Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие конструктов и конструктных систем
С точки зрения Келли, первый шаг человека на пути предсказания и контроля своего жизненного опыта – это толкование событий. До того как произошло истолкование, опыт состоит из кажущегося случайным непрекращающегося потока событий. Келли полагает, что события существуют отдельно от человека, но до того как он их истолковывает, они не имеют значимости с точки зрения понимания личности. Процесс истолкования состоит в том, что отдельные события объединяются в один класс с другими, которые кажутся сходными, и противопоставляются тем, которые считаются отличными. На первых стадиях процесса толкования человек начинает обращать внимание на определенные общие характеристики протекающих событий, организованных в кажущиеся случайными совокупности, так, что он замечает то, что можно посчитать повторениями или репродукциями событий. Будучи в состоянии выделить сущность происходящего в данный момент события, человек получает возможность узнать повторение этого события в будущем. Он вышел за пределы буквального события и достиг абстрактного представления сущности события. Только посредством такого процесса обобщения и абстрагирования переживаемые человеком события могут обрести значимость и упорядоченность. Без активных попыток толкования было бы невозможно познакомиться с миром и формировать ожидания относительно того, что случится в следующий момент. Совершенно определенно можно сказать, что Келли полагает, что, поскольку толкование – это процесс интерпретации, а не просто буквальное описание реальности, он будет по-разному происходить у разных людей. Это означает, что существует много способов классифицировать события на основании их сходства и различия и все эти способы приемлемы, потому что существует так много событий, которые при рассмотрении буквально очень сильно отличаются друг от друга. Но Келли не объясняет, почему процесс толкования будет происходить по определенным направлениям. Он просто не затрагивает этот вопрос. Пытаясь ответить на него, можно было бы сказать, что существуют определенные характеристики ядра личности, например врожденные способности, которые влияют на направление истолкования, но такое предположение было бы не в духе модели согласованности с ее акцентом на роли опыта взаимодействия с окружающей средой в формировании содержания личности. Если бы Келли затронул вопрос о том, почему конкретные люди производят толкование по определенным направлениям, он, возможно, говорил бы о различном опыте взаимодействия с окружающей средой, который имели разные люди. Это означает, что вы истолковываете или в направлениях, переданных вам значимыми другими, или в направлениях, которые представляют собой естественный результат событий, которые оказались включены в багаж вашего жизненного опыта. То, что Келли отказывается развивать свою теорию в этом направлении, следует запомнить, поскольку мы встретимся еще с несколькими "белыми пятнами", всю совокупность которых мы можем определенным образом интерпретировать. В любом случае результатом или продуктом процесса истолкования является конструкт. Характеристика ядра личности, конструкт – это идея или абстракция, дихотомичная по своей природе. Хороший-плохой, например, – это конструкт. Цветной-бесцветный – тоже конструкт. Конструкты – это категории мышления, образующиеся в результате нашей интерпретации событий, как мы увидим в следующем разделе, они служат цели помощи в прогнозировании будущих событий. Келли полагает, что дихотомичная природа конструкта отражает природу обычных мыслей. Чтобы конструкт вообще сформировался, полагает Келли, вы должны заметить, как минимум, что два явления похожи друг на друга и отличаются от третьего. Процесс восприятия сходства тесно связан с процессом восприятия различий. Если вы говорите, что две вещи, скажем дерево и металл, сходны в своей твердости, вы, по крайней мере, подразумеваете, что они в то же время отличаются от мягких вещей, таких, как вода. Осознание наличия твердых предметов требует осознания того, что существуют также мягкие предметы, служащие контрастом. Если бы как твердые, так и мягкие вещи не существовали в мире одновременно, никто из нас не смог бы сформулировать качества твердости и мягкости как свойства предметов. В более обобщенном смысле любой воспринимаемый нами предмет воспринимается именно таким образом потому, что он противопоставлен чему-то иному. Основываясь на всем этом, полагает Келли, природа конструктов дихотомична. На него не влияет тот факт, что человек может, как кажется, использовать только один полюс конструкта. Если человек говорит, например, только о добродетели людей, вовсе не обращаясь к развращенности, это просто означает, что полюс развращенности конструкта добротельный-развращенный подразумевается. Это не означает, что его не существует. Не существует униполярных конструктов. До сих пор я использовал язык, очень похожий на язык самого Келли. Это сам по себе абстрактный, интеллектуализированный язык. Поскольку я не совсем уверен, что представление о том, что такое конструкт и как он формируется, получилось у вас достаточно живым, разрешите мне прерваться и привести пример, который может быть достаточно близким вашему жизненному опыту. Представьте, что у вас нет конструктов в области гетеросексуальных отношений. Однако вы обладаете базовой тенденцией предсказывать и контролировать события своей жизни. При нормальном развитии событий вы окажетесь в компании людей противоположного пола и ваше стремление предсказывать и контролировать свой жизненный опыт найдет свое выражение в попытках понять, интерпретировать взаимодействие такого рода. Итак, по ходу взаимодействия вы будете искать сходство и различия, которые могут послужить основой для абстракций, обобщений, понятий, которые сделают взаимодействие осмысленным и предсказуемым. Рассмотрим три взаимодействия с людьми противоположного пола. Предположим, что первое и третье привели вас в восторженное и радостное состояние, в то время как второе было пугающим и расстроило вас. Вы могли сформулировать понятие или конструкт удовлетворяющий-неудовлетворяющий в качестве значимого измерения гетеросексуальных отношений. Первое и третье взаимодействия могут также включать людей, которые возбудимы, обладают живым воображением, непоследовательны и необычны, в то время как второе взаимодействие произошло с кем-то, кто аккуратен, уравновешен, прагматичен, практичен и уступчив. На основе этих наблюдений у вас может сформироваться конструкт творческий-банальный как нечто, приложимое к гетеросексуальным отношениям. До сих пор мы обсуждали сходства между первым и третьим взаимодействиями и отличие обоих от второго. Но могут возникнуть и другие возможности. Например, первое и второе взаимодействия могли включать людей, которые получают хорошие отметки, которым нетрудно дописать доклад, которые привнесли какие-то ощутимые улучшения в жизнь других людей, в то время как третье взаимодействие могло включать человека, который боится оценивания, плохо учится и ничего не делает для других людей. На основе этих наблюдений вы могли бы сформулировать конструкт продуктивный-непродуктивный как еще одно важное измерение гетеросексуальных отношений. Может быть, это помогает вам интуитивно почувствовать, что имеет в виду Келли, когда говорит о развитии конструктов. То, как конструкты используются и изменяются, – темы следующих разделов. Когда вы изучите следующие разделы так же хорошо, как и этот, вам станет понятно, как развитие, использование и изменение конструктов связаны с прогнозированием и контролем событий жизни. Но перед переходом к следующим разделам мы должны обсудить еще несколько вопросов, чтобы закончить этот. Переживая события своей жизни, человек разовьет множество конструктов. Вы видите, насколько легко три отдельных конструкта могли бы возникнуть в результате взаимодействия с тремя людьми противоположного пола. На самом деле, в этом примере я мог бы привести гораздо больше возможных конструктов. В ходе жизни развивается множество конструктов, потому что огромное количество и многосторонность событий порождают множество различных объяснительных заключений. Но вместо того чтобы оставаться разобщенными, многие сформулированные человеком конструкты имеют тенденцию организовываться в конструктные системы. Согласно Келли, организация конструктов в систему имеет тенденцию происходить по принципу иерархизованности, но я должен сказать, что Келли нигде не дает четких объяснений, в каких направлениях будет происходить эта иерархизация. Кажется, между конструктами могут существовать два вида отношений, а именно подчиняющие и подчинительные. Во-первых, "конструкт может быть подчиняющим относительно другого, потому что каждый полюс подчинительного конструкта формирует часть содержания двух полюсов подчиняющего конструкта" (Sechrest, 1963, с. 214). В нашем примере конструкт удовлетворяющий-неудовлетворяющий был бы подчиняющим для конструкта творческий-банальный, если бы творческие люди приносили удовлетворение, а банальные – неудовлетворение. Справедливо и то, что помимо творчества и банальности существуют и другие вещи, влияющие на то, приносят они удовлетворение или нет. Другими словами, творческий-банальный – это нечто похожее на удовлетворяющий-неудовлетворяющий, но первый конструкт является подчинительным по отношению ко второму в силу своей меньшей обобщенности. Чтобы проиллюстрировать другой вид субординационных отношений, я разверну еще дальше наш и так уже развернутый пример. Но сначала вспомните, что конструкт продуктивный-непродуктивный был сформирован на основе сходства между первым и вторым взаимодействиями и их отличием от третьего. Вне зависимости от того, является ли этот конструкт более или менее обобщенным, чем первые два, он остается независимым от них и не может быть организован вместе с ними в одну иерархию. Продуктивность-непродуктивность человека не имеет ничего общего с тем, будут его считать творческим или банальным и принесет ли взаимодействие с ним удовлетворение или нет. Это так, потому что продуктивность-непродуктивность – конструкт, сформированный на основе иных группировок признаков событий, нежели другие два конструкта. Подобные наблюдения подвели Келли к выводу, что, хотя конструкты стремятся организоваться в системы, некоторые конструкты будут настолько независимы или несовместимы с другими, что будут существовать или сами по себе, или как часть отдельно (возможно, конкурирующих) конструктных систем. Теперь обратимся к нашему примеру, чтобы проиллюстрировать второй вид иерархической организации конструктов. Добавим четвертое взаимодействие с человеком противоположного пола и предположим, что полученный нами опыт таков, что полюс творчества конструкта творческий-банальный является значимым. Итак, во-первых, третье и четвертое взаимодействия произошли с творческими людьми, а второе – с банальным человеком. Допустим дальше, что характеристики первого и четвертого взаимодействий предполагают наличие щедрости, третьего – скупости, а второе нейтрально относительно этих качеств. Получающийся в итоге конструкт щедрость-жадность находится в до сих пор пока не обсужденных отношениях с конструктом творческий-банальный. Вне зависимости от того, какой из них более общий и, следовательно, занимает более высокое место в иерархии, весь конструкт щедрость-жадность целиком помещается на творческом полюсе конструкта творческий-банальный. Это означает, что, хотя достаточно важно оценить щедрость или скупость творческих людей, это бессмысленно делать с людьми банальными. Это второй тип иерархических отношений, упоминаемый Келли. Важно отметить, что в обоих типах иерархических отношений вопрос о конструктах, по отношению к которым данный конструкт будет подчиняющим или подчинительным, это вопрос относительной обобщенности. Завершая этот раздел, позвольте мне сказать еще несколько слов о реальном содержании конструктов и конструктных систем. Как я показал выше, Келли не пишет о направлениях, по которым происходит процесс истолкования, хотя он мог бы сделать это в рамках модели согласованности, сосредоточившись на том, как окружающая среда определяет процесс истолкования. Поэтому неудивительно обнаружить, что в работах Келли не приводится типология возможных конструктов. Келли мог бы в рамках контекста теории соответствия разработать таким образом проблему содержания личности, описав виды конструктов, которые можно ожидать найти у людей с конкретными историями взаимодействия с окружающим миром. Итак, мы столкнулись еще с одним аспектом его теории, где не хватает полного понимания личностей. Есть еще один пример такой нехватки, и я отложу общее обсуждение этой проблемы, пока мы с ним не столкнемся. Справедливости ради нужно сказать, что, хотя Колли не снабжает нас теоретическим аппаратом, посредством которого можно было бы узнать, какие конструкты можно ожидать найти у людей, живших в определенных внешних условиях, он все же указывает на подробно разработанную, эффективную процедуру исследования содержания конструктов любого человека, с которым нас может столкнуть судьба. Другими словами, в рамках подхода Келли вы можете определить, что содержат конструкты человека, вступив с ним в реальное взаимодействие, хотя как теоретик вы не могли предсказать содержание его конструктов заранее, не исследовав его практически. Таким образом, хотя теория Келли не обладает в полной мере прогностической ценностью – интересный недостаток для позиции, которая берет научную модель в качестве мерила человека, – она может быть умеренно полезной в том, что, по крайней мере, вы можете описать людей, вступив с ними во взаимодействие. Процедура определения конструктов человека называется ролевым репертуарным тестом (Kelly, 1955), эта процедура вполне соответствует теории. Если коротко, исследование заключается в том, что человеку предъявляются имена значимых в его жизни людей (например, матери, отца, лучшего учителя в средней школе) и затем все возможные комбинации из трех этих людей оцениваются в дихотомичной манере. Оценка происходит так, чтобы двое из трех людей в каждой комбинации были названы похожими по какому-то критерию и отличными от третьего. Затем, анализируя и обобщая все сделанные человеком дихотомичные оценочные суждения, вы можете определить количество и содержание конструктов, составляющих его систему. Это очень оригинальный тест! Также нужно сказать, что, хотя Келли и не дает четкого описания вероятного содержания конструктов у людей с определенными жизненными историями, он все же осмысляет некоторые общие свойства конструктов, что помогает сделать его позицию полезной и конкретной. Он полагает, что важно знать, является ли конструкт по своей природе проницаемым, упредительным, констелляторным или предполагающим (Kelly, 1955, с. 156-157). Если конструкт является проницаемым, не произошедшие до сих пор события могут в него включиться, в то время как непроницаемый конструкт может использоваться только для понимания событий, которые вошли в его первоначальную формулировку. Упредительный конструкт предотвращает включение входящих в него элементов в другие конструкты. В этом кратком изложении позиции Келли нет необходимости описывать констелляторные и предполагающие конструкты. Достаточно знать, что все четыре характеристики конструктов имеют отношение к тому, насколько гибким и адаптивным, по всей вероятности, будет человек. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |