Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономические аспекты и аксиомы БЖД.




ЛЕКЦИЯ 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Учебные вопросы:

1. Содержание, цели и задачи дисциплины – БЖД. Социально-экономические аспекты и аксиомы БЖД.

2. Принципы и средства обеспечения БЖД. Основные понятия, термины и определения.

3. Классификация опасностей. Риски.

 

Вид занятия: лекция.

Время: 2 часа.

Цель занятия:

ВВЕДЕНИЕ

Условия труда и безопасности человека изучаются с давних времен. Еще Аристотель (384-322гг. до. н.э.) и Гиппократ (460-370гг. до н.э.) рассматривали в своих трактатах условия труда (Гиппократ – «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания»). Ломоносов (1711-1765гг.) заложил основы профессиональной гигиены. Сеченов (1829-1905гг.) определил физиологические критерии для установления деятельности рабочего дня, обосновал 8-ми час. рабочий день, он же впервые рассмотрел вопросы гигиены труда.

Крупный физиолог Павлов (1849-1936гг.) установил связь между внешней средой и высшей нервной деятельностью человека, разрабатывал средства защиты от электрического тока, изобрел изоляцию. В начале 20-х годов 20-го столетия стала формироваться русская школа безопасности и в России появились курсы безопасности, тогда появился термин «техника безопасности». Аэродинамическую теорию, которую используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции, разработал Жуковский (1847-1921гг.).

 

В 1965г. в вузах был введен предмет «Охрана труда», а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона».

В 1990г. впервые официально появилось название «безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказов №473 Госкомвуза СССР. Дисциплина обобщает многие данные, полученные в рамках читаемых ранее курсов «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», «Гражданская оборона» и служит методологической базой для решения вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях.

БЖД интегрирует в себе элементы таких наук, как физика, химия, теория надежности, физиология, эргономика и др.

 

БЖД состоит из разделов: -теоретические основы БЖД

                                               -БЖД в условиях производства (ОТ)

                                               - БЖД в условиях ЧС.

 

Безопасность жизнедеятельности становится одной из самых острых социальных проблем современности. Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и погибают от опасностей природного, техногенного, антропогенного, экологического и социального характера.

Общество несет большие потери (табл. 1)и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. А производственный травматизм и профессиональные заболевания в ряде случаев приводят к летальным исходам, при этом более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относится к числу максимального профессионального риска. Так, число умерших от несчастных случаев, травм и отравлений в России в 2000г. составило 14% от общей ежегодной смертности населения страны.

Табл.1

Человеческие потери в России за год (период 1990-2000гг.)

Причины гибели людей К-во погибших, чел.   Причины гибели людей К-во погибших, чел.
автотранспорт 30-35тыс   утопления 5-7тыс
криминальные 30-35тыс   воздушный, водный транс-рт, ж/д 3-5тыс
производство 7-10тыс   бытовая сфера 2-4тыс
алкогол. опьянение 7-9тыс   военные действия 3-5тыс
пожары 6-8тыс   стихийные бедствия 2-4тыс
суициды 8-10тыс   прочие причины 8-10тыс

Суммарные значения

111-142тыс

 

 

 

1 Вопрос:

Содержание, цели и задачи дисциплины – БЖД.

Социально-экономические аспекты и аксиомы БЖД.

Безопасность жизнедеятельностив широком смысле определяют как науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания(под средой обитания подразумевается часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих нас в местах пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни уже неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба.

Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последнее десятилетие в России и за рубежом, унесли многие тысячи человеческих жертв, нанесли большой урон окружающей среде.

К наиболее тяжелым следует отнести:

-аварии на атомных реакторах (Тримайл Айленд-2, США и ЧАЭС, Украина);

-разрушение жилых зданий (Приозерск, Россия, 1996г.);

-аварии и катастрофы на объектах ракетно-космического комплекса США (в т.ч. гибель многоразового корабля «Челленджер») и России;

-аварии на трубопроводных системах США (Аляска), Италии, России (3.06.1989г. в р-не г.Уфа взорвался газ, вытекший из трубопровода.                          В результате крушения двух поездов погибло 573 чел, 623 чел. получили ранения);

-катастрофы на атомных подлодках США и России и др.

 

В настоящее время на территории России и СНГ продолжает эксплуатироваться сотни потенциально опасных ядерных объектов с повышенной радиоактивностью, более 1.000 крупных химических объектов с большими запасами отравляющих и взрывоопасных веществ, сопоставимых по своей мощности с ядерными.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления.

Ближайшая задача – это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни.

Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов.

Объектом изучения дисциплины является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека.

Рассмотрим некоторые основополагающие понятия БЖД и уясним основную цель БЖД как науки.

Опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные наносить ущерб здоровью или окружающей среде. Мы представляем себе опасность как возможность, угроза бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления. Опасность реализовывается при определенных условиях, именуемых причинами, в виде травмы, заболевания, смерти.

Признаками, определяющими опасность, могут быть:

-угроза для жизни

-возможность нанесения ущерба здоровью

-нарушение условий нормального функционирования органов

-нарушение условий нормального функционирования экологических систем.

Потенциальный характер опасностей проявляется в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности человека, т.е. когда сам человек попадет в зону воздействия опасностей (например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.).

В терминологии безопасности жизнедеятельности используются в связи с этим такие термины, как:

ноксосфера – (лат: nox- опасность) –зона, где проявляются опасности;

гомосфера– (лат: homo- человек) –зона, в которой пребывает человек.

 Как было сказано выше, опасность реализуется при наличии определенных причин, именуемыми факторами опасности. В БЖД часто используется понятие негативного фактора, который охватывает следующие понятия: опасный фактор, вредный фактор.

Перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов.

Опасный производственный фактор– фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (эл. ток, ионизирующие излучения…) или к летальному исходу.

Опасные факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, эл.ток, транспортные средства, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, лазерное излучение и др.

Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. (ГОСТ 12.0.002-80). В зависимости от уровня и продолжительности воздействия такой фактор может стать опасным.

Вредные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ИИ, повышенные и пониженные атмосферные параметры (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, тяжелый физический труд, токсичные вещества и др.

Негативные факторы в быту: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; шум; инфразвук; ЭМ поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП; алкоголь; табачный дым и др.

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными.

   

  Важнейшими понятиями, определяющими саму стратегию разработки мер по обеспечению безопасности системы «человек-среда обитания», являются непосредственно понятия безопасности и жизнедеятельности.

Безопасность – это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. В более узком значении понятие безопасность трактуется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается возможность реализации потенциальных опасностей, т.е. причинение вреда.

Жизнедеятельность – это:

 -повседневная деятельность

-отдых,

-способ существования человека.

 И вся жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте:

- со средой обитания

   - с окружающими предметами

- с людьми.

 Среда обитания оказывает как благотворное, так и неблагоприятное влияние:

- на состояние здоровья человека

-на его самочувствие

-на работоспособность.

Параметрами окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условии жизнедеятельности, называются комфортными.

Защитить человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достичь комфортных для жизнедеятельности условий – и есть основная целью БЖД как науки.

Цель эта достигается за счет мероприятий, которые могут быть направлены на то, чтобы уменьшить в техносфере физическое, химическое, биологическое и другие негативные воздействия до допустимых значений.

  В противном случае воздействие вредных факторов на человека будет сопровождаться:

- ухудшением здоровья,

- возникновением профессиональных заболеваний,

- сокращением жизни.

По официальным данным Департамента условий т охраны труда Минтруда России, жертвами несчастных случаев на производстве ежегодно становятся 150-200 тыс.человек. из них 20 тыс. пожизненно остаются инвалидами, а 5 тыс. гибнут.

Экономическая сторона этой проблемы выглядит не менее впечатляюще.

Из-за низкого уровня дисциплины, из-за несоблюдения требований техники безопасности «вылетают в трубу» огромные средства. Только прямые потери, связанные с различными формами возмещения, восстановления разрушенного оборудования и т.д. составляют ежегодно около 4 млрд рублей.

 

   Если учесть, что воздействие вредных факторов чаще всего связано с профессиональной деятельностью людей, то все способы обеспечения комфортности ижизнедеятельности(вентиляция, отопление, освещение и др.) относятся к обеспечению их на рабочем месте.

Ведь человек и окружающая среда развиваются и нормально взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки:

-  энергии,    - вещества    - информации

находятся в пределах, которые благоприятно воспринимаются человеком и природной средой[1].

 Любое же превышение привычных уровней этих потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и природную среду. Это обусловливается такими элементами техносферы, как машины, сооружения и т.д.

Различают ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда обитания»:

1. комфортное (оптимальное) – когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создаются оптимальные условия деятельности и отдыха, достигается наивысшая трудоспособность, продуктивность деятельности, гарантируется сохранение здоровья человека;

2. допустимое – потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижается эффективность деятельности человека,

3. опасное– потоки превышают допустимые уровни, оказывают негативное воздействие на наше здоровье, вызывают при длительном взаимодействии заболевания,

4. чрезвычайно опасное – потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу.

1 и 2 -соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности.

3 и 4 –недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды..

Следовательно, способом повышения защищенности человека является поддержание в нас комфортного и/или допустимого состояний взаимодействия людей со средой обитания.

К примеру, комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещениядостигается соблюдением нормативных требований (в качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности, соблюдение нормативных требований к искусственному освещению помещений и территорий).

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами.

Пример 1. Интенсивность акустических колебаний I в атмосферном воздухе (интенсивность звука) зависит от мощности P (Вт) источника звука, расстояния R (м) от источника до объекта воздействия (человека) и свойств среды (воздуха). В которой колебания распространяются. В этом случае:

I = (P * Ф) / (π *R2 *K),

где Ф- фактор направленности излучений звука,

    К- коэффициент, учитывающий уменьшение интенсивности звука на пути его распространения за счет затухания в воздухе и на различных препятствиях.

   К = 1 до 50м и отсутствии препятствий.

Уровень звука обычно выражают в дБА и определяют по формуле:

L = 10Lg * I / I0,

где I0 = 10-12 ВТ/м.

Реальные уровни звука в местах возможного пребывания человека могут изменяться в весьма широких пределах от 0 до 160 дБА и сопровождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека.

При уровнях звука до 20-35 дБА человек чувствует себя комфортно. Уровни звука до 50 дБАне влияют на здоровье человека, занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расширена до 80-85 дБА. Эти значения уровней соответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности.

Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может привести к тугоухости, а при уровне звука 140 дБА и выше возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА может наступить летальный исход.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...