Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие трудового, земельного и колхозного права СССР 1953 – 1964 гг.
Ряд изменений произошел в области трудового законодательства. В июле 1945 года на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 года было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 года принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и проч.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. В 1954 году при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955 – 1960 годах ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 года сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам. В июле 1958 года Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался: контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома. В июле 1956 года был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 года постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В марте 1956 года Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 года Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку: 1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г.: начало формирования коллективного руководства в СССР. Иерархия государственных и партийных постов. Борьба за власть в высшем руководстве СССР. «Дело Берии»: окончание эпохи политических репрессий. Реформа системы государственной безопасности 1953 г. Вопрос о приоритетной роли партийных органов. Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР – высшие посты в советской иерархии; вопрос баланса. Попытка формирования Н.С. Хрущевым режима своей личной власти, её крах. Укрепление принципов коллективного руководства. 2. Доработать конспект. 3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Демократизация политического режима в конце 50-х – начале 60-х гг. 2. Судебная система по Основам законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. 3. Кодификация права в 50-х – 60-х гг. XX в. Разработал: Доцент кафедры теории и истории государства и права кандидат исторических наук А.А. Смирнова
Лист регистрации изменений
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры теории и истории государства и права подполковник внутренней службы С.Б. Немченко
«_____»_______________________2013 года
ЛЕКЦИЯ по дисциплине «История государства и права России» для обучающихся по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности КВАЛИФИКАЦИЯ (степень) «СПЕЦИАЛИСТ»
Тема № 23.1. «Государственно-правовое развитие СССР в период «развитого социализма» (1964 – 1985 гг.)»
СМК-УМК-4.4.2-47-2013
Санкт-Петербург 2013
I.Учебные цели 1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
II. Расчет учебного времени
III. Литература Основная 105. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004. 106. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2 Л., 1989. 107. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2012. 108. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. М.. 1999. 109. История отечественного государства и права. Ч 1:Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. 110. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.
Дополнительная: 9. История государства и права России. Учебник / Под.ред. Ю.П. Титова. М.. 2009. 10. Верт Н. История советского государства 1900–1991. – М., 1992.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |