Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности рационального познания




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2009.

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 1999.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М., 2010

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.,2006.

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.

 

Вопрос  1.      Гносеология. Принципы познаваемости мира.

- познание - деятельность, направленная на получение знаний

- гносеология (греч. гносис – познание) – теория познания - раздел философского знания, посвященный проблемам познания мира

ПР: «знание» - результат; «познание» - процесс; семантика термина «сознание» - предполагает «сопутствующее», «сопровождающее» знание

- гносеология ---> поиск ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?»

Вывод: => комплекс этих проблем занимает II-е по важнос­ти место вструктуре философского знания после проблем онтологии

- гносеология --->пробле­мы изучения: видов, ступеней, форм познания, отношений между объек­том и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики; границ познания (насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно)

основные направления вопроса о познаваемости мира

гностицизм «гносеологический  опти­мизм» агностицизм (от греч. а - отрицательная приставка и гнозис — знание) «гносеологический пессимизм»
- мир познаваем исчерпывающе и  безусловно - мир не познаваем ПР: И. Кант «вещь в себе» =>то,как этот предмет представляется человеку - «явление» например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойствен­но лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на чело­веческий глаз дает ощущение зелени.

 

Вопрос 2.           Эмпиризм и рационализм как принципы

         истолкования основных позиций мира в истории философии.

-познание как процесс -  направлен на получение знаний, вклю­чает в себя компоненты: субъект и объект познания, уровни и сту­пени познания, истину как цель познания

- объект познания - то, на что направлено познание (то, что познается)

- субъект познания -конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом) =>

ПР: (!) заслуга немецкого идеализма (Кант - «трансцен­дентальный субъект», Гегель - «объектив­ный дух») ---> понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом => социальная (об­щественная) природа познания

Маркс ---> социальная природа познания: «бытие определяет созна­ние» =>способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни

 

(?) вопрос об источниках научного знания

эмпиризм рационализм
- направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
- источник знаний ---> чувства, данные которых разум лишь обрабатывает ПР: Ф. Бэкон - важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств ПР: Р. Декарт

Вывод:каждое из направлений верно отмечает на­личие 2-х форм познания: чувственного и рационального, но абсолютизирует роль одного из них

 

в процессе познания выделяют 2-ве формы

I чувственное (опыт­ное)  познание-осуществляется с помощью органов внешних чувств; ступе­нями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, пред­ставления

1)ощущения - возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; передают отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание)

ПР: яблоко - цвет (красный/зеленый)

 2) восприятия – создаютцелостный образ предмета, представляют совокупность ощущений

ПР: все качества яблока - цвет (красный/зеленый), форма (круглое/овальное), вкус (сладкий/кислый)

3) представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий; возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека

ПР: вспоминаем съеденное яблоко, какое оно было вкусное

Вывод: чувственное познание дает представление только о внешних свойствах отдельных предметов

Особенности чувственного познания

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Социальная обусловленность чувственного познания

- влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения

- формирование (под воздействием социальной ситуации) перцептивных установок и ожиданий

 

II рациональное (логическое) познание- процесс абстрактного  обобщающего мышления присущий только человеку; ступенями рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключе­ния

1)по­нятия -  элементарные единицы мышления, на которых строятся все логические рассуждения, отражают общие, существенные признаки предметов

- понятие выра­жается с помощью слова (словосочетания)

ПР: слово «студент»

2)суждения - понятия, отражающие связи и отношения между пред­метами и их свойствами; утверждают (или отрицают) что-либо;

- выражаются в форме предложений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты».

3)умозаключения - процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики; являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления

- выражаются в форме рассуждений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».

Вывод: 1)рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, 2) абстрактное мышление неразрывно связано с языком (= системой знаков, передающих информацию)

Особенности рационального познания

- опора на результаты чувственного отражения

- абстрактность и обобщенность возникающих образов

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

 

Интуиция – (лат. интуитио – «пристально смотрю») – способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств (Р.Декарт)

 

познание - процесс целенаправленного получения знаний и представлений об окружающей действительности практика – чувственно – предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей 1)практика –движущая сила познания 2) практика – сфера приложения знания 3) практика -критерий проверки истинности знания опыт (= эмпирия) – мера навыков и умений

 

Вопрос 3.             Истина. Концепции истины.

- результат процесса познания ---> знания

-истина - знание, соот­ветствующее действительности =>

Аристотель - истина – знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности
Платон - истина – соответствие знаний вечным и неизменным идеям (идеи = истинная реальность)
материалисты - истина – соответствие полученных знаний объективному реальному миру

 

Характеристики истины

1. адекватность информации относительно объекта познания

2. истина – свойство знания

3. истина исторична

4. истина – условная единица

 

Критерии истинности знания

1. ясность и отчетливость мыслимого (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

2. уверенность в достоверности

3. принцип прагматизма

4. интеллектуальный энергетический императив (В. Оствальд)

 

2-ва вида истины:

объективная (по содер­жанию) субъективная   (по форме)
- независима от познающего ее субъек­та - вне сознания истины не существует
- Аристотель - «познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям» - Кант ---> выявил про­блему противоречивости «истины»: признаками объективности истины являются - всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна (поскольку является формой де­ятельности субъекта)  

Вывод: 1)истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та, 2) . Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием (истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания)

2-ва вида истины:

относительная абсолютная
- неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания - относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине - знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания ПР: истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.  

Вывод:понятия относительной и абсолютной истины связаны с понима­нием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...