Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология современных литературных премий




 

В универсальной научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» приведена подробная классификация литературных премий.

Ей предшествует краткая историческая справка, рассказывающая о том, что процесс присуждения литературных премий к настоящему времени стал более демократичным по сравнению с тем, каким он был ранее (к примеру, в Средние века, когда литераторам присуждался статус приближенных ко двору). Кроме того, авторы классификации выделили основные и неизменные составляющие процесса присуждения литературных премий, а именно:

- круг экспертов, формулирующих число претендентов и выносящих окончательное решение;

- критерий выбора, т.е. формулировка того, на каких основаниях этот выбор делается;

- собственно премия, выражаемая в денежном эквиваленте или имеющая символическое значение (в последнем случае упор делается на значимость выбора тем или иным кругом экспертов);

- собственно писатели или поэты - лауреаты премий, представляющие этот выбор.

Типология, приведённая далее в статье, обладает таким существенным недостатком как отсутствие одного основания для классификации. Так, здесь и премии, разделённые по территориальному признаку (национальные/международные), и премии, разделённые по тематике разбираемых произведений (отраслевые/неформальные). А потому мы считаем целесообразным рассмотреть подробнее лишь первую часть приведённой классификации (национальные/международные премии), потому что в ней критерий деления понятен и премии описаны внятно.

Согласно приведённой типологии, существуют следующие значимые международные литературные премии:

- Нобелевская премия по литературе (NobelPrize) (именно с ней неоднократно (в интервью, на пресс-конференции) координатор премии «Поэт» Сергей Иванович Чупринин сравнивал «Поэта»: обе премии закрытые, выдаются за совокупность заслуг);

- Букеровская Международная премия (ManBookerInternationalPrize) - утверждена в 2005 году, вручается каждые два года за «творческую активность, развитие и общий вклад в мировую художественную литературу». Составляет 60 000 фунтов стерлингов;

- Премия IMPAC (ImprovedManagementProductivityandControl - компания-лидер в области повышения производительности труда) - международная премия, учрежденная в 1996 городским советом Дублина. Правом выдвижения соискателей обладают 185 библиотечных систем в 51 стране. Составляет 100 000 евро;

- Литературные кинжалы (Золотой кинжал, Серебряный кинжал, Дебютный кинжал, Библиотечный кинжал и др.). Премия присуждается с 1955 за лучший детективный роман года Ассоциацией детективных писателей Великобритании - открытым обществом по поддержке детективных писателей. Номинации: «Беллетристика», «Non-fiction», «Рассказ»;

- ААИ (ААР) Association of American Publishers. Учреждена Ассоциацией американских писателей и присуждается за заслуги входящих в нее издательств;

- Премия Либерти (Liberty) - учреждена в 1999 эмигрантами из России. Присуждается за вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных связей между США и Россией. Победитель получает диплом и денежную премию. Независимое жюри состоит из трех человек: Гриши Брускина, Соломона Волкова и Александра Гениса.

Далее в статье мы находим краткую историческую справку о том, какие литературные премии существовали в России и видим, что последовательность сложилась следующая:

1. Демидовская премия (1831-1865 гг);

2. Ломоносовская премия (1865г.)

3. Уваровская премия (с 1856 г.).

Всего у Петербургской Академии наук за всё время было более 20 именных премий, самая авторитетная из которых - Пушкинская. Следующая известная - памяти А.С. Грибоедова - учреждена в 1883 году, и вручалась пьесам.

В путеводителе по литературным премиям России, созданным для ГУК МО “Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской” содержится девять разделов, в каждом из которых рассказывается про премии в России того или иного периода (все, кроме одной главы - “Именные литературные премии” - делятся хронологически). Всего премий 76 (включая уже не существующие) [1].

 


 


Премия Аркадия Драгомощенко

 

Информация по этой премии взята с её официального сайта Сайт премии Аркадия Драгомощенко.
Премия Аркадия Драгомощенко - ежегодная поэтическая премия для молодых авторов, пишущих на русском языке, учреждена на базе книжного магазина и культурной площадки «Порядок слов» в Санкт-Петербурге. Возраст номинантов на премию не должен превышать 27 лет.

Размер главной премии - 70 тысяч рублей. Кроме того, обладатель главной премии получает возможность издания книги в поэтической серии «Новые стихи» издательства «Порядок слов». Мы находим целесообразным рассмотреть аспекты, объединяющие премию Драгомощенко с премией «Поэт». Это, главным образом, состав команды, принимающей решение. В случае с обеими премиями это не публика, не широкая общественность, а профессионалы. В состав коллегии номинаторов премии Аркадия Драгомощенко входят различные представители литературного сообщества: кураторы, поэты, критики, издатели, и другие. Состав жюри премии «Поэт» формируется из членов специально для премии созданного Общества поощрения русской поэзии, состоящего из критиков и ежегодно пополняющегося одним новым лауреатом премии. Далее начинаются различия. Так, если жюри премии «Поэт» не встречается друг с другом для вынесения решения, а лауреат избирается путём ротации (подробнее об этом - во второй главе настоящей работы), то в случае с премией Драгомощенко победителей выбирается посредством голосования и открытых дебатов накануне вручения премии. Кроме того, премия Аркадия Драгомощенко принципиально выдаётся лишь молодым поэтам, верхняя граница возраста номинантов оговорена заранее и составляет, как уже было сказано выше, 27 лет[5].

Премия «Поэт» же, несмотря на то, что она в качестве одно из основных своих задач формулирует «поощрение творчества молодых», на практике она вручается представителям старшего поколения. Кроме того, любопытно, что премия носит имя Драгомощенко - поэта очень сложного, не боящегося экспериментировать, философа. И это косвенно указывает на то, каковы критерии качества поэзии для жюри премии (новизна, экспериментальность, и подобное).


 



Премия «Московский счёт»

 

Ввиду отсутствия у премии официального сайта, неактуальности блога премии в Живом Журнале и отсутствия обновлений на страничке премии на сайте курирующего её Фонда творческих проектов, с 2014 года Сайт Фонда творческих проектов, основным источником информации по ней стал сайт Российской Государственной Библиотеки Официальный сайт РГБ.

«Московский счёт» был учрежден по инициативе Евгения Бунимовича в 2003 году. Цель премии -- отразить коллективную оценку событий в поэтической жизни Москвы сообществом московских поэтов. Основное отличие премии «Московский счёт» от премии «Поэт» заключается в том, что если последняя вручается за совокупность заслуг, то «Московский счёт» - за конкретные книги (конкретнее - «за авторские поэтические книги, выпущенные московскими издательствами на протяжении года (в список не включаются издания за счёт автора и некоторые другие»).

Любопытно, что списки лауреатов «Московского счёта» и «Поэта» в некоторых пунктах пересекаются.

Так, Сергей Гандлевский, получивший в 2009 году «Московский счёт» за книгу стихов «Опыты в стихах», на следующий год (в 2010) был удостоен «Поэтом». Максим Амелин же - еще один поэт, получивший обе премии, дожидался признания «за совокупность заслуг» тринадцать лет после вручения ему в 2004 году «Московского счёта» за книгу стихов «Конь горгоны» (он стал последним на момент написания работы лауреатом «Поэта», удостоившись этой премии в текущем (2017) году).


 


Антология» («Anthologia”)

 

Поэтическая премия «Anthologia» учреждена редакцией журнала “Новый мир” в феврале 2004 года в виде специальных почетных дипломов, отмечающих высшие достижения современной русской поэзии Литературный интернет-проект «Журнальный зал».

Денежного вознаграждения в «Антологии» не подразумевается. «Антология» так же, как и «Московский счёт» вручается за отдельные достижения (к примеру, выпущенные сборники стихотворений или за перевод (в этом случае выдается специальный диплом «Антологии»).

Организация «Антологии» схожа с организацией «Поэта» в том, что лауреатов выбирают люди и организации, имеющие непосредственное отношение к литературному сообществу: творческие организации, критики, издательства. Координаторский совет премии:

Андрей Василевский (главный редактор издания «Новый мир»), Мария Галина, Владимир Губайловский, Павел Крючков и Ирина Роднянская. У «Антологии» и «Поэта» немало общих лауреатов: это и вышеупомянутый Максим Амелин, и Олег Чухонцев, и Инна Лиснянская, и Тимур Кибиров, и Сергей Гандлевский, и, наконец, Олеся Николаева. Поэт, переводчик и критик Лев Оборин опубликовал в «Новом мире» статью: «Журнальный вариант: о премии «Anthologia».

В ней он напоминает о том, что материально лауреаты «Антологии» получают лишь почётный диплом, но, несмотря на это, премию можно назвать весомой по двум причинам. Во-первых, это «исторический высокий статус журнала «Новый мир», а во-вторых - состав лауреатов.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...