Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика «военного коммунизма».




        Управление национализированными предприятиями возлага­лось на Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). ВСНХ дейст­вовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и про­мышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-завод­ских и профессиональных организаций. В известной мере его дея­тельность напоминала работу военно-промышленных комитетов пе­риода 1915 – 1917 гг.

В компетенцию ВСНХ входили:

– конфискации (безвозмездное изъятие),

– реквизиции (изъятие по твердым ценам),

– секвестры (ре­шение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций;

– проведение принудительного синдицирования от­раслей промышленности и торговли;

– другие экономические и адми­нистративные меры в сфере производства, распределения, фи­нансов.

 

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уезд­ные СНХ (совнархозы), формировавшиеся при соответствующих советах.

 

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта форма была первой в ряду других мер по управлению экономи­кой, введенных новыми властями. Рабочий контроль, в лице фабрич­но-заводских комитетов, устанавливался из всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, коопе­ративных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались советы рабочего контроля, центральным органом стано­вился Всероссийский Совет рабочего контроля.

 

третий этап национализации промышленности приходится на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завер­шена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные пред­приятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализирован­ными. Тем самым национализации подверглась не только вся сред­няя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Централизованная система управления промышленностью, со­средоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила назва­ние «главкизма». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздей­ствия главков распространялась даже на кустарную промышлен­ность (через Главкустпром ВСНХ).

Составной частью «главкизма» стала трудовая повинность, как специфическая форма привлечения к труду. Широко использова­лись трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудо­вых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переве­ден весь транспорт страны.

 

В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера проводилась на фоне полной государствен­ной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольствен­ными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между про­изводящими губерниями планировались централизовано. Внутри гу­берний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с уче­том экономического положения крестьянского двора. Продраз­верстка оставляла необходимую потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам под расписку или безвозмездно и принудитель­но (в случае отказа сдавать продукцию). Наркомпрод, возглавляв­ший систему продразверстки, мог использовать в необходимых слу­чаях вооруженные продотряды.

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) сформировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизм». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Все экономические мероприятия подчи­нялись задачам победы в Гражданской войне. Максимальная цент­рализация экономической политики («главкизм», продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характе­ра: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помеще­ния, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, теле­фоном.

В ноябре 1918 г. СНК принял Декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли (хотя «ме­шочники» и черный рынок продолжали функционировать) Нарком­прод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население было приписано к единым потребительским обществам (ЕПО), от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выда­валась преимущественно в натуральной форме. Происходившая на­турализация распределения предполагала замену товарно-денеж­ных отношений натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть.

Программа построения социалистического общества включа­ла также Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства.

В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве, закрепившее единый земель­ный государственный фонд. В качестве стратегической линии раз­вития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, кол­лективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создавать единое производственное хозяй­ство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система ликбеза (ликвидация безграмотности).

Даже у самого Ленина не было четкого представления, как он собирается управлять огромной, раздробленной, истерзанной войною страной. Он это полностью признавал. Незадолго до захвата власти он говорил: «Мы не делаем вида, что Маркс или марксисты знают дорогу к социализму в деталях. Это чепуха. Мы знаем направление пути. Мы знаем, какие классовые силы ведут нас по нему, но конкретно, практически, его покажет опыт миллионов, когда они решат действовать». Уже тогда Ленин призывал к строгим военным законам. Это была речь утописта, уверенного, что он уже на пороге идеального общества.

Как бы то ни было, не может быть никаких сомнений, что реальные меры, принятые еще и до, но особенно во время и после гражданской войны, чудовищно усилили мощь государства и аннулировали все преимущества и блага, гарантированные большевиками народу в октябре.

Суть военного коммунизма заключалась в следующем:

1) национализация фактически всей промышленности в сочетании с централизованным распределением ресурсов;

2)  государственная монополия на торговлю (которая не могла удовлетворить потребности людей и поэтому сопровождалась возникновением сильного черного рынка);

3)  стремительная инфляция, приведшая к частичному прекращению денежных сделок (что приветствовалось теми большевиками, которые считали, что при социализме деньгам нет места) и широкому распространению бартера и выплат заработной платы товарами;

4) реквизирование крестьянских излишков (и даже не излишков) продукции.

