Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013.

8. Современный философский словарь. — М.,2012.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.

11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976.

13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965

14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2.

15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974

16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990

17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997

19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967

20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989

22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.

 

Вопрос  1.    Немецкая классическая философия

- периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв.

немецкая классическая» философия - влиятель­ное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Геге­ля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха

- по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение

- мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преем­ственность в постановке и разрешении проблем.

- под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость ре­шаемых проблем

Характерные черты немецкой классической философии.

1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие филосо­фы полагали, что философия призвана быть критической сове­стью культуры, «душой» культуры

2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности

3. систематическое и целостное объясне­ние мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию)

4. исследовались не только человеческая история, но и человече­ская сущность

5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен зани­маться человек) => весь историко-философский процесс - целостность

6. представители классической немецкой философии относи­лись к философии как к специальной системе философских идей

7. разработана целостная концепция диалектики

8. подчеркивала роль филосо­фии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума

10.выразители той социально-экономической, политиче­ской и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раз­дробленность Германии, отсутствие национального единства, ориен­тация буржуазии на компромиссы и т.д.)  

8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира

9. человек - выше мира и бытия, ибо способен на рацио­нальное познание

10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по пла­ну (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают та­кой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминоло­гия - «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «ап­риорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр.

11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства

12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля)

13.немецкая классическая философия создала уни­версальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе по­знания

14. немецкая классическая философия  носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в про­свещении»

15. начинается смещение акцентов с анализа природы на ис­следование человека, человеческого мира и истории => впервые пред­ставители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гно­сеологический и онтологический вектор перемещает­ся на проблему сущности и бытийности человека

Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии

Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ вв.):

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.

 

И. Кант (1724 - 1804)

 — основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.

-  Главными произведениями являются: «Критика чистого ра­зума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

- творчество делится на 2-ва периода:

         1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ  => онтологическая, космологическая проблематики

 - труд «Всеобщая естественная история и теория неба»

- космологическая про­блематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной

- идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности»                                                

- объяснял возникновение Солнечной систе­мы, опираясь на законы Ньютона

- Космос (природа) не яв­ляется неизменным, внеисторичным образованием, а находится в по­стоянном движении, развитии

Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названи­ем «гипотезы Канта—Лапласа»

        2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => перехо­дом к вопросам гносеологического и этического порядка

-период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ:

1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология)- подверг критике по­знавательные возможности человека

- дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума

- знания - основаны на опыте и чувственном восприятии

- подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажения­ми, которые исходят от его органов чувств

- вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека

- все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам

- «вещь в себе» - неуловима и непознаваема

- (!) в историко-философской литерату­ре гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом

- теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорногознания), являющегося врожденным

- первы­ми до - опытными формами сознания выступают: пространство и время

- все, что познает человек, он познает в формах пространства и време­ни, но самим «вещам в себе» они не присущи

- от чувств процесс по­знания переходит к рассудку, а от него к разуму

                     процесс по­знания:

чувство     à     рассудок    à разум

                     (опыт – есть граница)

- рассудок, переходя­щий за свои границы (т. е. границы опыта) - это уже разум

- роль разума - выше других познавательных способностей челове­ка

- способность к сверхчувственному познанию - трансцен­дентальная апперцепция=> это значило, что человеку уже при рожде­нии дана способность ориентировки в пространстве и времени

ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, малень­кие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения)

- бла­годаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей  à     к идеям разумного познания

- философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями (от лат. трансценденте - переступать) называют до - опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно

Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоре­тического разума

 2. «Критика практического разу­ма» (этическое учение)- разбирается природа человеческой нравственности

- практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще

- «автономная воля» и правила (или максимы),вырабатывае­мые в обществе - основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым

- моральный закон (= категорический императив) -регулятор поведения лю­дей, ограничивающий их волю

- поведение человека должно основываться на трех максимумах

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим за­коном.

2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

- этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов

- вся мораль в обществе должна основываться на со­блюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим лю­дям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо

- предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический обще­ственный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установления, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали

- мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мне­нию, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке

- только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных зако­нов (= категорического императива) может дать истин­ную свободу человеку

- Кант сформулировал моральный закон (= нрав­ственный императив) - «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом»

- выдвинул идею о «вечном мире», осно­ванном на экономической невыгодности и правовом запрете войны

3.  «Критика способности суждения» (эстетика)

Вывод:  в этих работах Кант сформулировал вопросы - «Что я могу знать?», «Что я должен делать?»,  «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской си­стемы

 

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)

 - его концепция называлась «Наукоучение»

- философия — это основополагающая наука, помогающая вырабо­тать единый метод познания

- главное в философском познании - это интеллектуальная интуиция

- в процессе познания субъект взаимодей­ствует с объектом => его сознание выступает как активное и творческое начало

- процесс познания проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2)«Я» противопоставляетсебя «Не-Я», или объекту;

3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

- на вопрос: «Существует ли объект без субъекта или нет?» — философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я» (= или воля субъекта) через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.

 

Г. Гегель (1770-1831)

- представитель немецкого классического идеализма произведения. Гегеля: - «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия приро­ды»

-философская система состоит из 3-х частей:

                          1) логика (работа «Наука логики»)- важнейшая часть системы, область «чистой мысли», существующей до субъек­та и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит.  Логика делится на три части:  а) учение о бытии, б) учение о сущности, в) учение о понятии.

2) фило­софия природы,

3) философия духа

- 2 – ва вида логики: 1) логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога) – она предшествует субъективной логике

                                      2) логика субъективная (учение о человеческом мышлении)

- главное в философии - доказать, что сознание, жизнь духа и мышле­ния определяют законы природы и общества

- дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) воплощает то, что заложено в мышлении

- благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта => эту тождественность Гегель на­зывает «абсолютным понятием»

- обнаружение понятий, понимание че­ловеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий =>  философия - это постижение мира в понятиях

- задача: возвысить философию до уровня науки => Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного поня­тия последующие => философия становится наукой понятий => логикой движения понятий => диалектической логикой

- причина движения идей  —> противоречия

- противоречия неискоренимы и присущи каждой идее => противоречия вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной

 2) фило­софия природы (работа«Философия приро­ды»)

- идея – созидательница природы => идея порождает природу

- при­рода развивалась поэтапно: механизм —> химизм —> организм

- догадки о взаимной связи между отдельны­ми ступенями органической и неорганической природы и закономер­ности всех явлений в мире

- разработка проблемдиалектики=>

- диалектика - учение о развитии как качественном измене­нии, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим

- открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире

- со­здал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явле­ние, форма, единичное, случайное; эти категории органично пере­ходят друг в друга

- суть диалектического метода выражена в схеме, которая называется триадой(поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания

                   3) философия духа

- об­щая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы»

- сво­бода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом)

                   4) философия истории

- идеи о смысле истории, о понимании исторической законо­мерности

- о роли личности в истории

                    5) философия государства

Вывод: последователи Гегеля восприняли его диалектический метод => стали называться гегельянцами

младогегельянцы –«за»изменения государственного строя, желали государственных реформ старогегельянцы –«за»сохранения старых форм жизни, оправдыва­ли разумностью действительность феодально-сословного государства
Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс  

В 30-40-е гг. XIX в. в Германии (и в других странах Европы) шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелевских идей на общество, и общественная потребность в реализации прогрессив­ных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей фило­софской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах.  

 

Немецкий материализм первой половины ХIХ вв.

Людвиг Фейербах

 

Людвиг Фейербах (1804-1872)

-представитель материалистического направления; родоначальник антропологического матери­ализма

- подвергнул критике идеализм  => выдвинул целостную и последовательную материалистическую кар­тину мира

- материя - природное объективное на­чало мира

- материя обладает свойствами  - движе­ние

                                                    - пространство

                                                    - время

- гносеология – стоял на принципах сенсуализма => высоко оценивал роль чувств в познании

- человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы

- отстаивал объективную ценность челове­ка в системе мира

- критиковал религиозные представления о человеке как творении Бога

-  разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек — совершенная часть природы

- (!!!) материалист в понимании человека, но идеалист в понимании общества

- исторические эпохи различаются религиозным сознанием (т.к. в каждой эпохе есть вои мировоззренческие изменения)

ПР: христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку

- любовь к Богу выражает и лю­бовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека

- через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию

- в духовном стремлении выражены: 1) родовая сущ­ность человека

2) идеальная сущ­ность, идущая от родовой 

- двигатель общественного развития - нравственное перерождение людей

Вывод: его философия завершила клас­сический этап немецкой философии и заложила основы немецкого ма­териализма

 

 

Вопрос  3.  Постклассическая европейская философия  XIX – XX веков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...