![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение истины и заблуждения в теории познания
- истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности - (!) истина всегда конкретна,абстрактной истины не существует =>всегда связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам => -для достоверности человеку нужно знание объективно-истинное и доказанное - заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное; в ходе развития науки они опровергаются ПР: источники заблуждения =>социальные, психологические, гносеологические (погрешности, переход от чувственного уровня познания к рациональному, приложение чужого опыта к себе и т.д.) - ложь– это преднамеренное искажение действительности, имеющее целью ввести кого – то в обман
В современной философии выделяются три концепции истины 1) концепция соответствия - истинными являются высказывания, соответствующие действительности 2) когерентная концепция - высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными 3) прагматическая концепция - истинность и ложность суждений проверяются на практике Вывод:эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими - в философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания => - практика — это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. Вопрос 4. Диалектика. Категории диалектики. способы познания
понятие «диалектика» в истории философии
понятие «метафизика» в истории философии
Принципы диалектики 1. принцип всеобщей связи -является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем; под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития (связи «внутреннего» и «внешнего») -связи без взаимодействия не существует =>в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия => материальное единство мира -взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого - взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер 2. принцип развития мира -необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества - результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия; в мире нет ничего завершенного, все находится в процессе становления и изменения - (?) что является источником развития => 2-ве точки зрения:1)метафизическая (источник развития - внешнее воздействие), 2) диалектическая (источник развития - борьба противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие) - противоречие - взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений противоречие как философская проблема 1-ая точка зрения: диалектические противоречия свойственны природе, обществу, и мышлению человека (ПР: древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян») 2 -ая точка зрения: существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия (ПР: логические противоречия были отмечены уже в античной философии - запории Зенoнa) 3. тождества (единства) – диалектики, логики, теории познания (=> выражает единство законов развития). Принцип тождества отражает и то, что носит тотальный характер: охватывает природу, человека, общество) 4. восхождение от абстрактного к конкретному –сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики; организует процесс познания. - абстрактное – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных - конкретное – объективная действительность 5. единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании Законы диалектики 1.единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, в борьбе между собой 2.переход количественных изменений в качественные 3.закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, и каждый последующий несет в себе некоторые черты исходной стадии философские категории категории - всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями ПР: впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» ---> «наиболее общие понятия о мире»; Кант ---> «категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления объекта познания»; Гегель ---> теория «диалектического материализма» ---> категории - результат обобщения социального опыта и развития познания экзистенциализм ---> новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека позитивизм и неопозитивизм ---> анализ не категорий, а терминов языка
категории диалектики – выражают основные свойства существующих в мире объектов Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания. Сущность/явление - сущность -внутреннее, недоступное чувствам содержание (= смысл) предмета - явление- обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума Вывод: сущность и явление всегда взаимосвязаны Содержание/форма - содержание- то, из чего состоит предмет (или явление); оно изменчиво, подвижно - форма- порядок, в котором сосуществуют составные части предмета (или явления), способ внешнего выражения содержания; форма удерживает содержание в устойчивом равновесии Вывод:в предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой; на определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура».
Система/элемент/структура - система(от греч.- составленное из частей, соединенное) - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов - элемент(от лат. - первоначальное вещество) - неделимая в пределах данной системы ее составная часть (если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система) => количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы - структура(от лат.- строение) - совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму. Вывод:категории (отображают свойства объективного мира, и ступени познания) ---> единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |