Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
Эти гарантии, во-первых, являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти, во-вто-рых, выражаются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями, учреждениями, в-третьих, воплощаются в правах предприятий, учреждений на самозащиту от противоправных действий органов исполнительной власти. Общий правовой режим предполагает подзаконность деятельности органов исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы, устанавливающие правовое поло-Административное право РФ
Раздел II. Субъекты административного права! Гяава 9. Предприятия, организации и учреждения
жение предприятий, учреждений. Противоправные акты и действия указанных органов, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами. Органы исполнительной власти юридически обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Для гарантий самостоятельности предприятий, учреждений важным является общий запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий, учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в полной мере относится также к отношениям между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями. Правовым препятствием для противоправного ограничения самостоятельности предприятий, учреждений служат нормы, закрепляющие компетенцию органов исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий, учреждений, не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства. Наряду с этими гарантиями законодательством предусмотрены права предприятий и учреждений на защиту своей самостоятельности в административном и судебном порядке. Так, предприятие, учреждение имеют право не выполнять требования государственных органов, на которых законодательством возложена проверка деятельности предприятия, учреждения по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. Закон нередко предусматривает запрещение совершения определенных действий в отношении предприятий, учреждений (запрещается отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания предприятия, учреждения), устанавливает прямые обязанности государственных органов перед предприятиями, учреждениями (например, заявление предприятия о разрешении занятия данным видом деятельности должно быть рассмотрено в недельный срок и т. д.). Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего его права и охраняемые законом интересы. Соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры. На укрепление законности во взаимоотношениях предприятий и учреждений с органами исполнительной власти и органами мес- тного самоуправления направлен и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"1. Он регулирует отношения названных субъектов при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей усиливается тем, что: а) закреплены принципы контроля (надзора), который направлен на его открытость, законность, повышение ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушение законодательства РФ и т. д.; б) четко определен порядок проведения контроля (надзора). Мероприятия по контролю (надзору) должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Содержание распоряжения (приказа) должно удовлетворять обязательным реквизитам, относящимся не только к сведениям о субъекте контроля, но и его цели, задачу, предмет, срок и т. д.; в) установление ограничения при проведении контроля, например, при его осуществлении, не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица; г) закрепление обязанности должностных лиц при проведении контроля, в том числе обязанности соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и др. Однако действие указанного закона не распространяется на многие виды специализированного контроля и надзора: он не применяется к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного, таможенного и других видов контроля (ст. 1). Фонды Фонды не являются органами исполнительной власти. ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерческую организацию, учреждаемую гражданами и юридическими лицами на Российская газета. 2001. 11 авг.
Раздел И. Субъекты административного права Глава 9. Предприятия, организации и учреждения основе добровольных имущественных взносов, преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118). Закон РФ от 14 апреля 1994 г. "Об общественных объединениях" ввел понятие общественного фонда, определение которого сходно с вышеизложенным, но не во всем. Во-первых, по смыслу Закона возможно функционирование фондов как получивших государственную регистрацию, так и незарегистрированных. В последнем случае фонд не приобретает гражданской правоспособности. Во-вторых, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответствующими законами о фондах. Разумеется, что многообразие фондов с предполагаемым разнообразием их статуса не может не влечь за собой тех или иных особенностей в их правовом статусе. И все же можно утверждать, что отношения фондов с государством определяются в основном тем, что последнее ведет их регистрацию и контролирует соблюдение ими действующего законодательства. Органы управления этими фондами, а также внутрисистемные отношения между ними, как правило, не являются соответственно государственными и правовыми. Однако имеются фонды, обладающие значительной специальной административной правосубъектностью. Обладая существенными признаками государственных организаций, они имеют органы, образуемые Президентом РФ, органами государственной власти и наделенные юридически-властными полномочиями. К таким фондам, например, относится Российский фонд федерального имущества. Он действует в соответствии с Положением о Российском фонде федерального имущества, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 21731. В соответствии с Положением этот Фонд действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения, осуществляющего определенные функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собственности. Он подчинен Правительству и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне — Министерство имущественных отношений РФ) в соответствии с их компетенцией. Фонд может создавать и упразднять подчиненные ему местные отделения в субъектах РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляет его председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Оно же назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Фонда. Свои весьма значительные полномочия председатель Фонда осуществляет в форме приказов и распоряжений, обязательных для исполнения всеми работниками Фонда и его местных отделений. Председатель и руководители местных отделений Фонда несут персональную ответственность за выполнение Фондом обязанностей, установленных законодательством и другими правовыми актами РФ. Действуют и могут создаваться другие фонды, наделенные в том или ином объеме административной правосубъектностью. 1 Положение о Российском фонде федерального имущества // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.
• . ' Глава 10 , : |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |