Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Финансы потребительских кооперативов
Некоммерческие организации имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом. Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов. Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: – добровольное вступление в потребительское общество и выход из него; – обязанность уплаты вступительного и паевого взносов; – демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах); – взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды; – ограничение размеров кооперативных выплат; – доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; – забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория. В России насчитывается более 3000 потребительских обществ. Все они объединяют более 10 млн. пайщиков. В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 тыс. членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества с численностью, превышающей 10 тыс. пайщиков. Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ основными задачами потребительской кооперации являются: – создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах; – закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; – производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения; – оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости. В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово-неустойчивым. Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются: – вступительные и паевые взносы пайщиков; – прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан); – заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки. Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества. Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты. В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок). Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения: – между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат; – потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора; – потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов; – с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья; – с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке; – с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов; – потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов; – с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов; – потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности; – со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков; – с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества. Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребительского общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе принимать его устав. Пайщики потребительского общества имеют право: – добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса; – избирать и быть избранными в органы управления и контроля потребительского общества; – получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания пайщиков; – иметь преимущества в приобретении (получении) товаров на предприятиях торговли потребительского общества; – сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сырье для переработки; – получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; – быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и наличием вакансий; – пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых собранием пайщиков; – получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности. Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации. Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке. Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации. В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда. Однако в годы экономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как" ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась. Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами", согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить численность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991—1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа. Задача восстановления численности пайщиков была поставлена в качестве одной из первоочередных в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998—2002 гг. Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента успешно выполняются во многих потребсоюзах областей и республик. По прогнозам численность пайщиков к началу 2002 г. составит 12 млн. чел. Для того чтобы укрепить положение потребительской кооперации на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации. Проблема усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление и, пожалуй, самое значимое — это умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес — это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития. Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится. Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес. Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ. Паевой фонд потребительских обществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн. руб. Средний размер паевого взноса по потребительской кооперации России составляет 21,7 руб. В отдельных потребительских обществах он варьирует от 15 до 50 руб. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов. Потребительской кооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшения торгового обслуживания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возможности городского населения в приобретении высококачественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребительские общества в составе действующих потребсоюзов. Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование. Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планирования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потребительских обществах. Сейчас, когда наметились стабилизация и некоторый экономический подъем, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику ежемесячное (квартальное) составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Плановые задания должны в потребительских обществах стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные, кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правила Гражданского кодекса РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы. В 1999 г. в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз РФ), Агропромышленный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производственных сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищно-строительных кооперативов и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |