Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профилактическая деятельность                                               по предупреждению преступности




 

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач,возникающихв ходе профилактики и борьбы с преступностью.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп населения, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на соответствующей территории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики. Содержание общепрофилактических мер во многом должно определяться особенностями таких групп.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

Поскольку речь идет об изучении личности, в процессе профилактической деятельности нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, увлечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности - психиатра.

 

Как для общей, так и для индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся в местных ОВД и ФСБ учеты.

Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений обслуживаемого участка в целом. В процессе же аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.

 

 

Заключение

 

В данной работе я попытался осветить наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении личности правонарушителя.

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: пре­ступ­ность пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное яв­ле­ние, свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей. Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эф­фек­тив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния пре­сту­п­ле­ний мож­но толь­ко при глу­бо­ком изу­че­нии все­го, что ха­рак­те­ри­зу­ет пре­ступ­ни­ка как ин­ди­ви­да, как лич­ность.

 



Решение задач

ЗАДАЧА №1

      Водитель Л. работал вместе с Ю., которому за определенное вознаграждение доставлял товар. В один из рейсов автомашина сломалась и Л. прибыл в город на “попутке”. Прибыв к Ю. без товара и машины, он подвергся избиениям и истязаниям, которые продолжались не один день: привязанного к стулу Л. пытали с помощью кухонного ножа. При этом Л. пытался объяснить, что и товар, и машина находятся на дороге, и он ничего никуда не продавал. Тогда Ю. заставил его написать расписку примерно такого содержания: “Обязуюсь отдать деньги в долларах Его величеству Юрию Андреевичу”. Ничего не понимающему Л. Юрий Андреевич (бывший его товарищ Ю.) пояснил, что его заставили сменить фамилию, но на самом деле он сын известного серийного преступника-маньяка Андрея Чикатило и гордится своим отцом.

      Определите соотношение социального и биологического в личности Юрия Чикатило.

 

РЕШЕНИЕ

      По всей видимости, речь идет о каких-то психических отклонениях Юрия Чикатило.

      Это - преступник, совершивший насильственное преступление – избивал, издевался и пытал кухонным ножом человека, и не один день! Содержание расписки также свидетельствует о психических отклонениях.

      Как я уже указывал ранее, ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к ослаблению сдерживающих контрольных механизмов.

      Но в данном случае, не сама аномалия психики явилась причиной совершения преступления (это лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины), а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которым он был подвержен с детства (гордость за отца, являющегося известным серийным убийцей и насильником. Причем Юрию известно это обстоятельство).

      Таким образом здесь сочетаются как биологические (несомненные психические отклонения), так и социальные (неблагоприятные внешние условия формирования личности Юрия Чикатило) моменты.

 

ЗАДАЧА №2

             Козлову 27 лет, женат, имеет двоих детей, работает электриком 4-го разряда на мебельной фабрике. Учится на вечернем факультете политехнического института. На работе, по месту учебы и в быту характеризуется положительно.

      После сдачи очередной сессии Козлов вместе с однокурсниками отмечал ее окончание. При этом среди всех он был самым трезвым, т.к. вообще алкогольные напитки употребляет редко. В связи с этим ему поручили доставить домой опьяневшего Семина, что он и сделал. При этом он уложил Семина спать, а сам, уходя из квартиры Семина, забрал его деньги и кожаную куртку.

      Ермишину 27 лет, холост, проживает с родителями, работает техником-смотрителем в ДЭЗе. Характеризуется по месту работы положительно, хотя имеет приводы в милицию, когда в подъезде дома, где проживал, устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии.

      Возвращаясь вечером с работы домой, на Ермишина попал окурок сигареты, выброшенной из окна (как показалось Ермишину) квартиры, с хозяйкой которой Ермишин постоянно скандалил. Ермишин поднялся на лестничную площадку, где расположена эта квартира, позвонил в дверь, и когда хозяйка квартиры ему открыла, он ударил ее кулаком в лицо.

      Определите, к какому типу преступников (по степени криминальной пораженности) следует отнести Козлова и Ермишина.

РЕШЕНИЕ

             Согласно данной мной типологии преступников по степени криминальной пораженности на стр. 18-19 данной работы, я считаю, что: 

1) Козлова можно отнести к категории случайных преступников:

      Во-первых, это – сформировавшихся взглядов молодой человек, 27-ми лет, женатый и имеющий двоих детей. У него сложная и ответственная профессия, для которой необходимы определенные знания и умения. Он осознанно повышает свой уровень знаний, учась после работы на вечернем факультете политехнического института. На работе, по месту учебы и в быту характеризуется положительно.

      Во-вторых, - он общителен и ответственен (ему поручили доставить домой опьяневшего товарища, что он и выполнил). Редко употребляет алкогольные напитки, что говорит о том, что он способен принимать и осуществлять принятые решения, умеет регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладает выдержкой.

      В-третьих, он впервые совершил преступление в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения. (Да и преступление ли это? Ведь в условии задачи не указан мотив деяния!?).

 

2) Ермишина можно отнести к категории неустойчивых преступников:

      Во-первых, он ведет образ жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. С одной стороны - это неодинокий молодой человек, со сформировавшимися взглядами на жизнь и определенным жизненным опытом. Ему 27 лет, он проживает с родителями, работает и характеризуется по месту работы положительно. С другой стороны – находясь в нетрезвом состоянии, устраивает скандалы в подъезде своего дома, за что имеет приводы в милицию.

      Во-вторых, у него высокая степень эмоциональной возбудимости, он – вспыльчив и чутко реагирует на малейшие отрицательные проявления внешней среды. Постоянные скандалы с хозяйкой злополучной для него квартиры, говорят о постоянной проблемной (конфликтной) ситуации, которая явилась поводом (мотивом) для совершения преступления. Здесь ситуация, когда на Ермишина попал окурок сигареты (как ему показалось - из той самой квартиры), сыграло роль “спускового крючка”. В результате – причинение вреда здоровью. 

      В-третьих, в нем нет стойких антиобщественных установок и представлений. В трезвом виде – это нормальный человек, законопослушный гражданин. Ни разу за свои 27 лет не совершивший уголовного преступления.

      Он отличается частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина и при существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону, а т.ж. эффективного воспитательного воздействия способен воздержаться от противоправных действий.

 

 


 


Список использованной литературы

 

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений, М., 1996. 

2. Криминология: Учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М., 2000.

3. Криминология (конспект лекций) - М.: “Изд. ПРИОР”, 2001.

4. Конспекты лекций по Криминологии Академии Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации.

5. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.

6.  Преступность: стратегия борьбы// Сборник научных трудов. Под ред. А.И.Долговой. М., 1997.

7. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров, -М., 1986.

 


[1] Криминология: Учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М., 2000,  стр. 124

[2] Криминология: Учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М., 2000, стр. 126

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...