Около 24 часов батареи Каддига были подавлены врагом. 30 апреля 1945 года - Нармельн взят русскими.
ГАВАНИ На городском плане 1945 года очень хорошо просматриваются гавани: Форхафен (Аванпорт). Инненхафен (Внутренняя гавань), Грабен (Ров), Хинтерхафен (Задняя гавань) и Маринехафен (Военно-Морская гавань). Первая удобная для кораблей гавань Грабен была построена в 1683 году. После постройки Русской Дамбы во время Семилетней войны гавань получила надёжную защиту от ветра и льда. Одновременно были заложены бассейны будущей гавани Инненхафен. В 1864 году возникла гавань Хинтерхафен, которая вначале мало использовалась по причине мелководья. Строительство Форхафен началось в 1864 году, а закончилось в 1887 году. Он был крайне удобен для погрузки (разгрузки) и здесь могли швартоваться большие корабли. В 1937/38 годах на местности между Русской Дамбой и Старым Пиллау был построен аэродром, который вскоре был перенесён в другое место, а здесь создали гавань Маринехафен. Строительство западной части гавани началось в XIX веке. Ещё в 1814 году посетители Пиллау писали, что его гавани самые опасные в Европе. К концу XIX века они стали одними из лучших, благодаря Торговому обществу Кенигсберга, в руках которого было административное управление пиллаусскими гаванями (1810-1864). Когда стало ясно, что купечество Кенигсберга не может более нести громадные расходы по хозяйству гавани, всю финансовую сторону строительства гавани взяло на себя государство. Размеры территории гаваней:
Для сравнения можно привести данные о незначительных гаванях в окрестностях Пиллау - гавань Ваухафен Камстигалля - 2,43 га ж глубиной 2,5 м, на южном молу у Нойтифа гавань Шнеппхан - 1,08 га, в Нойтифе Боотсхафен (Лодочная гавань, её ещё называют "Клоцке Лох").
ГАЗЕТЫ 1) "Фишхаузен Крайсблат" (Областной листок Фишхауэена-1848). Издатель - сельская ратуша, книгопечатник - Хартунг. 2) "Пиллауер Лёйхте" (Пиллаусские огни-1848). Это первая газета города и вначале она выходила один раз в неделю, инициатор - учитель А.Эрнст, издатель - Занвальд. 3) "Пиллауер Анцайгер" (Пиллаусский справочник-1868), выходил короткое время. 4) "Пиллауер Меркур" (Пиллаусский вестник -1870). Вначале выходила как еженедельник, затем чаще. Издатель - Занвальд. 5) "Пиллауер Альгемайне Цайтунг" (Пиллаусская общественная газета-1908), примерно с 1918 года "Пиллауер Альгемайне унд Замландише Цайтунг" (Пиллаусская общественная и Замландская газета). Издатель Фон Трёге. 6) "Вадецайтунг унд амтлихе Курлисте дес Остзеебадес Нойхойзер" (Курортный листок-1926). Издавался для морского курорта Нойхойзер.
ГАЗОВЫЙ ЗАВОД На месте засыпанного болотистого грунта Кольке возникло первое газовое предприятие, пущенное в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Первая Мировая война, последующая за ней инфляция и вызванный ею дефицит угля и необходимых материалов так неблагоприятно повлияли на газовое хозяйство Пиллау, что собрание ратуши в 1923 году вынесло решение временно приостановить его работу. Но, благодаря переговорам между бургомистром Пиллау и газовым обществом Тюрингии, образованию между ними совместного пая (Пиллау внес 6000 рейхсмарок, а Т.Г.Г. 4000 рейхсмарок), удалось сохранить газоснабжение города. Из Тюрингии поступали специалисты и необходимое техническое оборудование. Эта дружественная поддержка позволила не закрывать газового завода. Впоследствии завод полностью перешёл в собственность города. После 1923 года газовое предприятие Пиллау стало отличным во всех отношениях. Были куплены новые подъёмные краны и погрузочные механизмы; технически совершенными стали газгольдеры, плавильные печи и т.д. Производительность завода составила 600,000 - 700.000 куб.м. газа в год. После проведения всех этих усовершенствований стало очевидно, что завод мал и требуется его расширить, что и было почти полностью закончено к 1939 году. Мощность вновь созданного предприятия достигла 1.750.000 куб.м. в год. Предприятие действовало до 19 часов 25 марта 1945 года.
ГАРДИНЕ защитный вал Земляной вал у моря, идущий к заливу и поросший старыми соснами и липами. Он расположен близ высот Сант-Адальберт-Кройц между Тенкиттеном и Лохштедтом, его длина около 2км, а ширина 9м. Этот вал называется "Гардиной", что вероятно означает "Защитный вал". Путнику, идущему с севера, вал кажется преградой, не дающей возможности увидеть Лохштедт и Нойхойзер. Совершенно очевидно его происхождение в период рыцарских завоеваний, скорее всего он, обозначал границу между Замландом и Витландом. Этот вал упоминается во многих сагах и легендах. В 1932 году там делались археологические раскопки, и было установлено, что вал даже укреплялся камнем. Впервые его нанесли на картах в 1626 году под названием "Старый вал". Со временем его местоположение несколько изменилось (огибал Фишхаузен). Для защиты населённых пунктов от летающих песков, в XVII веке вал был засажен деревьями. Был ещё "Малый вал" или "Малая Гардина" между Пиллау и Нойхойзером, который служил границей между пашнями Лохштедта и Вограма.
ГАРНИЗОН И ЕГО СОСТАВ 1)1601г.. Для охраны построенных голландским инженером де Комбтом укреплений, была создана команда из наёмников и ополченцев - 273 человека. Командир капитан Альбрехт фон Кальнайн. Это был первый гарнизон Пиллау, 2) 1636-1692 г. С 15 января 1636 года 2 роты полка фон Редерна расположились в крепости - гарнизон стал постоянным, 9 октября 1636 года в крепости было 400 человек, В 1639 году гарнизон был усилен 3 ротой (полка Фон Редерна) и 4 ротой (личная рота Курфюрста под командованием де ля Каве). В 1653 году полковник фон Пудевильс, который уже с 1641 года был губернатором Пиллау, стал командиром полка. В 1678 году общее число солдат гарнизона достигло 669 человек. В 1689 году гарнизон вновь увеличился на одну роту, но в 1691 - из Пиллау были выведены 2 роты, 15 апреля 1692 года оставшиеся 3 роты, были заменены на полк нового губернатора генерал-майора Александра графа цу Дона Шлобиттена. 3) 1679-1684г. Морской гарнизон состоял из команды моряков с кораблей Бениамина Рауле, которые располагались не в крепости, а в специально построенных бараках (на этом месте позднее будет проходить улица Брайте Штрассе). 4)1914-1918г. Военный гарнизон Пиллау к началу Первой Мировой войны насчитывал 8000 человек (пехота, артиллерия, инженерно-сапёрные части и половина эскадрона кавалерии). 5) 1920г. Из 3-й морской бригады образовано 5 отделение береговой защиты, которое с 1 сентября 1920 года вошло в состав гарнизона. Оно состояло тогда из 4-х рот и музыкальной капеллы. Позже его сократили до 2-х рот и 1 октября 19 26 года переименовали в V отделение морской артиллерийской защиты (охраны V МАА). В 1935 году сформирована третья рота. К началу Второй Мировой войны отделение было расформировано. Его 3 рота стала самостоятельным формированием. В Пиллау сформировали V эрзац М.А.А.(V ЕМАА). Это отделение в январе 1945 года переведено в Данию, после того, как около 500 человек береговой морской охраны были переведены в пехотные части. 6)1933г. С 1 октября 1933 года 1 минно-торпедная флотилия дислоцируется в Пиллау. 7)1936г. Разведывательная авиация Пиллау и служба наблюдения созданы вновь. Служба наблюдения была в Готенхафене: ей подчинялась 1 авиаразведывательная рота из Пиллау с 11 самолётами, 8) 1940 г. Первый учебный дивизион подводных лодок, переведён в Пиллау. 9) 1944 г. В гарнизоне было около 24.000 солдат.
ГЕРБ. В 1725 году был введён герб города - плывущий в море осётр в золотой короне. Корона, безусловно, напоминает королевскую корону 1701 года.
ГЕРБЕРТ-НОРКУС-ШТРАССЕ улица имени Герберта Норкуса. Улица в городском посёлке Камстигалль. Названа в честь убитого 24.01.1932г. коммунистами в Берлине 16-летнего подростка, который расклеивал антикоммунистические листовки.
ГЕРМАН-ГЕРИНГ-ПЛАЦ площадь имени Германа Геринга. Это бывший участок Инненхафен в Пиллау-1, где складировались грузы. Площадь названа именем национал-социалистического политика и рейхсмаршала Германа Геринга (1893-1946), который в 1932 году был президентом рейхстага, а с осени 1933 года - министром-президентом Пруссии.
ГЕРРМАНН ИОГАНН фон ФРИДРИХ. Иоганн Фридрих фон Геррманн (1730-1818) был сыном лесничего. В Семилетнюю войну пошёл добровольцем в прусскую армию. За храбрость был возведён во дворянство, а в 1792 году он стал командиром батальона пехотного полка в Пиллау. В 179 2-1796 и 1806-1808 годах фон Геррманн - комендант крепости Пиллау. В 1802 году ему присвоено звание подполковника, а в 1805 году - полковника. Блестяще проявил себя, а дни французской оккупации. В ноябре 1808 года в звании генерал-майора вышел на пенсию.
