Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские основания науки. Причины обращения науки к философии




Рассмотрим теперь третий блок оснований науки. Включение научно­го знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. Характерным в этом отношении примером может служить обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы.

Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точ­ки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и ис­точников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Но силы не могут существовать в отрыве от материи. По­этому, подчеркивал Фарадей, линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию

Не менее показательно обоснование Н. Бором нормативов кванто-во-механического описания. Решающую роль здесь сыграла аргумента­ция Н. Бора, в частности его соображения о принципиальной «макро-скопичности» познающего субъекта и применяемых им измерительных приборов. Исходя из анализа процесса познания как деятельности, ха­рактер которой обусловлен природой и спецификой познавательных средств, Бор обосновывал принцип описания, получивший впоследст­вии название принципа относительности описания объекта к средст­вам наблюдения.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и пред­ставлениями о мире обыденного познания соответствующей истори­ческой эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а так­же идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззре­нием той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных струк­тур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в про­цессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представ­ления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки гетерогенны. Они допускают вари­ации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.

Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каж­дой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуще­ствляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработан­ных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных фило­софских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс иссле­дований на стыке между философией и конкретной наукой осуществ­ляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской дея­тельности обозначен как философия и методология науки. В историче­ском развитии естествознания особую роль в разработке проблемати­ки, связанной с формированием и развитием философских оснований науки, сыграли выдающиеся естествоиспытатели, соединившие в сво­ей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Де­карт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.).

Гетерогенность философских оснований не исключает их систем­ной организации. В них можно выделить по меньшей мере две взаимо­связанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случай­ность», «пространство», «время» и т.п.), во-вторых, эпистемологичес­кую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие фило­софских оснований выступает необходимой предпосылкой экспан­сии науки на новые предметные области.

Таким образом, основания науки предстают особым звеном, кото­рое одновременно принадлежит внутренней структуре науки и ее ин­фраструктуре, определяющей связь науки с культурой.

Лекция: Научные революции и традиции в развитии науки










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...