Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право лесопользования и его виды




БАЗОВАЯ

 

1.Экологическое право Украины. Учебное пособие: / под ред. проф. Гетьман А.П., Шульга М.В. –Х.: ООО «Одиссей», 2010.- 463с.

2. Андрейцев В.І. Екологічне право. Особлива частина: Підруч­ник для студ. юрид. вузів і фак. Повний акад. курс. — К.: Істина, 2009. — 544 с.

3. Екологічне право України. Академічний курс: Підручник / За ред. Ю.С.Шемшученка. — К.: ТОВ «Видавництво «Юридична думка», 2008.—848 с.

Вспомогательная

1. Конституция Донецкой Народной Республики. Протокол № 1 от 14 мая 2014 года.

2. Земельний Кодекс України // Відомості Верховної РадиУкраїни-2002-№ 3-4.

3. Кодекс України про адміністративні правопорушення - Львів, 1995.

4. Лісовий Кодекс України // Відомості Верховної Ради України-1994-№ 17.

5. Закон України “Про охорону атмосферного повітря” // Відомості Верховної Ради України.-1992- №50.

6. О безопасности: Закон Донецкой Народной Республики от 12 декабря 2014 г.

7. Горный закон: Закон Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г.

8. О недрах: Закон Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г.

9. Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения : Закон Донецкой Народной Республики от 10 апреля 2015 г.

10. Об отходах производства и потребления: Закон Донецкой Народной Республики от 9 октября 2015 г.

11. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 г.

12. Об охране окружающей среды : Закон Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 г.

13. О перевозке опасных грузов: Закон Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г.

14. Об экологической экспертизе: Закон Донецкой Народной Республики от 9 октября 2015 г.

15. Закон України “Про тваринний світ ” // Відомості Верховної Ради України-1993-№ 18.

16.Цивільний Кодекс України. - ОВУ. – 2003. - № 11. – Ст. 461.

17.Водний Кодекс України. // Відомості Верховної Ради України-1995-№24.

18. Положення про Зелену книгу України, затверджене постановою Кабінету Міністрів України від 29.08.2002 р. №1286 // Офіційний вісник України. – 2002. - №36. – С. 38.

19.Про Червону книгу України: Закон України від 07.02.2002 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2002. - №30. – Ст. 201.

 

 


Вступление.

Одним из составляющих компонентов окружающей природной среды являются леса.

Лес – это вид растительного покрова планета земля, наделенй способностью уменьшать влияние негативных природных явлений, защищать почву от эрозии, регулировать сток воды, предупреждать загрязнение окружающей среды и очищать ее. Полезные свойства лесов поддерживают окружающую среду в состоянии, необходимом для обеспечения жизненнх процессов, влияющих на установлении климатического баланса на планете, формирует состояние атмосферного воздуха, лес служит средой для существования животного мира, лесные ресурсы являются сырьевой базой для жизнеобеспечения человека.

 


Лес как объект использования и охраны.

 

Леса, выполняя согласно своего назначения преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), а также экономические, и, конечно, эстетические функции, является национальным богатством ДНР и поэтому, согласно законодательству, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учетные и охране.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим использование и охрану лесов в ДНР является Лесной кодекс.

Задачей Лесного кодекса являются регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения производительности, охраны и воссоздания лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научного обоснованного рационального использования.

Согласно понятию, закрепленному положениями статьи 3 Лесного кодекса, лес – совокупность земли, древесной и кустарниковой растительности, животных, микроорганизмов и других биологически взаимосвязанных природных компонентов.

Все леса на территории ДНР, а также земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (такие, подлежащих облесению, занятые лесными путями, просеками, противопожарными разрывами, сооружениями, сельскохозяйственными угодьями для нужд лесного хозяйства, болотами, водоемами в пределах этих участков) составляют ее лесной фонд.

К лесному фонду не относятся:

- все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, которые не отнесены к категории лесов;

- отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на сельскохозяйственных угодьях, усадьбах, приусадебных и других участках.

Вопрос относительно использования и охраны этих насаждений, которые не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, регулируются другими актами законодательства, не относятся к лесным.

Все леса в ДНР являются собственностью государства. Предприятия, учреждения, организации и граждане могут пользоваться лесами в своих целях только на праве постоянного или временного пользования земельными участками лесного фонда.

В постоянное пользование земельные участки лесного фонда предоставляются специализированным сельскохозяйственным предприятиям, другим учреждениям и организациям, что имеют специализированные подразделения, гражданам со специальной подготовкой (участки площадью до пяти гектаров, если они входят в состав угодий фермерских хозяйств для ведения лесного хозяйства, специального использования лесных ресурсов, потребностей охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных целей, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ).

Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется соответствующим государственным актом.

