Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как воздействует современная социальная ситуация на изменения в системах образования?
Известно, что политическая и социально-экономическая ситуация во многом определяют условия существования систем образования и требования, предъявляемые обществом к этой системе. Серьезные изменения в этих условиях, как правило, вынуждают обсуждать и пересматривать цели и стратегии развития образования. Например, когда последствия процесса глобализации стали более ощутимыми для сферы образования, начались дебаты по поводу целей и структуры образования, встал также вопрос, как совместить широкий доступ к образованию и его высокое качество. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию 1998 года отмечалось, что новое поколение вступает в мир, который претерпевает изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности» изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. В среде политических деятелей, руководителей деловых кругов и профессионалов, занимающихся подготовкой преподавателей, растет понимание того, что система образования, предназначенная для экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать знания и умения, которые позволят преуспеть в обществе XXI века[3]. В прошедшее десятилетие процесс реформ стал двигаться более высокими темпами, стало появляться все больше аналитических данных, проясняющих изменения, происходящие в системах образования различных стран. Анализ этих данных позволил экспертам международных организаций сделать выводы о том, что во многих случаях цели образования, особенно относительно школы, все еще формулируются в форме идеала, а не как практического инструмента, а разрозненные реформенные действия и педагогические инициативы не всегда концентрируются вокруг согласованных, реальных и измеримых направлений. Также был сделан вывод, что в тех странах, где реформы проходят системно и более успешно, пересмотр стратегий возникает не внутри системы, а за ее пределами. Социальные проблемы и изменения ситуаций на рынке труда определяет те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив. Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает различные характерные особенности целей, содержания, результатов, методов образования и воспитания молодежи. Кроме того, сам процесс образования представляется с позиций жизненной перспективы.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союзастал поворотной точкой в дебатах об образовании. В этом документе были сформулированы шесть ключевых утверждений, без которых создание общества, получающего образование на протяжении всей жизни, затруднительно. Было определено, что создание европейского пространства непрерывного образования связано со следующими приоритетами: 1) ценность учения; 2) информация, руководство и консультирование; 3) инвестиция времени и денег в обучение; 4) соединение учащихся и учебных возможностей; 5) базовые умения; 6) инновационная педагогика. Также было декларированы следующие позиции: · Образование играет важную роль в будущем материальном благополучии человека – его способности зарабатывать средства на рынке труда, жить дольше и более полноценной жизнью. · Образование играет важную роль в сплоченности общества: чем выше уровень образования в обществе и шире охват, тем более вероятно, что определенные группы граждан будут сотрудничать между собой, невзирая на границы, которые их разделяют. Кроме того, обсуждение ценности образования не оставило сомнений в том, что школа или институты профессионального образования должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества. Таким образом, анализируя новые задачи образования, возникла потребность в разработке основных понятий достаточно полно и ясно раскрывающих суть намечаемых изменений.
Какие проблемы возникли в образовании, и почему философия компетенций стала внедряться и разрабатываться в политики и практике образовательной реформ?
В качестве основных проблем, которые были вынуждены преодолевать Европейские страны в сфере образования, были отмечены: · увеличение разрыва между реальным необходимым для современной экономики уровнем знаний и навыков выпускников школ и систем профессионального образования; · неполное обеспечение выпускников необходимыми способностями, которые выходят за рамки базовых знаний, умений и академических результатов обучения; · неполное включение систем образования в национальные и глобальные инновационные системы, слабая связь с рынками труда; · растущее неравенство в доступе различных социальных и этнических групп к качественному образованию, к современным знаниям и технологиям (особенно – к информационным и коммуникационным); · и (что для нас особенно важно) обострение нехватки высококвалифицированных учителей и преподавателей, способных оперативно обновлять содержание и методы обучения.[4] Созданным и достаточно успешно функционирующим в Европе институтам образования прошлого века (школам и университетам) требуется изменения, чтобы быть готовыми ответить: · на социальную неоднородность общества; · на больший доступ людей к технологическим инновациям для ежедневной жизни и работы; · на интеллектуализацию экономики, что становится конкурирующим фактором на всемирных рынках услуг; · на требования работодателей, которые все более понимают значимость постоянного повышения квалификации; · на новые роли индивидуумов в социальной жизни общества. На рубеже веков стало очевидно, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления. Рассмотрим представляющие наибольший интерес три основных сдвига в дебатах по данной проблеме, которые можно обнаружить в материалах обсуждений Европейских реформ. Первый произошел в академических подходах в отношении значения развития компетенций учащихся не только для успешного функционирования на рынках труда, но и для решения вопросов снижения конфликтов в развитии общества. Второй был вызван результатами международных исследований по оценке достижений учащихся. Данные оценивания раскрыли контексты формирования компетенций, значение оценивания для выявления узких мест в содержании учебных программ. Третий касался понятий «экономика знаний», «инновационное общество», «обучающееся сообщество». Раскрытие сущности данных понятий стало во многом определять необходимость глубинных согласованных изменений во всех структурах и на всех уровнях образования, то есть определило необходимость системных образовательных реформ. Дебаты политиков, экономистов, специалистов в области общественных наук и исследователей-практиков институтов образования привели к возникновению междисциплинарных исследовательских проектов, общие выводы которых можно представить следующим образом: · Сравнительные исследования школьного образования предоставили новые доказательства значимости контекста изменений. Они доказали, что желаемые и планируемые изменения в содержании и способах обучения требуют не только реформ сверху, но и качественно иной подготовки тех, кто обучает, а также включения в процессы преобразований общественности. Они также продемонстрировали, что не существует одного, самого лучшего, способа организации обучения. · Исследования показали, что в мире применяются различные стратегии обучения, которые могут дать как высокие, так и низкие результаты, независимо от их научного или политического обоснования. Данные о том, что мягкие факторы, например культура отношений, воздействуют на прогресс учащихся сильнее, чем обоснованные рационально учебные модели, привели к сдвигу в научных теориях, подтверждая важность рассмотрения личностных, а не только институциональных или содержательных аспектов в поиске необходимых изменений в практике образования. · Одиночные дисциплины не способны решить все вопросы, касающиеся образовательных реформ и преобразования в практике. Для разработчиков методик и стратегий в области образовательной реформы это означает необходимость более широкой информированности. Полученные результаты позволили определить основное направление необходимых прогрессивных изменений – необходимость преодоления основной проблемы: недостаточной направленности традиционных образовательных систем на формирование компетенций. Этот вывод особенно убедительно доказали результаты международного эталонного тестирования школьников и представления регулярных отчетов и обзоров образовательных систем ОЭСР «Образование с первого взгляда». В отчете Европейского Совета «Экономика знаний. Образование – ключ к успеху Европы» аналитики показывали несоответствие образования целям Лиссабонской стратегии, задачей которой было превратить Европу в «одну из конкурентоспособных и динамично развивающихся экономик знания в мире». В отчете также было отмечено, что главным препятствием в улучшении качества школьного образования является неравенство, как отражение существующего социального расслоения общества, которое может воспроизводиться даже в самой школе. Поэтому необходимы масштабные структурные реформы образования, призванные устранить сами предпосылки несправедливости посредством перестройки всей системы и помочь молодежи принять участие в жизни и работе современной Европы.[5]. В документе «Меморандум непрерывного образования» формулируется понятие шести ключевых принципов непрерывного образования: 1) новые базовые знания и навыки для всех (цель − гарантирование всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество); 2) увеличение инвестиций в человеческие ресурсы (цель − значительное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы − ее людей); 3) инновационные методики преподавания и учения (цель − разработка новых методологий обучения для системы непрерывного образования через всю жизнь); 4) новая система оценки полученного образования (цель − изменение коренным образом подходов к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования); 5) развитие наставничества и консультирования (цель − обеспечение на протяжении всей жизни каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в Европе и необходимым консультациям и рекомендациям); 6) приближение образования к дому (цель − приближение образовательных возможностей к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий)[6]. В отчетах ОЭСР также были проанализированы успехи стран, которые достигли более высокого качества школьного образования. Выполненный анализ позволил экспертам рекомендовать обратить внимание на наполнение образования мультикультурными программами и программами, формирующими жизненные навыки и навыки для карьеры, включить в образование элементы здравоохранения. Отмечалось и то, что в более успешных странах в области решения проблем качества образования больше обращается внимание на индивидуальный прогресс каждого ученика, развитие критичности мышления, участие учащихся в различных образовательных проектах, новым подходам к обучению естественных наук и языковой грамотности. Но главными факторами в улучшении школьного образования были признаны работа учителей и другого педагогического персонала, способного решать новые задачи и принимать на себя позицию участника преобразований, продуманность политики по использованию виртуальных объектов, умение включить в работу школы местное сообщество, бизнес структуры и родителей. Министрам образования было предложено обратить внимание на тренировочные занятия для учителей и менеджеров образования, для того, чтобы изменить их поведение в социальной и учебной среде. Таким образом, было определено понятие «качественное образование», которое уже широко используется в современном обществе. Одновременно стало складываться и общее понимание «нового качества» образования. Оно отражено в договорах и документах, определяющих международные приоритеты развития образования, которые являются стратегическими ориентирами для большинства национальных образовательных систем. Общее понимание нового качества связано с новыми его характеристиками, его нового построения на основе философии компетенций. Образование, ориентированное на компетенции, более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях. Философия спроса на компетенции в последнее время интенсивно разрабатывается в различных сферах, в том числе и в сфере образования. Понятие «спрос», относительно образования, быстро стало частью образовательных реформ в различных странах. И хотя, как отмечают эксперты ОЭСР, данное понятие спорно, оно возникло в ответ на социально-экономические изменения в обществе. С данным понятием связаны такие изменения в сфере образования, как уточнение целей образования, его персонализация, обновление содержания, усиление значения автономности организаций и партнерства в образовании. Другими словами, понятие «спрос» трактуется широко, что позволяет дать его интерпретацию в различных регламентах реформ. «Спрос на образование» - многоизмеряемое понятие, которое может выражаться в контекстах «выбора», «участия», «качества», «воздействие общества», «ключевых компетенций» и других категорий образовательных реформ. Считается, что существует коллективный и индивидуальный уровни спроса, которые взаимодействуют и повышают разнообразие в образовании. При этом спрос, определяется не только выгодой индивидуального потребителя, но и пониманием значения образования для различных социальных групп - религиозных, этнических, лингвистических и других. Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР относительно спроса на образование, позволила экспертам обобщить ожидания от результатов образования родителей, работодателей и общественности. Анализ данных показал, что, родители, работодатели и общественность все больше верят в значение образования для решения различных задач. Они связывают его значение с такими понятиями как «хорошая работа», «экономический успех», «квалифицированный персонал», «здоровье», «благополучие», «качество жизни». Эти выгоды от образования, в свою очередь, связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |