Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приоритетные направления НТП в сельском хозяйстве.




Ответы на вопросы, выносимые на экзамен

 

1. Структура и задачи научных учреждений

В России в сельском хозяйстве функционируют следующие научные учреждения: лаборатории (обычные и проблемные), опорные пункты, опытные поля, научные отделы, опытные станции, институты, академии наук.

Элементарной единицей среди научных учреждений является научная лаборатория, которая входит в состав научного отдела или кафедры вуза. Лаборатория может быть и отдельным научным учреждением на производстве или в составе академии наук. В высших учебных заведениях создаются ещё проблемные лаборатории для решения научно-технических проблем фундаментальных наук. Могут быть и отраслевые лаборатории, которые создают для решения актуальных прикладных задач отрасли. Лаборатории могут быть составной частью опорного пункта, опытной станции или института.

По специализации создаются лаборатории агрохимии, физиологии растений, почвоведения, защиты растений и др.

Опорный пункт – это научное подразделение опытной станции или института, которое создаётся на производстве. Его деятельность организуют и планируют те научные учреждения, которым подчинён опорный пункт. По длительности функционирования опорные пункты могут быть временными или постоянными в зависимости от поставленных задач. В соответствии со своим профилем эти пункты ведут работы по проверке и уточнению разработанных опытными станциями или институтами способов производства продукции земледелия в конкретных хозяйствах. Задачей опорных пунктов также является оказание методической помощи хозяйствам во внедрении достижений науки и передового опыта, в определении экономической эффективности внедрённых рекомендаций.

Опытные поля призваны проводить многолетние стационарные полевые опыты для выявления лучших приёмов возделывания сельскохозяйственных культур в конкретных почвенно-климатических условиях. На них изучают эффективность минеральных и органических удобрений, типы севооборотов, способы борьбы с эрозией почв, технологии выращивания культур. На опытные поля также возлагается работа по пропаганде и внедрению достижений науки в производство. Опытные поля входят в состав опытных станций или непосредственно институтов и проводят работу под их методическим руководством.

Научный отдел – основная структурная часть опытной станции или института. В состав отделов входят научные лаборатории, которые занимаются конкретной тематикой. По специализации существуют научные отделы земледелия, агрономии, селекции, генетики, экономики и др. На опытных станциях могут создаваться комплексные отделы: агрохимии и почвоведения, селекции и генетики, растениеводства и кормопроизводства и т. п.

Опытные станции осуществляют научную разработку агротехнических мероприятий в конкретных естественно-экономических условиях и дают рекомендации производству. Они ведут пропаганду достижений науки и передовой практики. Станции подразделяются на отраслевые, которые подчинены отраслевым научно-исследовательским институтам; самостоятельные отраслевые, которые подчинены непосредственно Министерству сельского хозяйства и продовольствия; государственные комплексные опытные станции, подчиняющиеся областным (краевым) управлениям сельского хозяйства.

Научно-исследовательские институты – это учреждения, которые разрабатывают теоретические проблемы сельскохозяйственной науки и практические рекомендации для развития определённых отраслей агрономии. Институты могут быть как зональными, так и отраслевыми. Основные задачи агрономической науки в институтах следующие: разработка теории и практики повышения плодородия почвы; углубление исследований в борьбе с эрозией почв и их засолением; агроклиматическое обоснование размещения сельскохозяйственных культур в различных зонах России; разработка рациональных структур посевных площадей и севооборотов в соответствии со специализацией хозяйств; создание новых высокопродуктивных сортов растений, обладающих комплексной устойчивостью против вредителей, болезней, засухи, переувлажнения, засоления почв; исследование вопросов химизации и мелиорации почв при соблюдении экологической безопасности; разработка теории и практики программирования и прогнозирования урожаев; постоянное совершенствование методики опытного дела как основы эффективности научных исследований. Научно-методическое руководство этими институтами осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук.

Академия сельскохозяйственных наук – высшее научное учреждение России. Её членами являются выдающиеся учёные, которые руководят институтами и отделениями академии в различных краях и зонах. Академия разрабатывает важнейшие проблемы во всех отраслях сельскохозяйственной науки.

Основные задачи академии: развитие теоретических исследований по ведущим направлениям сельскохозяйственной науки; выявление принципиально новых путей технического прогресса; совершенствование методов научных исследований для повышения теоретического уровня и эффективности исследовательских работ; изучение и обобщение достижений мировой науки и содействие наиболее полному использованию достижений науки и передового опыта в сельскохозяйственном производстве.

Высшим руководящим органом академии является Общее собрание академиков и членов-корреспондентов, а между собраниями – Президиум академии.

 

 

 

Роль науки в развитии научно-технического прогресса в сельском хозяйстве

В современных условиях развития научно-технической революции неизмеримо возрастает роль науки. Революционные изменения в науке являются важным фактором общественного производства и находят конкретное воплощение в новых средствах и предметах труда, в новых технологических принципах.

Прогресс науки и техники на данном этапе развития научно-технической революции вносит качественные изменения в функции научно-технического прогресса и в механизм его влияния на экономические результаты производства. Они сводятся главным образом к тому, что внедрение научно-технического достижений способствует не только экономии живого, но и общественного (прошлого) труда.

Основные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Приоритетные направления НТП в сельском хозяйстве.

Научно-технический прогресс оказывает непосредственное воздействие на сельское хозяйство через важнейшие направления его развития, которые выступают в качестве материально-вещественных, экономических и организационных факторов воспроизводства. Применительно к растениеводству его элементами являются создание и широкое применение более эффективных машин и механизмов, средств химизации, мелиорации, использование новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, интенсивных технологий их возделывания и уборки. Прямое отношение к развитию научно-технического прогресса имеет внедрение рациональных форм управления, организации и оплаты труда, подготовки высококвалифицированных кадров.

В практике утвердилось и широко используются основные направления, по которым развиваются и внедряются достижения научно-технического прогресса в растениеводстве. Среди них такие, как агротехнические, организационно-экономические.

К агротехническим относятся: применение интенсивных севооборотов, создание и использование высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, расширение орошаемых земель и совершенствование способов полива, эффективное применение минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.

Технологические включают: создание и применение новых высокопроизводительных машин и орудий, внедрение индустриальных технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, использование тары, транспортных средств, расширение емкостей для кратковременного хранения продукции.

Наибольшую значимость приобретает изучение организационно-экономических направлений, в которых концентрируются достижения научно-технического прогресса в агротехнике и технологии возделывания культур. К ним относятся: углубление специализации и повышение концентрации отрасли, совершенствование форм и методов заготовок продукции, организации труда и материальное стимулирование, подготовка высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства. Данные направления актуальны на всех этапах развития сельского хозяйства. В настоящее время на передний план выступают подходы комплексного обоснования направлений научно-технического прогресса. При этом наиболее четко и ясно проявляется его влияние на производственные и экономические результаты.

Научно-технический прогресс является важным фактором повышения экономической эффективности производства, если достижения науки и техники используются комплексно, и они способствуют переводу отрасли на индустриальную основу. Если он внедряется только по отдельным элементам производственного процесса или при возделывании отдельных видов сельскохозяйственных культур, то материально-денежные расходы на производство единицы продукции или несколько увеличиваются или понижаются крайне медленно. На основании этого иногда делается неправильный вывод о том, что внедрение достижений науки техники в сельском хозяйстве является неэффективным.

Приоритетным направлением научно-технического прогресса становится разработка и создание принципиально нового комплекса машин и оборудования для возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Разработка и применение новых машин, оборудования и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Важным условием рационального использования машин в сельскохозяйственном производстве является повышение надежности техники и соответствие ее достижениям научно-технического прогресса.

Надежность техники характеризуется комплексным параметром, включающим такие показатели, как безотказность, долговечность работы машин и оборудования, ремонтопригодность и сохраняемость их первоначальных свойств. Надежность зависит от условий и интенсивности применения, качества производимых профилактических работ и ремонтов, использования диагностических средств.

Перспективным направлением научно-технического прогресса является биотехнология. Эта сравнительно новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем. В сельском хозяйстве широко используется созданные промышленным путем биопрепараты для защиты растений, бактериальные удобрения, дрожжи, грибной мицелий и т.д.

Задачи по ускорению НТП.

Важнейшими задачами по ускорению научно-технического прогресса в сельском хозяйстве являются:

- качественно новый подход к селекционной работе, широкое использование биотехнологий в сельскохозяйственном производстве;

- разработка прогрессивной системы ведения хозяйства, способствующая сохранению и повышению плодородия почвы;

- разработка и внедрение системы управления урожайностью сельскохозяйственных культур;

- создание новых орошаемых земель, реконструкция и модернизация существующих мелиоративных сооружений;

- конструирование и изготовление опытных образцов машин и других средств производства для возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Особенно велика роль внедрения научно-технического прогресса в селекции сельскохозяйственных культур. Она должна быть направлена на создание сортов с высокой и устойчивой урожайностью, с разными сроками созревания и приспособленными к индустриальным технологиям возделывания и уборки.

Ускорение научно-технического прогресса в определенной мере зависит от научно-технического потенциала общества. Он характеризуется комплексной оценкой уровня развития науки и техники, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем. Основными показателями функционирования научно-технического потенциала являются наличие научно-технических кадров, материально-техническое обеспечение научно-технических и опытно-конструкторских работ, развитие системы научно-технической информации, планирование и управление в науке и технике, финансирование научно-технических исследований.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...