Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ




НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ Проводит сам исследователь, непос­редственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом ОПОСРЕДОВАННОЕ Используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; магнито-, кино-, видеозаписи
ОТКРЫТОЕ (ЯВНОЕ) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми фак­та присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась СКРЫТОЕ Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т. д.
ВКЛЮЧЕННОЕ (ПРИЧАСТНОЕ) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы НЕВКЛЮЧЕННОЕ (НЕПРИЧАСТНОЕ) Исследователь ведет наблюдение извне
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (СПЛОШНОЕ) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятель­ности ребенка: в дневниках родителей; в дневниках педагогов НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (ВЫБОРОЧНОЕ) Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком; речь ребенка
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет   КРАТКОВРЕМЕННОЕ Разные варианты: наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; наблюдение для замера интервалов времени, частности, событий и т.д.
КАУЗАЛЬНОЕ (ПРИЧИННОЕ) Наблюдение отдельных случаев, кото­рые представляют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, что-бы получить представление о нем. Наблюдение за возбудимым ребенком ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты пове­дения, типичные для данного ребенка
ВНЕШНЕЕ(наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом чело­веке, его психологии и поведении пу­тем наблюдения за ним со стороны ВНУТРЕННЕЕ (САМОНАБЛЮДЕНИЕ) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями

 

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций, которые могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей.

Так, дети могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки; на удачно выполненную работу и т. д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т. д.

 

Общая характеристику наблюдения как метода исследования

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия, поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомимика.

3. Высказывания, речь, словесные реакции.

4. . Вегетативные реакции

Метод наблюдения

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (состав­ленной после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законспирированность» наблюдения и его целей деловы­ми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистра­ция результатов (факты, а не их истолкование):

протоколирование с помощью условных значков, стеногра­фирования;

система категорий и оценочных шкал.

Магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация.

5. При наблюдении за сложными процессами (например, заня­тия в группе) могут работать два наблюдателя и более. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их дея­тельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений

ДОСТОИНСТВА

А.Доступность, дешевизна средств.

Б. Не искажает естественного протекания психических процессов.

В. Богатство собираемых сведений.

 

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя

 

НЕДОСТАТКИ

А. Большие затраты времени в связи с пассивностью на­блюдателя (позиция выжидания).

Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю.

Б. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

В. Трудность установления причины явления:

- слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;

- много неучитываемых условий;

- возможность субъективизма.

Г. Трудность статистической обработки

 

Наблюдение — процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей

Наблюдатель должен иметь предварительный опыт проведения наблюдения, понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью), быть знаком с теоретическими основами.

На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?), затем хорошо продумать план, систему категорий (схема 2.17), протоколы наблюдений и т. п. выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на объект исследования и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись?)

Перед исследованием с помощью метода наблюдения желательно про­нести тренировочное наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и при постоянной смене ситуаций.

После проведения основных наблюдений обрабатываются и интерпре­тируются (каков результат?) полученные данные (схема 2.16).

Схема 2.16

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

 

№ про­цесса Содержание процедуры Цель
1 Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
2 Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
3 Выбрать способ наблюдения: менее влияющий на исследование объекта;и наиболее эффективный Как наблюдать?
4 Выбрать способ регистрации Как вести запись?
5 Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

Системы категорий и оценочных шкалсодержат полное описание всех видов возможного поведения, служат важным средством уточнения и облегчения наблюдения (схема 2.17). Они выполняют роль:

- вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;

- позволяют научно обрабатывать наблюдаемые факты;

- сделать соответствующие выводы.

Схема 2.17

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

I. По полноте

полная неполная

II. По континуальности (непрерывности)

континуальная дисконтинуальная

По числу изучаемых параметров

одно измерение несколько параметров

IV. По характеру требований к научному наблюдению

регистрируется так, как видит наблюдатель   регистрируется на основе сути исследуемого вопроса и его логики

Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категорий.

Например, изучение отношения ученика к коллективу(По: Залужный А.С. «Детский коллектив и методы его изучения)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...