ГИЛЬДИЯ СТРЕЛКОВ "Гильдия братства стрелков" возникла в 1724 году. В 1729 году король Фридрих Вильгельм 1 вручил им знамя, два барабана и два ружья с тем, чтобы эти бравые парни стреляли не только по мишени, но и могли защищать крепость. В пиллаусском городском музее хранились 5 серебряных щитов этого союза (1724) и один щит с мишенью, на котором было написано "В ожидании лучших времён. Пиллау. 9 июля 1753 года". В 1853 году союз стрелков меняет свою программу и значительно увеличивает количество своих членов. "Союз стрелков" окончательно оформляется в 1883 году. В 19 13 году в союзе состояло 87 членов и многие были победителями на соревнованиях в Кенигсберге.
ГИНДЕНБУРГШТРАССЕ, улица имени Гинденбурга. Улица в Пиллау-1, является продолжением улицы Фридрих-Вильгельм Штрассе; она начинается от Грабен и идёт на север. Улица названа в честь Пауля фон Гинденбурга (1847-1934) - главнокомандующего 8 армии, в 1914 году, победоносно сражавшейся против русских у Танненберга и у Мазурских озер. Гинденбург получил тогда, титул "освободителя Восточной Пруссии". С 1925 года он - рейхспрезидент.
ГОЛОСОВАНИЕ В МАЗУРАХ 1920 год. Большая часть Восточной и Западной Пруссии после окончания Первой Мировой войны без учета мнения их жителей была отделена от рейха (округа Мариенбург, Штум, Мариенвердер, Розенберг и вся южная часть Восточной Пруссии: округа Мазура -Найденбург, Ортельсбург, Сенсбург, Йоханнесбург, Лик, Олетцко, Лётцен; округа Эрмлянда- Алленштайн-штадт, Алленштайн-лянд, Резель). Все они должны были решить голосованием, какому государству хотят принадлежать - Польше или Восточной Пруссии. В Пиллау был образован комитет по приему прибывших для голосования людей из "Империи", которые, или родились, или проживали в названных округах. Голосование 11 июля 1920 года явилось громадной победой немцев. За принадлежность к Восточной Пруссии проголосовало более 90 % немцев. Во время обратной поездки в "Империю" через Пиллау проследовало 50 тысяч человек.
ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Количественный состав администрации города несколько раз менялся. В её состав в разные годы входили: 1725 - один почётный гражданин, один писец (секретарь) и судья одновременно, один член магистрата и пять советников; 1922 - один бургомистр (с денежным довольствием) и пять почётных членов: 1925 - один бургомистр (с денежным довольствием), заместитель и четыре советника: 1936 - бургомистр, три заместителя и шесть общинных советников. С 1 августа 19 44 года городская администрация была усилена. Ей были приданы службы экономики и питания, производство готовых продуктов питания (консервы), производственные мастерские (с целью их усовершенствования). Туда же вошла полицейская служба, все городские предприятия, городские сберкассы - всего 261 чиновник. 18 апреля 1945 года городская администрация была распущена, персонал получил приказ покинуть город.
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ После проведения новой городской реформы самоуправления в феврале 1808 года был избран магистрат в количестве 27 человек. В 1920 году их уже было 24 человека, а с 1924 - 17. Зал заседаний находился в ратуше. Последнее заседание магистрата прошло 29 августа 1944 года.
ГОРХ-ФОК – ШТРАССЕулица имени Горха Фока. Улица в военно-морском посёлке Камстигалль, Горх Фок - это псевдоним писателя Ганса Кинау (1880-1916), который написал роман, полный любви к морю ("Морской дороги не избежать" 1913г.) и, кроме того, много рассказов. Сам писатель погиб в битве при Скагерраке. Его именем был назван парусник морских сил Германии. Учебный парусник "Горх Фок" в августе 1932 года посетил Пиллау и отшвартовался у пиллаусской почты. Любопытно, что этот парусник после окончания Второй Мировой войны был передан Советскому Союзу, где ему присвоили новое имя "Товарищ".
ГОРЫ Хайстерберг, Юбилеумсхохе, Китткенберг, Коммандантенберг, Крэен-берг, Лемберг (Шведеншанце), Лидткес Берг, Пфаннкухенберг, Пфундбуденберг, Швальбенберг (Турмберг), Шведенберг, Швайнсберг (Мюленберг), "Зибен Xюге ль ", Визенберг.
ГОСТИ И ТУРИСТЫ. Значительное положение Пиллау, как военного форпоста Кенигсберга и его заметная хозяйственная значимость привлекала к нему множество интересных людей: князей, государственных деятелей, людей культуры и т.д.. Все, путешествуя по Восточной Пруссии, непременно посещали Пиллау. Однако, политическая обстановка в городе и частые войны не давали возможности посещать город всем желающим. Вот список тех, кто посетил Пиллау и его окрестности: 1) Курфюрст Георг-Вильгельм (время правления 1619-1640): был 11.04,1639 г., и 7.05.1639 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 435. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |