![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности рационального познанияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2009. 2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 1999. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001. 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современный философский словарь. — М., 2010 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986. 11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.,2006. 12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.
Вопрос 1. Гносеология. Принципы познаваемости мира. - познание - деятельность, направленная на получение знаний - гносеология (греч. гносис – познание) – теория познания - раздел философского знания, посвященный проблемам познания мира ПР: «знание» - результат; «познание» - процесс; семантика термина «сознание» - предполагает «сопутствующее», «сопровождающее» знание - гносеология ---> поиск ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?» Вывод: => комплекс этих проблем занимает II-е по важности место вструктуре философского знания после проблем онтологии - гносеология --->проблемы изучения: видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики; границ познания (насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно) основные направления вопроса о познаваемости мира
Вопрос 2. Эмпиризм и рационализм как принципы истолкования основных позиций мира в истории философии. -познание как процесс - направлен на получение знаний, включает в себя компоненты: субъект и объект познания, уровни и ступени познания, истину как цель познания - объект познания - то, на что направлено познание (то, что познается) - субъект познания -конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом) => ПР: (!) заслуга немецкого идеализма (Кант - «трансцендентальный субъект», Гегель - «объективный дух») ---> понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом => социальная (общественная) природа познания Маркс ---> социальная природа познания: «бытие определяет сознание» =>способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни
(?) вопрос об источниках научного знания
в процессе познания выделяют 2-ве формы I чувственное (опытное) познание-осуществляется с помощью органов внешних чувств; ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления 1)ощущения - возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; передают отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание) ПР: яблоко - цвет (красный/зеленый) 2) восприятия – создаютцелостный образ предмета, представляют совокупность ощущений ПР: все качества яблока - цвет (красный/зеленый), форма (круглое/овальное), вкус (сладкий/кислый) 3) представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий; возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека ПР: вспоминаем съеденное яблоко, какое оно было вкусное Вывод: чувственное познание дает представление только о внешних свойствах отдельных предметов Особенности чувственного познания - непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта - наглядность и предметность возникающих в результате познания образов - воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Социальная обусловленность чувственного познания - влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения - формирование (под воздействием социальной ситуации) перцептивных установок и ожиданий
II рациональное (логическое) познание- процесс абстрактного обобщающего мышления присущий только человеку; ступенями рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключения 1)понятия - элементарные единицы мышления, на которых строятся все логические рассуждения, отражают общие, существенные признаки предметов - понятие выражается с помощью слова (словосочетания) ПР: слово «студент» 2)суждения - понятия, отражающие связи и отношения между предметами и их свойствами; утверждают (или отрицают) что-либо; - выражаются в форме предложений ПР: «Все учащиеся в университете — студенты». 3)умозаключения - процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики; являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления - выражаются в форме рассуждений ПР: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент». Вывод: 1)рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, 2) абстрактное мышление неразрывно связано с языком (= системой знаков, передающих информацию) Особенности рационального познания - опора на результаты чувственного отражения - абстрактность и обобщенность возникающих образов - воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Интуиция – (лат. интуитио – «пристально смотрю») – способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств (Р.Декарт)
Вопрос 3. Истина. Концепции истины. - результат процесса познания ---> знания -истина - знание, соответствующее действительности =>
Характеристики истины 1. адекватность информации относительно объекта познания 2. истина – свойство знания 3. истина исторична 4. истина – условная единица
Критерии истинности знания 1. ясность и отчетливость мыслимого (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) 2. уверенность в достоверности 3. принцип прагматизма 4. интеллектуальный энергетический императив (В. Оствальд)
2-ва вида истины:
2-ва вида истины:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |