Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды инноваций и их классификация




МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема 5. Инновационный менеджмент

Занятие 1. Инновационное планирование и риски в деятельности менеджера

Метод: устное изложение материала.

Время: 2 ч.

Учебно-познавательные и воспитательные цели:

- изучить учебный материал темы №5 согласно учебной программе;

- вооружить курсантов научными методиками поиска наиболее оптимальных вариантов принятия управленческих решений в условиях возникновения вероятности рисков и кризисных ситуаций;

- формировать теоретические базы управленческой культуры будущих специалистов ФЭС ВС РФ;

- воспитывать у курсантов любовь к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию.

Литература:

а) основная

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО «Остожье», 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. изд-во, 1995.

3. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.

4. Коречков Ю.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1994.

б) дополнительная

1. Горгола Е.В. Теория менеджмента и особенности применения современных методов управления организацией в сфере Вооруженных сил Российской Федерации. Часть II. Ярославль – Кострома: ВФЭУ – КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

2. Ахутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. – М., 1998.

3. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: Учебно-практическое пособие / МГУЭСИ – М.: МЭСИ, 1999.

4. Стиль и методы руководства. - М.: 1985.

Технические средства обучения: Лектор – 2000.

Учебные вопросы:

1. Инновационный процесс и инновационное планирование – 40 мин.

2. Риски в деятельности менеджера. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации – 40 мин.

Текст лекции

 

Введение

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследовании НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадии и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном, эарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки. В. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати).

В соответствии с этими стандартами, инновация –это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновациисоставляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

 

Учебные вопросы (основная часть):

Инновационный процесс и инновационное планирование

 

Инновации свойственны как динамический, так и статистический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические разработки и нововведениявыступают, как промежуточный результат научно-производственного никла, и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идеи и знании, открытии, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретении и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведений, а также в падении монополии производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяется две его органические фазы:

а) создание и распространение;

б) диффузия нововведения.

Первая фаза в основном, включает в себя последовательные этапы научных исследовании, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации -это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия– это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновацииэто информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т.п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами, например: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из основных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: на новаторов; на ранних реципиентов; на раннее большинство и отстающих. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ.

Кроме того, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитаторов. Так, вероятность доминирования на рынке будет наибольшей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологии определяется выбором всех агентов на рынке, однако, влияние более ранних реципиентов будет всегда наибольшим по сравнение с выполнением последующих этапов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

Инновация -это такой технико-экономические цикл, в котором использование результатов сферы исследовании и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. если порывается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, то, таким образом, порывается восприимчивость к инновациям.

В общем, виде модель ИП можно представить как:

ФИ — ПИ —— Р —— Пр —— С —— ОС —— ПП —— М —— Сб.

Где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование;

С - строительство; Ос – освоение; ПП – промышленное производство;

М – маркетинг; Сб – сбыт.

Рис. 1. Модель инновационного процесса

Анализ данной схемы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – Ос, который может продолжаться свыше 10 лет. Кроме того, относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С).

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ – фундаментальное (теоретическое), исследование, что связано с понятием «научная деятельность». Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Лр, С, Ос и ПП) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Научная работа –это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведении и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает по мере приближения ФИ к ПП, так как на последних стадиях ИП исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Фундаментальное (теоретическое) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Это развитие может осуществляться следующим образом (см. схему):

 

                      ФИ1                                                ФИ3    <

 

ФИ                                                           ФИ4 ____

 

                      ФИ2                               ФИ5 …….

 

Рис. 2. Развитие ФИ

 

Лишь некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ – Р – Пр и т.д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат, а из оставшихся 10% тем ФИ с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).

Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:

- постановка цели и выбор стратегии;

- четыре стадии цикла – планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Наглядно это можно представить следующим образом (схема 5.3):

1. Планирование: составление плана реализации стратегии;

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла;

3. Постановка задач перед сотрудниками; организация работы;

4. Исполнение: осуществление исследований и разработок; реализация плана;

1. Руководство: контроль и анализ; корректировка действий.

 

 


Рис. 3. Стадии цикла инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент –это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационное деятельностью и занятыми этой, деятельностью организационными структурами, а также их персоналом.


Виды инноваций и их классификация

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, нужно различать: инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, т.е. цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; значительное расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инновации оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметровинновации подразделяютсяна продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают в себя применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, а также получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть также связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятии).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, то можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе из предприятия (изделия, услуги, технологии информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Кроме этого, в зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

Перечисленные выше виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из Российского научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой в свою очередь выделены:

- технологические инновации;

- производственные инновации;

- экономические инновации;

- торговые инновации;

- социальные инновации;

- инновации в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И.Пригожин1, согласно которой инновации учитываются:

1. По распространенности:

- единичные;

- диффузные.

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые;

- обеспечивающие (связывающие);

- продуктовые.

3. По преемственности:

- замещающие;

- отменяющие;

- возвратные;

- открывающие;

- ретровведения.

4. По охвату:

- локальные;

- системные;

- стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные;

- комбинаторные;

- совершенствующие.

Кроме того, два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций, и имеет особое значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н.Д.Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлек к анализу данные о научно-технических открытиях, показал волнообразный характер их динамики. Он также исследовал динамику нововведений и показал их отличие от открытий и изобретений. Согласно этому, динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н.Д.Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н.Д.Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно и появляются группами, т.е. говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н.Д.Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 108.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...