Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы перехода к безотметочному обучению




Направления модернизации системы школьного оценивания.

 

В начале ХХ1 века Россия вплотную столкнулась с необходимостью решения вопроса о модернизации системы школьного образования. Вопросы креативности результатов обучения, его взаимосвязь с технологичностью выходят на первое место, что требует создания новой системы оценивания, совершенствования контрольно-измерительных материалов. В начальной школе внимание переакцентируется с предметных ЗУН на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий.

Условиями, способствующими достижению данных целей, являются

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- сокращение репродуктивных форм работы с учебным материалом;

- внедрение новых личностно-ориентированных технологий;

- усиление практической направленности содержания учебных дисциплин в сочетании с его фундаментализацией (Филиппов В.А. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании).

Цель реформы системы школьного оценивания – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.

Изменения в оценке эффективности образовательного процесса планируется осуществить за счет (Ярулов А.А.):

  • открытости требований к уровню подготовки учащихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса – школьников, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
  • создания системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям;
  • переориентации контроля на оценку способностей применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях;
  • стандартизации и объективизации оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля;
  • введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения школьников в учебном процессе, повышающих мотивацию и интерес к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Выделяются две тенденции изменения отметки:

1 – усовершенствование оценочного компонента в рамках традиционной системы обучения,

2 – перестройка процесса обучения и соответственно оценочной деятельности на принципиально новой основе, введение безотметочного обучения.

       Недостатки традиционной пятибальной системы оценивания:

  • затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной: не позволяет учитывать временной фактор (пересматривать оценки после усвоения темы за дополнительный период,  фиксировать и положительно оценить небольшие достижения каждого ребенка в сравнении с предыдущими его результатами), делает практически невозможным показать детям и их родителям динамику школьной успешности, не отражает вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать;
  • не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности (в Концепции модернизации российского образования она названа ключевой компетенцией), «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагает оценки учеником собственных действий, ученик не знает или не понимает нормы и критерии выставления отметки ;
  • закладывается ложная основа детской самооценки, искажается учебная мотивация (если 90 % оценочных суждений и действий учителя посвящено ЗУНам и лишь – 10 % - творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам». Жесткость оценки формирует «иждивенческий» менталитет: что оценивается, то и надо учить, выигрывает тот, кто точнее запомнит и воспроизведет полученную от учителя информацию;
  • часто носит травмирующих характер, оставляет место для большой доли субъективизма, являясь орудием манипуляции и психологического давления на ученика и его родителей, что не только снижает интерес к обучению, но и ведет к росту тревожности, психологического дискомфорта, даже ухудшению здоровья.

Противоречия, которые потребуется разрешить при отмене отметок:  

1) Текущие и итоговые оценки должны иметь разную направленность: текущие - преимущественно на относительные показатели успешности ребенка, характеризующие продвижение его по сравнению с самим собой, а итоговые – преимущественно на абсолютные показатели данного ребенка, характеризующие данного ребенка в ряду других детей и общих критериев, отраженных в госстандарте. Удобные единые формы их фиксации пока не найдены.

2) Результаты образования – это динамика интеллектуального развития, ценностных ориентаций, внутренних состояний и пр. Судить о них можно лишь по внешним признакам. Описать же по внешним признакам результат образования – значит заметно упростить его.

3) Противоречие между возрастанием требования в необходимости формирования исследовательских умений, творческого интеллекта с одной стороны и возрастанием требования технологичности в получении определяемого, воспроизводимого, проверяемого процесса обучения с другой.

 

Этапы перехода к безотметочному обучению

 

Этап Содержание этапа Результат
1 - Принятие школой единой «оценочной политики». - Выстроить постепенный переход от традиционного оценивания к безотметочному обучению (подготовить общественное мнение); - перестроить учебный план и учебное расписание конкретной школы (сентябрь – фиксация «стартовых» достижений, 2-я половина апреля - май – рефлексивная фаза; - описать, что подлежит контролю, и критерии оценки; - выделить условия, средства и методы оценивания; - принять единые формы внутришкольного контроля, ведения школьной документации (классных журналов, ученических дневников); - «стыковка» оценочной политики школы и семьи. Разработан-ные образователь-ным учреждением «Положение о безотметоч-ном обучении» и «Правила оценочной безопасности»
2 – Работа методичес-ких объедине-ний. - Определить этапы и сроки окончания изучения темы, раздела, спроектировать результаты на конец их изучения;  - проанализировать содержание программ и четко определить те знания и умения, которые должны быть сформированы; - разгрузить предметное содержание для уроков по выработке правил оценочной безопасности, средств и форм контроля и оценки; - внести изменения в классно-урочную систему (уроки совместного решения общих учебных задач; урок, где каждый решает свои задачи); - изменить систему контрольно-оценочных работ, времени их предъявления и способов оценивания, фиксирования полученных результатов в классных журналах, в системе административных проверочных работ, в проверке тетрадей. Тематическое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока прог-раммы и обо-значением ожидаемых сроков усвое-ния этих блоков
3 – Работа учителей в режиме безотметоч-ного обучения.     В начале изучения темы, раздела провести проверочную работу, выявляющую исходный уровень сформированности знаний и умений; - познакомить детей и их родителей со списком умений и примерами заданий, поскольку - открытость и доступность ожидаемых результатов дают возможность соотносить свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем;  - появляется возможность скорректировать процесс научения, сделать на этой основе правильный выбор уровня освоения материала; - фиксировать продвижения учащихся в освоении выделенных ЗУН (оценка и самооценка). В конце изучения темы, раздела дети знакомятся с содержанием проверочной работы, последовательностью расположения заданий в ней, общими правила выполнения, с детьми обсуждаются критерии и нормы оценивания проверочной работы (в том числе поощрительные и штрафные баллы); - проводится прочная работа; - ученик оценивает свою работу по обсужденным критериям; - работу оценивает учитель; - соотносятся оценка учителя и самооценка ученика, анализируется несоответствие; - проводится работа над ошибками. Учитель обобщает результаты работы, анализируется работа МО и школы в целом. Стартовая, текущая, промежуточная и итоговая оценка уровня подготовки учащихся.   Определяются направления корректировки работы, планирование изучения следующего содержательного блока.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...