Во временное пользование земельные участки могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам ДНР, иностранным юридическим и физическим лицам для тех же целей (за исключением ведения лесного хозяйства) по согласованию с постоянным лесопользователем.

Временное пользование может быть краткосрочным (до трех лет) и долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет).

Право временного пользования, в том числе на условиях аренды оформляется договором.

К ведению местных советов народных депутатов относится решение вопросов в области регулирования лесных отношений:

- предоставление земельных участков лесного фонда в пользование;

- осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов;

- организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и др.

От имени государства лесами распоряжается Народный Совет ДНР.

Народный Совет ДНР определяет основные направления государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства лесов, осуществляет законодательное регулирование лесных отношений, распоряжается лесным фондом, делегирует свои полномочия по организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов соответствующим советам народных депутатов и определяет их полномочия.

Владение и распоряжение лесным фондом осуществляется в интересах всего народа ДНР.

Вывод по первому вопросу

Лес выполняя согласно своего назначения преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические. оздоровительные, рекреационные ), а также экономические, и, конечно, эстетические функции, леса являются национальным богатством ДНР поэтому, согласно законодательству, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учетные и охране. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим использование и охрану лесов в ДНР является Лесной кодекс. Задачей Лесного кодекса ДНР являются регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения производительности, охраны и воссоздания лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научного обоснованного рационального использования.



Право лесопользования и его виды

Организация лесного хозяйства. Задачей организации лесного хозяйства является обеспечение правовой и технической регламентации его рационального ведения и использования лесных ресурсов в зависимости от природных и экономических условий, целевого назначения, место расположения, породного состава лесов, а также функций, которые они выполняют.

Организация лесного хозяйства предусматривает: государственный учет лесов; разделение лесов на группы и отнесение к категориям защищенности; классификацию лесных хозяйств, их хозяйственных частей и хозяйственных секций; установление возраста спелости леса, способов и правил рубок, правил восстановления лесных насаждений и лесоразведения.

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.

Для эффективной организации, охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда, воспроизводства лесов, осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде заинтересованные органы государственной власти, местные органы, специальные органы управления и контроля в области лесопользования должны быть обеспечены необходимой информацией о лесном фонде.

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределение его между пользователями, качественный и количественный состояние лесного фонда, делении лесов на группы и отнесение к категории защищенности, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Документация государственного лесного кадастра и первичного учета лесов ведется на основе данных государственного земельного кадастра, материалов лесоустройства, инвентаризации, обследований и первичного учета лесов и использование таких документов:

— решений о предоставлении в пользование (или изъятия) земель лесного фонда, изменение категорий защищенности и группам лесов;

— актов осмотра мест рубок, технической приемки лесных культур, перевод не покрытых растительностью земель в покрытые, натурного обследования земель и перевода их из одной категории в другую в результате действий стихийных явлений или хозяйственной деятельности.

Изменения, произошедшие в структуре земель лесного фонда, ежегодно вносятся постоянными лесопользователями в материалы первичного учета лесов, на основе этих данных ежегодно уточняется учетная документация государственного лесного кадастра. Документация государственного лесного кадастра по стране возобновляется один раз в пять лет.

Государственный контроль за соблюдением установленного порядка ведения документации лесного кадастра осуществляет Гослесхоз. Гослесхоз систематизирует и хранит документацию государственного лесного кадастра, готовит и издает в установленном порядке информационные материалы о лесном фонде ДНР.

Мониторинг лесов является составной частью мониторинга окружающей природной среды и осуществляется Гослесхоз путем наблюдений за состоянием лесов, почв в лесах, состоянием охотничьей фауны в лесах. Обобщенная информация о состоянии лесов, степень повреждения насаждений (токсичными выбросами, рекреацией, изменением гидрологического режима, вредителями и фитозаболеваниями), концентрацией радионуклидов, токсичных веществ в грунте и в различных ярусах лесных насаждений, состояние охотничьей фауны в лесах используется для принятия эффективных управленческих решений по предотвращению негативных процессов и устранения их последствий в лесопользовании.

Разделение лесов по группам и отнесение к категориям защищенности.

В зависимости от экологического и народнохозяйственного значения лесов, их местоположения и выполняемых ими функций все леса ДНР делятся на первую и вторую группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно природоохранные функции, которые классифицируются, в свою очередь, на категории защищенности: водоохранные (полосы лесов вдоль берегов рек, вокруг озер, водохранилищ, других водных объектов), защитные (леса противоэрозионные, протиполыные, вдоль железных дорог, автомобильных дорог, особо ценные лесные массивы, леса степных, лесостепных, горных районов, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (леса населенных пунктов, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лечебно-оздоровительных территорий), леса на территориях природно-заповедного фонда, лесопплодовые насаждения и субальпийские древесные и кустарниковые группировки.

Ко второй группе принадлежат леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение для нужд народного хозяйства (обеспечение древесиной и др.).

В лесах и первой, и второй групп могут быть выделены особо защитные земельные участки лесного фонда с режимом ограниченного лесопользования.

Организация надлежащего порядка ведения лесного хозяйства требует выделения в лесном фонде хозяйственных частей (эксплуатационных, водоохранных, защитных и др), лесных хозяйств по видам лесов (хвойные, твердолиственные, мягко лиственные и т. др.), хозяйственных секций (высокопродуктивных, средне продуктивные, низкопродуктивные, плантаційні тому подобное).

Установление возраста спелости дерево состояний проводится, исходя из основного целевого назначения лесов, функций, которые они выполняют, биологических особенностей древесных пород и способов восстановления леса.

Организация порядка ведения лесного хозяйства включает также его регламентации путем установления норм и лимитов использования лесных ресурсов (максимально допустимых объемов заготовки древесины, годовые нормы заготовки живицы), правил рубок, заготовки живицы, правил восстановления лесов и лесоразведения, порядка заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований в лесах ДНР и др.

Проведение указанных выше мероприятий организации лесного хозяйства обуславливает порядок его ведения, использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда. Организация лесного хозяйства является основой осуществления других управленческих функций в области лесопользования.

Рациональное ведение лесного хозяйства, эффективная охрана и защита, повышение продуктивности лесов обеспечивается надлежащим исполнением такой управленческой функции как лесоустройства.

Во время лесоустройства: определяются границы и осуществляется внутрихозяйственная организация лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесопользователей; выполняются топографо-геодезические работы и специальное картографирование лесов; проводится инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава дерево состояний, их состояния, количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, с выявлением дерево состояний, требующих рубок, определением мероприятий по мелиорации и охраны; проводятся фитобиологические и другие обследования и исследования; определяются объемы работ по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, а также других лесохозяйственных работ.

В результате в материалах лесоустройства дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства, использования лесных ресурсов, пользование земельными участками лесного фонда, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства.

Как и другие природные ресурсы леса и лесные продукты используются в порядке общего и специального пользования.

Порядок общего пользования предусматривает право свободного пребывания в лесах с целью отдыха и оздоровления, бесплатного сбора для собственного потребления дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, других плодов, грибов при условии соблюдения требований пожарной безопасности и сроков и способов пользования, установленных государственными лесохозяйственными органами.

Право специального использования лесных ресурсов реализуется на основании специальных разрешительных документов в пределах, выделенных для этой цели земельных участков лесного фонда.

При условии соблюдения требований законодательства ДНР лесопользователи имеют право осуществлять такие виды специального использования лесных ресурсов:

— заготовка древесины во время рубок главного пользования;

— заготовка живицы;

— заготовка второстепенных лесных материалов (пень, луб, кора, древесная зелень и тому подобное);

— побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота и т. др.) или другие предусмотренные законодательством виды специального использования лесных ресурсов.

Специальное использование лесных ресурсов на предоставленном земельном участке лесного фонда производится только теми лесопользователями, которым это право предоставлено в установленном законом порядке. Подтверждением такого права является специальное разрешение — лесорубный билет (ордер) или лесной билет. На отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выдано специальное разрешение.

В соответствии с требованиями лесного законодательства специальное использование лесных ресурсов должно осуществляться, исходя из потребностей охраны, улучшение природного состава и качества лесов, предотвращения истощения имеющихся ресурсов и причинения вреда лесному хозяйству.

Так, заготовка древесины производится в пределах ежегодной нормы; размещение пасек на земельных участках лесного фонда осуществляется без права рубок деревьев и кустарников, расчистка и распашка земельных участков и возведения на них строений капитального типа; заготовка древесных соков производится на специально созданных для этой цели насаждениях;

- заготовка камыша и других лесных ресурсов производится на земельных участках лесного фонда с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных;

- пользование земельными участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и природных ландшафтов.

Для проведения научно-исследовательских работ соответствующим лесопользователям могут выделяться земельные участки лесного фонда, на которых может быть ограничено или полностью запрещено специальное использование лесных ресурсов, если это противоречит целям научно-исследовательских работ.

Общее использование лесных ресурсов в ДНР является бесплатным. Плата за специальное использование лесных ресурсов взимается по установленным таксам или в виде арендной платы или дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях.

Размер платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда устанавливается исходя из лимитов их использования и такс на лесную продукцию и услуги с учетом ее качества и доступности.

Как и другие природные ресурсы леса и лесные продукты используются в порядке общего и специального пользования.

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределение его между пользователями, качественный и количественный состояние лесного фонда, делении лесов на группы и отнесение к категории защищенности, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...