Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И управление социально-культурной сферой
Глава 31. Управление образованием .......................... 484 § 1. Организационно-правовые формы управления образованием ............................... 484 § 2. Учреждения образования ............................... 492 § 3. Органы местного самоуправления и образование .......... 497 § 4, Государственный контроль деятельности образовательных учреждений ........................... 497 Глава 32. Управление здравоохранением ..................... 499 § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением ...................................... 499 § 2. Учреждения здравоохранения ........................... 505 § 3. Местное самоуправление и здравоохранение ............. 508 § 4. Санитарно-эпидемиологический надзор .................. 509 Глава 33. Управление наукой ................................ 514 § 1. Организационно-правовые формы управления наукой ..... 514 § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества ... 517 Глава 34. Управление культурой ............................ 522 § 1. Организационно-правовые формы управления культурой ............................................. 522 § 2. Местное самоуправление и культура .................... 528 Глава 35. Управление в области социальной защиты граждан . . . 529 § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан ................... 529 Раздел X. Административное право И управление административно-политической сферой ............. 537 Глава 36. Управление обороной .............................. 537 § 1. Организационно-правовые формы управления обороной . . . 537
....... 541 Глава 37. Управление безопасностью § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью ......................................... 546
§ 2. Государственная граница, ее защита и охрана ............ 550 Глава 38. Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами ............................... § 2. Органы местного самоуправления и управления в области внутренних дел ........................... § 3. Служба в органах внутренних дел ................... § 4. Милиция .......................................... § 5. Государственный надзор
за безопасностью дорожного движения ................... 568 § 6. Государственный пожарный надзор .................. § 7. Паспортная система ................................. § 8. Внутренние войска ................................ Глава 39. Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами ......................
§ 2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом ...................... 581 § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации ...................... 583 Глава 40. Управление юстицией ............................. 587 § 1. Организационно-правовые формы управления юстицией . . . 587 § 2. Регистрация актов гражданского состояния .............. 589 § 3. Организация нотариальной службы ...................... 590 § 4. Адвокатура ........................................... 594 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Государственное управление Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление. Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.). Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин — "исполнительная власть". Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг. Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками: 4 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления', г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординацион-ность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п. В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов. Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть 5 Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего — государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике государственного управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством? Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение — это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения — законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта). Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению как разновидности социального управления. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |