![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМСтр 1 из 2Следующая ⇒
НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты. Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций, которые могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, дети могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки; на удачно выполненную работу и т. д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т. д.
Общая характеристику наблюдения как метода исследования Симптомы наблюдения 1. Движения, действия, поступки, деятельность. 2. Мимика, жесты, пантомимика. 3. Высказывания, речь, словесные реакции. 4. . Вегетативные реакции Метод наблюдения 1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленной после предварительного изучения объекта и предмета исследования). 2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления. 3. «Законспирированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним. 4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их истолкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования; система категорий и оценочных шкал. Магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация. 5. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два наблюдателя и более. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности). 6. Систематичность проводимых наблюдений ДОСТОИНСТВА А.Доступность, дешевизна средств. Б. Не искажает естественного протекания психических процессов. В. Богатство собираемых сведений.
Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя
НЕДОСТАТКИ А. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю. Б. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. В. Трудность установления причины явления: - слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями; - много неучитываемых условий; - возможность субъективизма. Г. Трудность статистической обработки
Наблюдение — процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей Наблюдатель должен иметь предварительный опыт проведения наблюдения, понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью), быть знаком с теоретическими основами. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?), затем хорошо продумать план, систему категорий (схема 2.17), протоколы наблюдений и т. п. выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на объект исследования и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись?) Перед исследованием с помощью метода наблюдения желательно пронести тренировочное наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения. Могут возникнуть трудности наблюдения, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и при постоянной смене ситуаций. После проведения основных наблюдений обрабатываются и интерпретируются (каков результат?) полученные данные (схема 2.16). Схема 2.16 ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Системы категорий и оценочных шкалсодержат полное описание всех видов возможного поведения, служат важным средством уточнения и облегчения наблюдения (схема 2.17). Они выполняют роль: - вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения; - позволяют научно обрабатывать наблюдаемые факты; - сделать соответствующие выводы. Схема 2.17 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категорий. Например, изучение отношения ученика к коллективу(По: Залужный А.С. «Детский коллектив и методы его изучения)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 527. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |