Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутригосударственные институты защиты прав человека.




Институт омбудсмена, развивавшийся много лет в зарубежных странах, был привнесен и на российскую почву. Начиная с 1994 г., в России осуществляет свою деятельность аналог международного института - Уполномоченный по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

 

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе и не истек год с момента нарушения права.

 

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Такой перечень полномочий позволяет Уполномоченному достаточно эффективно осуществлять защиту нарушенных прав граждан.

 

К юрисдикционной защите также относится судебная защита. Она занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека в настоящее время. Под судебной формой защиты следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федерации (федеральный, конституционный (уставный), мировой судья)1. Право на обращение в суд за защитой нарушенных прав предусмотрено гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

 

Административная защита гражданских прав, как и судебная, является юрисдикционной, она осуществляется посредством обращения в государственные органы с жалобами на действия чиновников. Например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что физические лица - индивидуальные предприниматели вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Самозащита относится к неюрисдикционным способам защиты. Граждане могут самостоятельно защищать свои права. Такая возможность обусловлена положениями ст. 31 Конституции РФ: граждане вправе собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты. При осуществлении данного права не допускается нарушение прав и свобод других лиц, а также использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

 

В России действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального разрешения властей. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

 

В современных условиях развития общества необходимость защиты прав человека и поддержание правопорядка выходит на первый план, а формирующаяся судебная практика показывает, что для обеспечения правопорядка недостаточно одного нормативного закрепления прав и обязанностей граждан, в том числе и в сфере защиты их прав. Необходим эффективный механизм их реализации, включающий систему органов публичной власти, компетентно осуществляющих правозащитную функцию государства в интересах граждан, наличие такой системы образования и воспитания должностных лиц, которая формировала бы у них глубокое уважение к правам рядовых граждан.

 

Право на публичные мероприятия: правовое регулирование и понятие.

Право на публичные мероприятия – универсальное коллективное право человека на определенное целевое публичное поведение.

Конституция РФ ст. 31:

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Всеобщая декларация прав человека ст. 20.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ст. 11.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 710.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...