 

Некоторые из самых ранних большевистских законодательных актов, казалось, реализовывали это видение на практике, создавая или укрепляя органы, через которые рабочие, крестьяне и солдаты могли бы осуществлять наибольший контроль за своей собственной судьбой, а также и за управлением страной.

Источником неопределенности относительно нового советского режима были его отношения с внешним миром. Ленин подстрекал к захвату власти в надежде, что этот пример спровоцирует рабочие революции в других странах Европы, особенно в Германии.

Большевистские методы захвата и укрепления власти естественным образом привели к гражданской войне. Это-то Ленин как раз всегда признавал. Он неоднократно повторял, что первая мировая война должна быть превращена в классовую борьбу или „международную гражданскую войну". Та же логика лежала в основе его решимости в 1917 г. избегать любых соглашений с другими партиями, даже принадлежащими к социалистическому лагерю, и добиваться насильственного захвата власти без посторонней помощи.

Потребовалось, однако, некоторое время для того, чтобы различные антибольшевистские силы осознали реальность ситуации и оправились от первых неудач.

Ленин говорил: «Мы не ведем войну против отдельных людей. Мы искореняем буржуазию как класс. Во время расследования не ищите свидетельств того, что обвиняемый словом или делом выступал против советской власти. Первые вопросы, которые вы должны поставить, это: к какому классу он принадлежит? какого он происхождения? какое у него образование или профессия? Это и есть те вопросы, которые должны определить судьбу обвиняемого. В этом значение и суть красного террора».

Концентрационные лагеря, изолируя классовых врагов от обычных людей, служили тем же санитарным целям. Согласно Солженицыну и другим, условия в большинстве из них (были и печально известные исключения) были тогда еще терпимыми в сравнении с более поздним временем: заключенные работали восемь часов в день и регулярно получали небольшую заработную плату. Возможно, сказывались пережитки представлений об „исправительном труде". С другой стороны, заключенные были заложниками — их можно было расстрелять или вывезти на барже и утопить в реке в качестве возмездия за те или иные действия белых в гражданской войне.

Невозможно узнать, сколько людей погибло от руки ЧК в этот период. Эти цифры, конечно, уступают в сравнении с позднейшей деятельностью Сталина, и при этом, конечно же, нельзя забывать, что все это происходило во время настоящей гражданской войны, когда и противоположная сторона также проявляла жестокость.

Военный коммунизм породил дальнейшее тоталитарное существование государства. Именно идеи Ленина были воплощены в политике Сталина. Но можно сказать с несомненностью, что Ленин ввел и сделал обыденным безжалостное применение насилия ко всем реальным и воображаемым «врагам», создав для осуществления этого надзаконные органы вне советского или партийного контроля.

Каковы бы ни были намерения большевиков, когда они пришли к власти, не может быть никаких сомнений, что за время гражданской войны они забрали обратно либо аннулировали большую часть благ, розданных ими народу в октябре, при этом демократические органы, созданные с их помощью, они подчинили жесткому, а зачастую и жестокому контролю сверху.

 

 

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы:  Судебная реформа 1922 г. Создание прокуратуры. Реорганизация органов государственной безопасности. Реорганизация экономики: национализация, рабочий контроль, ВСНХ.

2. Доработать конспект.  

3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам:

1. Учредительное собрание и его роль в развитии советской государственности.

2. Основы советского общественного и государственного строя по Конституции 1918 г.

3. Карательные органы советского государства в 1917 – 1921 гг.

Разработал:

Доцент

кафедры теории и истории государства и права

кандидат исторических наук

старший лейтенант вн. службы                                                А.А. Смирнова

 

Лист регистрации изменений

Номер

измене­ния

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

теории и истории государства и права

подполковник внутренней службы

 С.Б. Немченко

 

«_____»_______________________2013 года

 

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

«История государства и права России»

для обучающихся по специальности 030901.65 –

Правовое обеспечение национальной безопасности

КВАЛИФИКАЦИЯ (степень) «СПЕЦИАЛИСТ»

 

 

Тема № 20 «Советское государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.)»

 

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

 

 

Санкт-Петербург

2013


 


I.Учебные цели

1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...