Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура личности преступника.




СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ_____________________________________________________________ 2

Понятие личности преступника________________________________________ 3

Определение___________________________________________________________________________________ 3

Уровни изучения_______________________________________________________________________________ 3

Особенности___________________________________________________________________________________ 4

Структура личности преступника_______________________________________ 5

Соотношение социального и биологического                                                  в личности преступника__________________________________________________ 8

Основные черты криминологической характеристики                личности преступника____________________________________________________________ 10

Классификация и типология преступников___________________________ 13

По социально-демографическим и уголовно-правовым проблемам______________________________________ 13

По состоянию здоровья_________________________________________________________________________ 13

По мотиву____________________________________________________________________________________ 15

По характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций_____________________________ 17

По степени общественной опасности______________________________________________________________ 18

Профилактическая деятельность                                                                            по предупреждению преступности_______________________________________ 19

Заключение_____________________________________________________________ 21

Решение задач__________________________________________________________ 22

ЗАДАЧА №1__________________________________________________________________________________ 22

ЗАДАЧА №2__________________________________________________________________________________ 22

Список использованной литературы__________________________________ 25

 



Понятие личности преступника

 

Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. “..Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения... Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии.”[1]

 

Определение

С точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка сло­во “лич­ность” оп­ре­де­ля­ет­ся, как “че­ло­век,... но­си­тель ка­ких-ни­будь свойств...” или “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих дан­но­му че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность...”, “от­дель­ный че­ло­век в об­ще­ст­ве, ин­ди­ви­ду­ум...” (“Го­во­ря о лич­но­сти, ча­ще все­го име­ют в ви­ду про­сто от­дель­но­го че­ло­ве­ка” И.С.Кон. “Со­цио­ло­гия лич­но­сти”).

Сло­вом “пре­ступ­никназывают то­го, “кто со­вер­шил уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние”(в един­ст­вен­ном зна­че­нии) или “че­ло­век, ко­то­рый со­вер­ша­ет или со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние”.

Итак, “лич­ность пре­ступ­ни­ка” мож­но пред­ста­вить, как “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих со­вер­шаю­ще­му или со­вер­шив­ше­му пре­сту­п­ле­ние че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность”.

 

Уровни изучения

Кри­ми­но­ло­ги изу­ча­ют эту со­во­куп­ность свойств для ис­поль­зо­ва­ния в про­цес­се рас­сле­до­ва­ния и рас­смот­ре­ния уго­лов­но­го де­ла, а так­же при соз­да­нии ос­нов и ме­то­дик ин­ди­ви­ду­аль­ной про­фи­лак­ти­ки. Од­на­ко на ос­но­ве изу­че­ния лич­но­сти кон­крет­но­го пре­ступ­ни­ка не­воз­мож­но оп­ре­де­лить при­чи­ны со­вер­ше­ния ни оп­ре­де­лен­ной груп­пы преступлений (на­при­мер, при­чин со­вер­ше­ния квар­тир­ных краж), ни, тем более, всех пре­сту­п­ле­ний вообще. Имен­но по­это­му, кри­ми­но­ло­ги в про­цес­се на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний  и обоб­ще­ний пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки изу­ча­ют лич­ность пре­ступ­ни­ка на груп­по­вом уров­не.

При та­ком под­хо­де изу­ча­ют­ся ка­те­го­рии и ти­пы пре­ступ­ни­ков, вы­де­ляе­мые по сход­ст­ву как со­вер­шае­мых пре­сту­п­ле­ний, так и со­дер­жа­ния лич­но­ст­ных качеств самих субъектов преступных дея­ний.

Та­ким об­ра­зом, лич­ность пре­ступ­ни­ка в кри­ми­но­ло­гии изу­ча­ет­ся на трех уров­нях:

- ин­ди­ви­ду­аль­ном;

- груп­по­вом;

- об­щем.

Ес­ли обоб­щить при­ве­ден­ные три уров­ня изу­че­ния лич­но­сти пре­ступ­ни­ка, то, на этой ос­но­ве, мож­но сфор­му­ли­ро­вать кри­ми­но­ло­ги­че­ское по­ня­тие лич­но­сти пре­ступ­ни­ка в ши­ро­ком смыс­ле. Лич­но­сть пре­ступ­ни­ка (в ши­ро­ком смыс­ле), - сис­те­ма ха­рак­те­ри­стик, ис­поль­зуе­мых для изу­че­ния лич­но­сти че­ло­ве­ка, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние и оп­ре­де­ле­ния при­чин со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ний.

 

Особенности

При рас­смот­ре­нии лич­ности пре­ступ­ни­ка, оте­че­ст­вен­ная кри­ми­но­ло­гия выделяет следующие особенности:

1. Социальный характер личности преступника.  Этот ас­пект по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать лич­ность пре­ступ­ни­ка как:

- чле­на об­ще­ст­ва;

- чле­на со­ци­аль­ных групп или иных общ­но­стей (на­при­мер, во­ен­но­слу­жа­щих);

- но­си­те­ля со­ци­аль­но-ти­пич­ных черт.

2. Че­ло­век не ро­ж­да­ет­ся, а ста­но­вит­ся пре­ступ­ни­ком. То есть ка­ж­дый человек, как лич­ность - это про­дукт не толь­ко су­ще­ст­вую­щих от­но­ше­ний, но так­же сво­его соб­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Од­но и то же об­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние бу­ду­чи по-раз­но­му вос­при­ня­то и оце­не­но лич­но­стью, по­бу­ж­да­ет его к со­вер­шен­но раз­лич­ным дей­ст­ви­ям. Сис­те­ма от­но­ше­ний че­ло­ве­ка к раз­лич­ным со­ци­аль­ным цен­но­стям, нор­мам и ин­сти­ту­там, са­мо­му се­бе и сво­им обя­зан­но­стям, раз­лич­ным общ­но­стям, груп­пам и т.д. за­ви­сит, сле­до­ва­тель­но, как от внеш­них, так и внут­рен­них лич­но­ст­ных об­стоя­тельств.

3. Не­об­хо­ди­мо всесторонне изу­чать субъ­ек­ты со­вер­ше­ния са­мых раз­но­об­раз­ных пре­сту­п­ле­ний, в том чис­ле и не­ос­то­рож­ных. Личность всех совершивших преступления, должна быть предметом криминологического изучения. Это имеет огромное практическое значение в первую очередь для профилактики правонарушений.

4. Не всем без ис­клю­че­ния ли­цам, со­вер­шив­шим пре­сту­п­ле­ние, характерны стой­кие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные взгля­ды и ори­ен­та­ции и яр­ко вы­ра­жен­ная ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ская на­прав­лен­ность. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности, как носителя причин преступного поведения.

5. Изучение лич­но­сти пре­ступ­ни­ка долж­но стро­ить­ся на твер­дой пра­во­вой ос­но­ве, т.е. долж­на изу­чать­ся лич­ность тех, кто с мо­мен­та со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния, удо­сто­ве­рен­но­го су­дом, и до от­бы­тия уго­лов­но­го на­ка­за­ния при­зна­ет­ся субъ­ек­том пре­сту­п­ле­ния. По­это­му рас­смат­ри­вае­мая ка­те­го­рия име­ет вре­мен­ные рам­ки. Ведь после отбытия наказания человек уже не преступник и потому не может рассматриваться как преступная личность. Не обязательно, что человек после отбытия наказания исправился. Истек установленный законом срок наказания. Исправление, в виде положительной перестройки системы нравственных и психологических ценностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может наступить гораздо позже, или вообще не наступить. Тогда, в последнем случае, это будет личность, представляющая общественную опасность.

6. Лич­ность пре­ступ­ни­ка от­ли­ча­ет­ся от за­ко­но­пос­луш­ной лич­но­сти сво­ей об­ще­ст­вен­ной опас­но­стью. Од­на­ко об­ще­ст­вен­ная опас­ность лич­но­сти гра­ж­да­ни­на не пред­по­ла­га­ет обязательного пре­ступ­но­го по­ве­де­ния. Это ка­че­ст­во за­ви­сит как от са­мой лич­но­сти, так и от внеш­них об­стоя­тельств, спо­соб­ных пре­пят­ст­во­вать та­ко­му по­ве­де­нию или даже исключить его.

7. Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему

А) психологических особенностей,

Б) антиобщественных взглядов,

В) отрицательного отношения к нравственным ценностям и

г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[2].

Иными словами, все те качества преступника, или человека, который только еще может стать на преступный путь; которые могут объяснить совершение преступления и входят в предмет криминологии. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.

Структура личности преступника.

 

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Это качество личности наиболее важно для криминологии, поскольку оно позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

-одна из них включает в себя социально-демографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальную и профессиональную принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

-вторая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). Причем, биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.

-третью образуют психические процессы,свойства и состояния личности;

-в четвертую входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки. Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности, т.к. человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности;

-далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;

-затемэмоциональные свойства состоят из таких признаков, как уравновешенность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды.

-волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и др.

 

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие вариантыструктуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности.

Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека отношение к действительности, и то, как оно влияет на его деятельность. Направленность оказывает определяющее влияние на другие элементы типа личности - объем знаний, характер, темперамент, задатки. Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, подтверждено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

 

В связи с вышесказанным, хотелось бы сказать о теории дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвином Сазерлендом (1939) и его учеником Дональдом Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;

2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;

3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;

4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;

5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;

6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;

7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания;

8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

Из теории дифференцированной ассоциации Кресси сделал следующие выводы:

- необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;

- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;

- группы по перевоспитанию нужно организовывать по принципу “...чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...”;

- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...