Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право на объединение: правовое регулирование и понятие.




Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 30 Конституции Р.Ф. закреплено право объединяться на основе общности интересов, целей, воззрений и т.п., и невозможность принуждения к вступлению в общественное объединение, равно как и к пребыванию в нем (то есть, Конституция запрещает препятствовать и выходу из общественного объединения). Статья 13 Конституции закрепляет равенство общественных объединений (как и всех субъектов российского права) перед законом, а также налагает запрет на создание таких общественных объединений, цели и действия которых могут представлять угрозу основам конституционного строя.

Данные правовые нормы соответствует стандартам демократического государства, объявленным в статье 20 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., закрепленным в статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (оба от 19 декабря 1966 г.).

В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 22) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц.

"Право граждан на объединение, как следует из закрепляющей данное право ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 2, 13 и 14, относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений".

Согласно Всеобщей декларации прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).

Конституция Российской Федерации также исключает любые формы ограничения прав граждан в этой сфере. В ней отмечается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Действующее законодательство по-разному подходит к формулировке понятия "общественное объединение".

На момент принятия Федерального закона "Об общественных объединениях", его исходные правовые принципы опирались лишь на Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база деятельности общественных объединений значительно расширилась и в настоящее время включает следующие Федеральные законы: настоящий Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. [9], Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996г. [8], Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996г. [14], Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001г. [7].

При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.

Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения выступают по отношению к соответствующим положениям настоящего Федерального закона как нормы общего характера, поскольку все общественные объединения, согласно определению, данному в ст. 5 настоящего закона, являются некоммерческими образованиями.

Что касается Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", он, напротив, в определенной части выступает по отношению к закону "Об общественных объединениях", как специальный или частный закон, поскольку конкретные общественные объединения могут одновременно являться благотворительными, но не любые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют исключительно благотворительные цели, и, кроме того, придерживаются в своей деятельности правил и ограничений, установленных в законе для таких организаций и претендуют на получение льгот, связанных со статусом благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10, 12, 16, 18 Федерального закона "О благотворительности и благотворительных организациях").

Кроме того, субъекты РФ в соответствии с Конституцией РФ принимают свои законы и иные нормативные акты о деятельности общественных объединений. Но, рассматривая соотношение норм федеральных законов, регулирующих деятельность общественных объединений, и соответствующих законов субъектов РФ, важно отметить следующий факт: в соответствии с п. "в" ст. 71 Конституцией РФ, в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина", а в совместном ведении РФ и ее субъектов, в аналогичной области, согласно п. "б" ст. 72 Конституции РФ, находится лишь "защита прав и свобод человека и гражданина". Таким образом, регулирование реализации важнейших конституционных прав и свобод, к числу которых относится и право граждан на объединение, отнесено к исключительной компетенции федеральных законов. Поэтому законы и другие нормативные акты, принимаемые субъектами Федерации, не могут ограничивать использование гражданами права на объединение, умалять права и виды государственной поддержки общественных объединений, гарантированные настоящим Федеральным законом, но могут устанавливать дополнительные меры защиты этих прав, расширять возможности законной деятельности общественных объединений, предоставлять им дополнительные льготы, оказывать иные меры поддержки.

Кроме того, в данной сфере действуют следующие важные нормативные акты:

- Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации Торгово-Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" [19];

- Приказ Минюста РФ от 08.08.2001 N 237 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" [20];

- Приказ Минюста РФ от 06.10.1997 N 19-01-122-97 "О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений" [18].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...