Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценки налоговых систем




Тема лекции 7. Распределение налогового бремени

План

 

1) 21. Классификации налогов.

2) 22. Критерии оценки налоговых систем.

3) 23. Распределение налогового бремени в конкурентной среде.

4) 24. Распределение налогового бремени в монополистической среде.

5) 25. Причины неравенства.

6) 26. Неравенство и его измерение.

 

Основные положения

В лекции рассматриваются основные положения и термины налогообложения с позиций микроэкономики.

Приведены оценки для измерения уровня экономического благосостояния.

 

Классификации налогов

 

Доходы государственного сектора в основном состоят из налоговых платежей – установленных законодательством регулярных платежей в государственный бюджет.

Классификация налогов строится, прежде всего, с учётом объектов обложения (1). Так, различаются прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми – ресурсы, деятельность, товары и услуги. Разновидности прямых и косвенных налогов изображены на рис. 7.1.

 

 

 

 


Рис. 7.1. Классификация налогов относительно объектов налогообложения

 

Чем более развита страна, тем большая часть налоговых поступлений приходится на прямые налоги и, наоборот, чем беднее страна, тем больше она надеется на непрямые налоги.

Другим основанием для классификации налогов выступают цели их взимания (2). Преобладающая часть налогов в современном обществе поступает в бюджет, который расходуется как единый фонд средств, обеспечивающих финансирование разнообразных нужд государства. Такие налоги называются немаркированными.

Целевые налоги, предназначенные для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога, называются маркированными.

Налоговые платежи могут исчисляться в расчёте на единицу того или иного товара, работы, услуги, потреблённого ресурса и т.п. (3).

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров и др., выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим.

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах (долях), на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов и т.п., то налог является стоимостным.

Еще одна важная классификация налогов основана на том, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего (4).

С этой точки зрения различаются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный – медленнее его, а доля пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо от того, насколько велик доход.

Долю дохода налогоплательщика, которая изымается в виде налога, принято называть нормой налогообложения.

Различаются средняя и предельная нормы налога.

Средняя норма равна удельному весу налога во всем доходе налогоплательщика, иначе говоря, отношению суммы налога к размеру дохода.

Предельная норма представляет собой долю налога в «последней единице» дохода, или производную налога по доходу.

Итак, если I – доход налогоплательщика, а Т– сумма, уплачиваемая им в виде налога, то средняя норма налогообложения – это:

tа= Т / I,

а предельная норма:

tm = dT / dI.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различаются соотношениями средних и предельных норм обложения. При пропорциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

 


Критерии оценки налоговых систем

 

Для оценки налоговых систем разных стран мира принято использовать следующие пять критериев.

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов:

налоговая система не должна ограничивать возможностей сбережений и стимулов к труду;

налоговая система не должна влиять на поведение индивида (не должна направлять усилия индивида на уменьшение своих налоговых обязательств, а должна стимулировать увеличение производительности труда и, соответственно, улучшение условий существования);

налоговая система должна быть неискажающей, то есть не должна давать возможностей индивиду заменить свои налоговые обязательства или переложить их на других.

Неискажающие налоги называются паушальными налогами.

Паушальный налог – это налог, который зависит от неизменных характеристик (например – пол).

2. Административная простота (административные расходы): административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении. Административные издержки функционирования налоговой системы зависят от того, какая документация будет сохраняться в отсутствие налогообложения. В бизнесе такая практика необходима в собственных внутренних управленческих целях.

Второй фактор – это сложность. Например, возможность вычета определённых категорий затрат из налогооблагаемых сумм требует, чтобы по этим расходам сохранялась отчётность.

В-третьих, дифференциация ставок налога в зависимости от индивидуума и по категориям дохода приводит к попыткам «передвинуть» доход на членов той же семьи с более низкими налоговыми ставками или на категории дохода, которые облагаются более низким налогом.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5. Социальная справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидуумам.

Существуют два различных понятия справедливости: горизонтальное равенство и вертикальное равенство.

Горизонтальное равенство. Налоговая система называется горизонтально равной, если люди, одинаковые во всех отношениях, облагаются налогом одинаково. Следовательно, налоговая система, которая дискриминировала бы людей по признаку расы, цвету кожи или вероисповеданию, была бы горизонтально несправедливой.

Вертикальное равенство. Некоторые люди по положению платят более высокие налоги, чем другие, и они должны это делать.

Предлагается три критерия для определения тех, кто должен платить больше:

1) принцип способности платить;

2) уровень экономического благосостояния;

3) принцип получаемых выгод.

На практике чаще всего используется первый критерий. В качестве налогооблагаемой базы удобнее брать такие показатели, как доход, прибыль и т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...