Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений




Эти гарантии, во-первых, являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти, во-вто-рых, выражаются в системе правовых норм, определяющих отно­шения органов исполнительной власти с предприятиями, учрежде­ниями, в-третьих, воплощаются в правах предприятий, учрежде­ний на самозащиту от противоправных действий органов исполни­тельной власти.

Общий правовой режим предполагает подзаконность деятель­ности органов исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы, устанавливающие правовое поло-Административное право РФ


183


182


Раздел II. Субъекты административного права!


Гяава 9. Предприятия, организации и учреждения


 


жение предприятий, учреждений. Противоправные акты и действия указанных органов, ограничивающие самостоятельность предпри­ятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами. Орга­ны исполнительной власти юридически обязаны принимать все воз­можные меры к обеспечению прав и законных интересов предпри­ятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.

Для гарантий самостоятельности предприятий, учреждений важным является общий запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий, учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в полной мере относится также к отношениям между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями.

Правовым препятствием для противоправного ограничения самостоятельности предприятий, учреждений служат нормы, зак­репляющие компетенцию органов исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий, учреждений, не обладают правом совершать по отношению к ним администра­тивно-распорядительные акты как формы текущего руководства.

Наряду с этими гарантиями законодательством предусмотре­ны права предприятий и учреждений на защиту своей самостоя­тельности в административном и судебном порядке. Так, предпри­ятие, учреждение имеют право не выполнять требования государ­ственных органов, на которых законодательством возложена про­верка деятельности предприятия, учреждения по вопросам, не вхо­дящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.

Закон нередко предусматривает запрещение совершения оп­ределенных действий в отношении предприятий, учреждений (зап­рещается отказ в государственной регистрации по мотивам неце­лесообразности создания предприятия, учреждения), устанавливает прямые обязанности государственных органов перед предприяти­ями, учреждениями (например, заявление предприятия о разреше­нии занятия данным видом деятельности должно быть рассмотре­но в недельный срок и т. д.).

Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего его права и ох­раняемые законом интересы.

Соблюдение законности во взаимоотношениях между органа­ми исполнительной власти и предприятиями, учреждениями вхо­дит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

На укрепление законности во взаимоотношениях предприятий и учреждений с органами исполнительной власти и органами мес-


тного самоуправления направлен и Федеральный закон от 8 авгу­ста 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (над­зора)"1. Он регулирует отношения названных субъектов при прове­дении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов РФ, подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей усиливается тем, что:

а) закреплены принципы контроля (надзора), который направ­лен на его открытость, законность, повышение ответственности кон­тролирующих органов и должностных лиц за нарушение законода­тельства РФ и т. д.;

б) четко определен порядок проведения контроля (надзора). Мероприятия по контролю (надзору) должны проводиться на осно­вании распоряжений (приказов) органов государственного контро­ля (надзора).

Содержание распоряжения (приказа) должно удовлетворять обязательным реквизитам, относящимся не только к сведениям о субъекте контроля, но и его цели, задачу, предмет, срок и т. д.;

в) установление ограничения при проведении контроля, напри­мер, при его осуществлении, не вправе проверять выполнение обя­зательных требований, не относящихся к компетенции органа госу­дарственного контроля (надзора), от имени которого действуют дол­жностные лица;

г) закрепление обязанности должностных лиц при проведении контроля, в том числе обязанности соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями и др.

Однако действие указанного закона не распространяется на многие виды специализированного контроля и надзора: он не при­меняется к отношениям, связанным с проведением налогового, ва­лютного, бюджетного, таможенного и других видов контроля (ст. 1).








Фонды

Фонды не являются органами исполнительной власти. ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерческую орга­низацию, учреждаемую гражданами и юридическими лицами на

Российская газета. 2001. 11 авг.


184


185


Раздел И. Субъекты административного права


Глава 9. Предприятия, организации и учреждения


основе добровольных имущественных взносов, преследующую со­циальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118).

Закон РФ от 14 апреля 1994 г. "Об общественных объединени­ях" ввел понятие общественного фонда, определение которого сходно с вышеизложенным, но не во всем. Во-первых, по смыслу Закона возможно функционирование фондов как получивших государствен­ную регистрацию, так и незарегистрированных. В последнем слу­чае фонд не приобретает гражданской правоспособности. Во-вторых, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответствующими законами о фондах. Разумеется, что многообра­зие фондов с предполагаемым разнообразием их статуса не может не влечь за собой тех или иных особенностей в их правовом стату­се. И все же можно утверждать, что отношения фондов с государ­ством определяются в основном тем, что последнее ведет их реги­страцию и контролирует соблюдение ими действующего законода­тельства. Органы управления этими фондами, а также внутрисис­темные отношения между ними, как правило, не являются соответ­ственно государственными и правовыми.

Однако имеются фонды, обладающие значительной специаль­ной административной правосубъектностью. Обладая существенны­ми признаками государственных организаций, они имеют органы, образуемые Президентом РФ, органами государственной власти и наделенные юридически-властными полномочиями. К таким фондам, например, относится Российский фонд федерального имущества. Он действует в соответствии с Положением о Российском фонде феде­рального имущества, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 21731.

В соответствии с Положением этот Фонд действует при Пра­вительстве РФ в качестве специализированного финансового учреж­дения, осуществляющего определенные функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собственности. Он подчинен Правительству и Государственному комитету Российской Федера­ции по управлению государственным имуществом (ныне — Мини­стерство имущественных отношений РФ) в соответствии с их ком­петенцией.

Фонд может создавать и упразднять подчиненные ему мест­ные отделения в субъектах РФ.

Руководство деятельностью Фонда осуществляет его председа­тель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности


Правительством РФ. Оно же назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Фонда.

Свои весьма значительные полномочия председатель Фонда осуществляет в форме приказов и распоряжений, обязательных для исполнения всеми работниками Фонда и его местных отделений.

Председатель и руководители местных отделений Фонда не­сут персональную ответственность за выполнение Фондом обязан­ностей, установленных законодательством и другими правовыми актами РФ.

Действуют и могут создаваться другие фонды, наделенные в том или ином объеме административной правосубъектностью.


1 Положение о Российском фонде федерального имущества // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.


Глава 10. Общественные объединения


187


 


 


•                               . '  Глава 10               ,      :
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...