Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013. 8. Современный философский словарь. — М.,2012. 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1. 11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946 12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976. 13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965 14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2. 15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974 16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990 17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985. 18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997 19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967 20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. 21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989 22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991. 23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.
Вопрос 1. Немецкая классическая философия - периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв. -«немецкая классическая» философия - влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха - по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение - мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. - под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых проблем Характерные черты немецкой классической философии. 1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры 2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности 3. систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию) 4. исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность 5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен заниматься человек) => весь историко-философский процесс - целостность 6. представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей 7. разработана целостная концепция диалектики 8. подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность 9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума 10.выразители той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация буржуазии на компромиссы и т.д.) 8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира 9. человек - выше мира и бытия, ибо способен на рациональное познание 10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по плану (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминология - «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «априорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр. 11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства 12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля) 13.немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания 14. немецкая классическая философия носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в просвещении» 15. начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории => впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гносеологический и онтологический вектор перемещается на проблему сущности и бытийности человека Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ вв.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.
И. Кант (1724 - 1804) — основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. - Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). - творчество делится на 2-ва периода: 1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ => онтологическая, космологическая проблематики - труд «Всеобщая естественная история и теория неба» - космологическая проблематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной - идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности» - объяснял возникновение Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона - Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа» 2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => переходом к вопросам гносеологического и этического порядка -период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ: 1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология)- подверг критике познавательные возможности человека - дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума - знания - основаны на опыте и чувственном восприятии - подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств - вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека - все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам - «вещь в себе» - неуловима и непознаваема - (!) в историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом - теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорногознания), являющегося врожденным - первыми до - опытными формами сознания выступают: пространство и время - все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи - от чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму процесс познания: чувство à рассудок à разум (опыт – есть граница) - рассудок, переходящий за свои границы (т. е. границы опыта) - это уже разум - роль разума - выше других познавательных способностей человека - способность к сверхчувственному познанию - трансцендентальная апперцепция=> это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения) - благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей à к идеям разумного познания - философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями (от лат. трансценденте - переступать) называют до - опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоретического разума 2. «Критика практического разума» (этическое учение)- разбирается природа человеческой нравственности - практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще - «автономная воля» и правила (или максимы),вырабатываемые в обществе - основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым - моральный закон (= категорический императив) -регулятор поведения людей, ограничивающий их волю - поведение человека должно основываться на трех максимумах 1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом. 2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность. 3. Все поступки должны делаться на благо обществу. - этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов - вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо - предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях: 1) среди регламентации и установления, в государстве; 2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали - мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке - только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов (= категорического императива) может дать истинную свободу человеку - Кант сформулировал моральный закон (= нравственный императив) - «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом» - выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны 3. «Критика способности суждения» (эстетика) Вывод: в этих работах Кант сформулировал вопросы - «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской системы
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - его концепция называлась «Наукоучение» - философия — это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания - главное в философском познании - это интеллектуальная интуиция - в процессе познания субъект взаимодействует с объектом => его сознание выступает как активное и творческое начало - процесс познания проходит три этапа: 1) «Я» утверждает себя само, создает само себя; 2)«Я» противопоставляетсебя «Не-Я», или объекту; 3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез. - на вопрос: «Существует ли объект без субъекта или нет?» — философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я» (= или воля субъекта) через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.
Г. Гегель (1770-1831) - представитель немецкого классического идеализма произведения. Гегеля: - «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия природы» -философская система состоит из 3-х частей: 1) логика (работа «Наука логики»)- важнейшая часть системы, область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: а) учение о бытии, б) учение о сущности, в) учение о понятии. 2) философия природы, 3) философия духа - 2 – ва вида логики: 1) логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога) – она предшествует субъективной логике 2) логика субъективная (учение о человеческом мышлении) - главное в философии - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества - дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) воплощает то, что заложено в мышлении - благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта => эту тождественность Гегель называет «абсолютным понятием» - обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий => философия - это постижение мира в понятиях - задача: возвысить философию до уровня науки => Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие => философия становится наукой понятий => логикой движения понятий => диалектической логикой - причина движения идей —> противоречия - противоречия неискоренимы и присущи каждой идее => противоречия вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной 2) философия природы (работа«Философия природы») - идея – созидательница природы => идея порождает природу - природа развивалась поэтапно: механизм —> химизм —> организм - догадки о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире - разработка проблемдиалектики=> - диалектика - учение о развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим - открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире - создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное; эти категории органично переходят друг в друга - суть диалектического метода выражена в схеме, которая называется триадой(поскольку в ней три основных элемента). Основные законы диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания 3) философия духа - общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы» - свобода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом) 4) философия истории - идеи о смысле истории, о понимании исторической закономерности - о роли личности в истории 5) философия государства Вывод: последователи Гегеля восприняли его диалектический метод => стали называться гегельянцами
В 30-40-е гг. XIX в. в Германии (и в других странах Европы) шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелевских идей на общество, и общественная потребность в реализации прогрессивных идеалов. К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах.
Немецкий материализм первой половины ХIХ вв. Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах (1804-1872) -представитель материалистического направления; родоначальник антропологического материализма - подвергнул критике идеализм => выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира - материя - природное объективное начало мира - материя обладает свойствами - движение - пространство - время - гносеология – стоял на принципах сенсуализма => высоко оценивал роль чувств в познании - человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы - отстаивал объективную ценность человека в системе мира - критиковал религиозные представления о человеке как творении Бога - разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек — совершенная часть природы - (!!!) материалист в понимании человека, но идеалист в понимании общества - исторические эпохи различаются религиозным сознанием (т.к. в каждой эпохе есть вои мировоззренческие изменения) ПР: христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку - любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека - через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию - в духовном стремлении выражены: 1) родовая сущность человека 2) идеальная сущность, идущая от родовой - двигатель общественного развития - нравственное перерождение людей Вывод: его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма
Вопрос 3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |