Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационные структуры инновационного менеджмента




Организационные структуры инновационного менеджмента –это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – это организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, а также от организационно-правовой формы собственности.

Сегодня в России действует следующая классификация научных организации по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес в мировой экономической системе представлен небольшими самостоятельными фирмами, специализирующимися на исследованиях разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи. Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым предприятиям (фирмам).

Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х годах.

Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США, вблизи Стэндфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству обычно относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграничение предприятий. В США количественные критерии (численность наемных работников или оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором и в зависимости от особенностей производств и иных необходимых факторов. Так, в американской компании «Мак-Гроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, к крупным – 100 и более человек.

На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьер» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В странах Европейского союза (ЕС) к средним предприятиям относят предприятия с числом занятых от 50 до 250 чел., с годовым оборотом менее 16 млн. Евро и суммой баланса менее 8 млн. Евро. а к малым предприятиям – с числом занятых до 50 чел., с годовым оборотом менее 4 млн. Евро и суммой баланса менее 2 млн. Евро.

Кроме того применяются различные определения малых и средних пред приятии при оказании конкретных мер поддержки на уровне ЕС. При этом страны-члены ЕС в ряде случаев могут применять национальные критерии отношения предприятий к категории «малых».

В Японии к малым и средним предприятиям в обрабатывающей промышленности и транспорте относят предприятия с уставным фондом до 100 млн. йен и численностью до 300 чел., в оптовой торговле, соответственно, – до 30 млн. йен и численностью до 100 чел., а в розничной торговле и сфере услуг – до 10 млн. йен и численностью до 50 чел.

Указанные критерии отнесения предприятий к малым и средним являются верхними пределами.

Однако они могут быть законодательно изменены в зависимости и от необходимости применения отдельных мероприятий в некоторых отраслях (например, в фарфорофаянсовом производстве и резиновой промышленности к вышеназванной группе предприятий относят предприятия с численностью до 900 чел.).

В Японии имеет место также понятие «мало масштабного предприятия» с численностью до 20 чел., а в торговле и сфере услуг – с численностью до 5 чел.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек и 10% – это предприятие с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Так, знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда», главным образом, собираются на больших японских заводах, но десятки тысяч средних и малых предприятии изготавливает для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, при этом площадь завода составляет всего лишь 300 кв.м. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка, т.е. этот человек является хозяином предприятия, и сам работает на нем. При этом он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это стало возможным благодаря тому, что материал для их производства – очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, т.е. практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объёма продаж (в передовых отраслях 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохранявшейся, но ухе падающей активности научных изысканий.

Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм и количество сотрудников в этих фирмах – небольшое.

Функции инновационного менеджментавыполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы.

Кроме этого создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

- идеи инновации – нового изделия, технологии;

- общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

- рискового капитала для финансирования подобных фирм.

Венчурное финансирование осуществляетсяв двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. долевым участием инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной формах;

2. возможностью предоставления средств на длительный срок;

3. активной ролью инвестора в управлении финансируемой им фирмы. В США, в стране с высоким уровнем развития рискового капитала, основными сферами его приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

- собственно рисковый бизнес;

- внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

- во-первых, на независимые малые инновационные фирмы;

- во-вторых, на предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационным фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя фирмы, однако, их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х гг., например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего в том, что средства предоставляется на безвозвратной, беспроцентной основе; не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью. принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключительном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный капитал предприятия, т.е. частью собственных средств последнего.

Для развития российской экономики венчурное предпринимательство сегодня может сказаться весьма привлекательным.

Так, успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств за рубежом заставили в свою очередь и отдельные крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации пойти на внутренние рисковые проектыиливнутренние венчуры. Эти проекты представляет собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпорации. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта, автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, то подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, а также продано другой фирме или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятии нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания скапывает финансовую поддержу, предоставляет исследовательское оборудование каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За установленный в договоре срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Согласно этому, капиталовложения делится на пять временных отрезков, исходя из двух правил, а именно:

1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;

2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Эксплеренты – это фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразовании старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Научно-технические разработки имеют здесь приоритетное значение, но инновационный бизнес не является чистой наукой или изобретательством.

На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм подобного союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Кроме того, не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей и зачастую оставляет прежнее место работы, после этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

Фирмы-эксплеренты, получили название «пионерских». Они работают с самого начала выпуска продукции.

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике

Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.

Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития российской науки, экономики и производства является их инновационная направленность.

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).

Высшая школа сегодня имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.

Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль, проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Перед фирмой-эксллерентом (пионером) возникает проблема объёма производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление с тиражированием грозит ему появлением копии или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет эксплеренту добиться выгодных условий и даже сохранить за собой определенную автономию. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

На узкий сегмент рынка ориентируются фирмы-патиенты.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Главная цель инновационного менеджера –снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия для работы сотрудников.

В сфере стандартного бизнеса действует фирмы-виоленты.

Фирмы-виоленты – это фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству, и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений: о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.

Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – непременное условие для деятельности этих фирм. Поэтому им необходимо иметь должность инновационного менеджера и быть очень осторожными и изменении своей политики.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решении: о своевременной постановке продукции на производство; о степени технологических особенностей изделии, выпускаемых виолентами; о целесообразных изменениях в них, согласно требованиям специфических потребителей.

Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике и вкусах покупателя товара, в сложившейся ситуации на рынке, а также точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.

Инновационное планирование

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отставать от конкурентов.

Инновационная стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

Чётко сформулированная инновационная стратегия важна для продвижения новшеств.

Кроме того, инновационная стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

Иными словами, инновационная стратегия – это детальный, всесторонний, комплексный план достижения поставленных целей.

Все больше число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но и предвидеть, планировать возможные изменения, чтобы видеть и выиграть в конкурентной борьбе.

С выбором инновационной стратегии связана также разработка планов проведения исследовании и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов, это так называемая «внутренняя стратегия», где планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, здесь осуществляется приобретение предприятиями в новых отраслях, выход из неприбыльных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятия;

2. Адаптацию к внешней среде, т.е. ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Кроме того, стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Что позволяет не потерять контроль за рынком.

Разработка инновационной стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку, поскольку играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

- основное направление деятельности фирмы;

- рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей);

- культуру организации, ее традиции, рабочий климат. После постановки общей цели организации осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей.

Инновационная стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследовании. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведении. Если высшее руководство какой-либо организации поддерживает попытки реализовать нововведение, то вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в данной организации возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решения высшего руководства, значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Разработанная стратегия нововведений редко бывает чисто формальной и зачастую базируется на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Она осуществляется по следующей схеме:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 111.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...