Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные черты западноевропейской философии




Второй половины XIX – начала XX века

1.философия направлена на формированиеисторизма мышления

2.происходит полифония развития философской мысли, много концептуальность – период «философских школ»

- иррационализм (А. Шопенгауэр),

- марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

- философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),

- позити­визм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн),

- фило­софия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),

- феноменология (Э. Гуссерль),

- герменевтика (X. Гадамер),

-философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),

-экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),

-структурализм (К. Леви-Строс),

- критиче­ский рационализм (К. Поппер),

- психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).

3. во второй половине XIX в. выделились 2-ва направления критики немецкой классической фило­софии:

критика с позиций материалистической философии критика со стороны неклассической идеалистической философии

 

Марксизм

- основатели Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс(1820-1895)

- совместные работы: «Манифест коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Святое семейство», «Немецкая идеология»

Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.

К. Маркс «Капитал» (в трех томах)

- (!!!) «Манифест коммунистической партии» (1848) - стал программным документом ком­мунистического движения

Характерные черты марксизма:

1.диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования;

4. философские исследования переносятся на область материаль­но-практической деятельности человека;

5. диалектико-материалистические взгляды совпадают с потребностями обществен­ного развития того времени

- источники формирования идеологии:

  1. в начале 1840-х гг. при­мыкали к левому (радикальному) крылу младогегельянцев

  2. к середине 1840-х гг. перешли на материалистические позиции

  3. опира­лись на философское творчество Гегеля и Фейербаха => переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм =>

-  создали новое философско­е направление — диалектический материализм

      1. в основу диалектического материализма Маркса и Энгельса положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материа­листических принципов (!!!)

-часть философ­ского учения, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторический матери­ализм

- гносеология --->человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах, т.е. сенсуалисты

- бытие определяет сознание

- сознание - не как самостоятельная сущность, а как свойство материи от­ражать саму себя

- материя находится в постоянном движении и развитии

-Бога нет, поскольку он является плодом фантазии =>

- материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы

- практика - важный фактор развития =>

- развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, пере­хода количества в качество, отрицания отрицания

- (!!!) впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на обще­ство => материалистическое понимание истории стало философским но­ваторством Маркса (кни­га «К критике политической экономии» (1859)и Энгельса

    1. диалектика производительных сили производственных отношений,единство которых образует спо­соб производства

    2. исторический материализм — это рас­пространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю

    3. на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельнос­ти вступают в не зависящие от их воли производственные отношения

    4. производственные отношения – это уровень производительных сил, которые обра­зуют экономическую систему, базисдля институтов государства и об­щества, общественных отношений

    5. государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по от­ношению к экономическому базису

    6. базис и надстройка взаимно влияют друг на друга

    7. в зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феода­лизм и т. д.) => т.е. рост уровня производительных сил приводит к измене­нию производственных отношений => к смене общественно-экономи­ческой формации => общественно-политического строя

     8. общество проходит в своем развитии через ряд ступеней (= обще­ственно-экономических формаций), которые отличаются друг от друга:

а) способами производства (т. е. уровнем развития производительных сил),

б) объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности),

в) юридической,

г) политиче­ской надстройкой,

д) духовной культурой

     9. эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой

     10. переход от формации к формации является пе­реходом от внутрикачественных (количественных) изменений к ---> каче­ственным (= революция, скачок в развитии общества)

      11. уровень экономики (= материальное производство, производствен­ные отношения)  определяют судьбу государства => ход истории

      12. чело­веческая история — естественноисторический процесс; ни одна фор­мация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции  (!)

Вывод: на основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией разви­тия которого в XX в. стал рассматриваться социализм.  Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах кол­лективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, ког­да она превращается в непосредственную производительную силу, от­водится важная роль одного из движителей общественного прогресса.

ПР: Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: 1)материалистическое понимание истории и 2) теория прибавочной стоимости

- философия - есть  «руководство к дей­ствию» (т.е. «за» революционное преобразование общества) =>

рево­люция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов

Вывод:  марксизм стал не только фило­софским течением, но и идеологией, носящей клас­совый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма.

ПР:философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.                      

Иррационализм

- Артур Шопенгауэр (1788-1860)

- книга «Мир как воля и представление»

- иррационализма (от лат. неразумный, бессознательный)

- «философия  пессимизма»

- жизнь - это непрерывная борьба между состраданием (= любовью) и преоблада­ющими над ним силами эгоизма и злобы

- «жизнь — это «плесень» на одном из «шаров» (!)

- мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля => ей мы обязаны жизнью => своим страданием в жизни

- мир не целостен, не закономерен, неподконтролен разуму => подчиняется только другим силам (ПР: воле, аффектам)

- воля сильней разума => многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желания­ми и инстинктом

- воля — центральное понятие философии Шопенга­уэра, только она способна определять все сущее и влиять на него

- воля - идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания

- вывел логический закон достаточного основания => истинная фи­лософия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания

Вывод: несмотря на то, что философия Шопенгауэра не была признана современниками, оказала влияние на раз­витие неклассической идеалистической философии

 

«Философия жизни»

- продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше(1844-1900)

- работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Мысли о моральных предрассудках», «Веселая наука», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра»

- не стремился создать целостную философскую систему

- три этапа творчества Ф. Ницше:

      1. ранний (1872 – 1876) – преобладает тема античной философии, и идеи А. Шопенгауэра

      2. второй (1877 – 1882) – интерес к проблемам естествознания

      3. третий (1883 – 1888) – разработка концепции «воля к власти»

- в ранних работах противопоставлял современный мир --->миру античности (богам и героям)

- в творческом духе античности 2 –ва принципа: «дионисийский», «аполлонический» =>

       1. дионисийский принцип – подлинная жизнь, жизнь в подвиге => человек может почувствовать себя богом => (но (!!!) в V – IV вв. до н.э. «дух Диониса» вытесняется «духом Аполлона» => вместо священного экстаза человеком овладевает холодный расчет

 

 

- жизнь – это единственная реальность, суще­ствующая для конкретного человека => в свете разумности современной эпохи жизнь человека бессмысленна =>

- человек убегает от неразумности и бессмысленности жизни => устремляется к иллюзии (= логической схематизации жизни)

- чтобы выжить – человек стремиться упорядочить и упростить жизнь, но этот порядок искусственен => происходит разрушение «живой нити жизни»

- философская программа «переоценки ценностей»

- наступает новая эпоха – эпоха трагизма => задача: человечество надо облагородить, убрать всё, что паразитирует и оставить жизнь

- критиковал гума­низма

- цель философии - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности

- в основе жизни лежит воля:

       1. воля к жизни,

      2. воля внутри самого человека,

       3. неуправляе­мая воля (страсть),

       4. воля к власти

- идея «сверх человека» => противопоставляет сверхчеловека (=высший биотип) толпе

- волюнтаризм - развитие воли => власти, которую сверхчеловек должен максимально разви­вать

- человек, стремящийся к власти должен искать сильного противник, т.к. легкая добыча унижает победителя => обесценивает победу

- религиозная философия:

        1. христианство провозглашает равенство людей перед богом, но этофальшь, т.к. равенство противоестественно человеческой природе => идеология церкви изначально грешна

- существование церкви = жизни паразита => необходима новая мораль, которую сформулирует сверхчеловек

- «бот умер, мы убили его» => в религии надо пересмотреть все ценности жизни

- новая мораль должна основываться на ценностях конкретного человека

Вывод: философия Ницше -  предшественница ряда современных запад­ных философских концепций, в основе которых лежат проблемы че­ловека и его жизни.

Позитивизм

- Огюст Конт(1798-1857) -  ввел термин «позитивная философия»

- работы: «Курс позитивной философии»

- позитивизм(от лат. по­ложительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания

- позитивисты – «за» исследование явления предметов и процессов => но (!) познание сущности предметов - лишнее

- «позитивное знание» противопостав­ил традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир

- создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе — социо­логии

- задача социологии - сбор и первичная систематизация эмпирических фактов

- позитивизм возник в связи с успехами науки => влиянием на умы людей

- (!?) наблюдение, сравнение, анализ экспериментальных данных, эк­сперимент требовали оценки в том числе и  тех фило­софских систем, которые считали научную истину не связанной с эм­пирическим опытом

-постижение истины ----> на основе позитивного (точного, экспериментального) знания

- тезис: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать си­лой»

- тезис:  «Долой метафизику, да здравствует физика»

- роль философии ----> в позитивном (= научном знании)

Принципы позитивизма

1.философское знание должно быть точным и достоверным;

2. при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

3. основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;

4. философия должна исследовать только факты, а не их причины;

5. философия должна освободиться от ценностного подхода и оце­ночного характера при исследовании;

6. философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

- задача «новой философии» — разработать методологию наук => установить связи между науками

- гносеология – 2-ва взаимосвязанных закона:

1) «Закон трех стадий развития ума» - ум человека в своем развитии проходит три фазы:

а) на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком

б) апеллирует к абстрактным сущностям

в) наблюдает за фе­номенами, устанавливая между ними регулятивные связи

2) «Закон классификации наук» - распределяет науки по степени сложности

1. Аналитические — изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия)

2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология)

3. Социология — призвана изучать социальные законы

Вывод: заслуги позитивистской методологии — 1) выяснение смысла научной деятельности, 2) взаимоотношение социологии (и науки) с другими сферами дея­тельности, 3) поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии,4)методология позитивизма оказа­ла влияние на развитие социальных исследований

 

                                        Неопозитивизм (XX в.)

- XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма

-началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка в 1920- 1930-х гг., в который входили Шлик, Поппер, Карнап и др.

- английские философы Д. Стюарт Миль(1806-1873), Спенсер (1820-1903)

-отличитель­ная черта неопозитивизма - фор­мальная сторона познания

- неопозитивизм - исследует те формы, в которых осуществляется процесс познания

- неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структу­ры научного познания

- неопозитивизм — интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления

ПР: аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм

Вывод:в рамках неопозитивизма развива­лось творчество таких философов, как Бертран Рассел(1872-1970), Людвиг Витгенштейн(1889-1951), Рудольф Карнап(1891-1970), Карл Поппер(1902-1994), Мориц Шлик(1882-1936)

 

Структурализм

- как направление возникает в 1920 – х г. =>

- связано с появлением в лингвистике структурного метода

1. структура объекта – это совокупность отношений при определенных преобразованиях

2. структурализм – это совокупность определенных правил

- структурализм – процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней

- представители – Фердинанд де Соссюр (1857- 1913), Клод Леви-Строс (р. 1908) «Структурная антропология», Жак Лакан, Мишель Фуко (р. 1926), Луи Альтюссер (р. 1918)

       идеи Фердинанда де Соссюра (1857- 1913)

1. язык - = знаковая структура => наука семиология -занимается изучением знаков

2. язык – система знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого

      идеи Клода Леви-Строса (р. 1908) «Структурная антропология»

1. бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой

2. формы аналогичны для всех типов мышления (древнего и современного)

3. язык – некое единое, обобщающее начало в мышлении, культуре, деятельности и социальной жизни народов

4. разные формы общественной жизни – в своей сути нечто общее

5. язык => логика – нечто единое у всех народностей ПР: логика мифа – на бинарных оппозициях – светел/темен, небо/земля, добро/зло

     идеи Жака Лакана

1.сопоставил структурный метод с областями психологии и психиатрии

2. тезис: «бессознательное сконструировано как язык, посредством которого символически кодируется все многообразие поведенческих линий»

Вывод: наибольшее распро­странение структурализм получил в философии истории и философской антропологии

Экзистенциализм

- 1920 – 1940 –е г.  экзистенциализм(от лат. существование) — филосо­фия существования => ориентация на проблемы, связанные с человеком, сущностью человеческой жизни, смыслом его бытия в современном мире

- представители: Серен Кьеркегор(1813-1855), Карл Ясперс(1883-1969), Мартин Хайдеггер(1889-1976), Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм», Симона де Бовуар(1908-1986), Альбер Камю(1913-1960), Николай Бердяев(1874-1948), Леонид Андреев(1871-1919)

- Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)

датский теолог, философСерен Кьеркегор(1813-1855) –

религиозный экзистенциализм

- «против» рационализма классической философии, обвинил ра­зум в поглощении индивидуальности

 - сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самомсуществовании

- страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование

-действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима

- нельзя забывать человека как сущность, как живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами

- исти­ны — жизнь/смерть => не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно человеком (!)

- философия – это переживание вечного в конечном суще­ствовании (индивидуальной судьбе личности)

- переживание —> любовь, вера, тоска, страх => составляют мир существования чело­века => существование человека выше всяких законов и закономерностей

- тезис: «разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду»

немецкий мыслительКарл Ясперс (1883 – 1969)

- задача философии – раскрытие «шифров бытия» как различных выражений трансценденции

- философия не может быть ограничена ни методом ни предметом

- человек = экзистенция (уровень человеческого бытия) => когда действует как свободное существо

- человеком нельзя манипулировать (!)

 Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)

- в человеке существование предшествует сущности

- человек свободен, т.к. не никаких предписаний

- тезис: «человек обречен на свободу» ----> заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что делает, но не перед обществом, а перед самим собой (!)

- человек = актер, т.к. сам решает кем ему быть

Вывод: философия экзистенциализма обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые по­падает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологиче­ской катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Чело­веку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Многие из философов-экзистенциалистов занимались литератур­ным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным. Литература, искусство, по мнению экзистенциали­стов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Предста­вители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

                                                                                      

Психоанализ

- основатель психоанализа австрийский ученый-психи­атр и невропатолог Зигмунд Фрейд(1856-1939) => влияние на гуманитарные и медицинские науки

- работа: «Толкование сновидений» (1900)

-изучая гипноз Фрейд пришел к мысли о существовании, помимо сознательной психической жизни, бессознательных импульсов

1. опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на соци­альные явления

- сон – бессознательные инстинкты психики (желания, аффекты) «прорываются» в сознание; часто они не могут реализоваться в повседневной жизни, т.к. наталкиваются на социальные нормы и запреты

- бессознательное – это нереализованные влечения, поскольку в связи с требованиями общепринятых норм они не допускались в сознании

- все душевные процессы бессознательны

- бессознательное — особая психологическая реальность, которая при­суща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значитель­ной степени контролирует его

- психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер: 1) сознательного и 2) бессознательно­го, которые разделены особой психической инстанцией — пред - сознательным

2. трехкомпонентная структура личности

- создал модель личности, которая представляет собой целую систему психики, состоящую из 3-х уровней (=совокупность трех слоев):

  1. «Оно» (бессознательное)

  2. «Я» (сознание человека)

  3. «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность)

- после формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический ап­парат начинает действовать как целое

- факторы, руководящие психикой человека ----> удоволь­ствия и вытеснения (т.е.  когда психика отторгает неприемлемое)

3. взаимодействие сознания и бессознательного Фрейд объясняет на примере лошади (сознание) и всадника (бессознательное), где всадник пытается обуздать лошадь, значительно превосходящую по силе => конфликт сознания/бессознательного в обществе

-  1920 г. - первая психоана­литическая система (!) - в основе бессознательного ле­жит сексуальный инстинкт — «либидо»

- вторая психологическая система (!) - энергией бессознательного управляют «Эрос» — ин­стинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти

- поведение человека определяется инстинктом родового самосохра­нения

- остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области

- биологизация человека => свел социальные и психические явления к элементар­ным физиологическим и биологическим процессам

4.теория социализации => механизм смещения эрогенных зон у человека (от оральной – до зрелой генитальной) => человек становится полноценной личностью (все это время бессознательное подавляется)

 - (!) особо внимание 3-ей стадии сексуальности фаллической (возраст 3-6 лет ребенку) =>

- «эдипов комплекс» - несознательное влечение к родителю => переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни

- амбивалентность (= двойственность) чувств к родителю своего пола

5. человек ----> общество

- сферу психоанализа применил к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­та культуры

- главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта че­ловека и общества (т.к. каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества)

- принципы и методы психоанализа использует для анализа религии (ПР: внимание на такие функции религии как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры)

- отрицал ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму

 

Неофрейдизм

- разработали  ученики З Фрейда: Альфред Адлер(индивидуальная психология),В. Райх, Карл Юнг(аналитическая психология),Карен Хорни(клинический опыт),Гарри Салливен(клинический опыт), Эрих Фромм(клинический опыт)–  проявили себя как критики «фрейдизма»

- отказались от понятий З Фрейда: «пансексуализм», «биологизм», «либидо» и т.д.

Эрих Фромм(клинический опыт)

- подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека

1. сущность человека не может быть понята вне контекста культуры, в которой он существует в данный исторический момент

2. личность – результат взаимодействия биологических потребностей и социальных (= норм, установок)

3. процесс индивидуализации проявляется в растущем обособлении индивида и в растущем одиночестве => стремление личности побороть отчуждение и одиночество

- семья – социальный институт, компенсирующий чувство неполноценности

- поставил проблему человеческого существования и выя­вил основные его противоречия: патриархат/матриархат, власть/подчинение, личное бытие /историческое бытие и т. д.

- цель фи­лософии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви

- смысл жизни - в активном проявлении личности во всех сферах жизни










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...