Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Учителем МБОУ «НОШ № 39» Нутрихиной Л.Л.
Тема урока: «Многозначные числа. Вычитание из многозначного числа
с переходом за разряд»
(УМК «Перспектива», автор учебника Петерсон Л.Г.,
учебник математики 3 класс, 1 часть, с. 74-76)
Тип урока: урок открытие нового знания
Цель урока: сформировать умение вычитать из многозначного числа с переходом за разряд.
Задачи урока:
1. Сформулировать правило вычитания из многозначного числа с переходом за разряд
2. Формировать алгоритм вычитания из многозначного числа с переходом за разряд
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к школе;
· мотивация на учебную деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия:
· строить сообщения в устной форме;
· осуществлять поиск необходимой информации;
· устанавливать аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
· осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
· давать прогностическую и ретроспективную оценку своих действий.
Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, мультимедиа.
Этап урока
| Задачи в деятельности обучающихся
| Деятельность учителя и учащихся
| Формируемые универсальные учебные действия
| Примечание
| Организационный момент
| Настроить обучающихся на учебную деятельность
| Учитель: Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Сегодня мы с вами отправимся в царство Математики. У царицы Математики есть три дочери-принцессы. Первую дочь зовут Арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними. Давайте, ребята, покажем Арифметике, как мы уже умеем работать с ее любимыми подданными – многозначными числами.
| Мотивация на учебную деятельность.
| Прикрепить к магнитной доске изображение царицы Математики.
Прикрепить к магнитной доске изображение принцессы Арифметики.
| Актуализация знаний учащихся
| Вспомнить классы и разряды в многозначных числах.
| Учитель: Ребята, сегодня на математическом диктанте у вас будет следующее задание: я называю число, а вы его записываете. Числа будут многозначные. Какое умение мы проверяем у себя?
Ученики: умение записывать многозначное число.
Учитель: какие знания нужны для этого?
Ученики: Знание классов и разрядов многозначных чисел.
Учитель: Выполняли ли мы раньше такие задания?
Ученик: Да, выполняли.
Учитель: Можем ли мы поставить себе прогностическую оценку до выполнения задания?
Ученики: Да.
Учитель: Оцените себя до выполнения задания.
Теперь запишите числа, в строчку через запятую. После выполнения задания, мы проверим себя по образцу и поставим оценку, после проверки и вы сможете увидеть совпадет ли ваша прогностическая оценка и оценка после выполнения задания.
Математический диктант:
Запиши число, состоящее
· из 5 тысяч 3 сотен 8 десятков;
· 43 тысяч 7 сотен 5 десятков;
· 556 тысяч 5 сотен 7 десятков.
Самопроверка по образцу.
Учитель: Есть дети у кого получился высокий уровень? У кого выше среднего? Что мы посоветуем детям со средним уровнем?
Ученики: повторить состав многозначных числе, тренироваться.
Учитель: Есть дети у которых совпал прогностический уровень и уровень после проверки? Как вы думаете почему у некоторых эти уровни не совпали? Чему нужно учиться этим детям?
Ученик: Они себя неправильно оценивают, им нужно учиться обдумывать свои оценки.
| Умение строить сообщения в устной форме.
Умение давать ретроспективную оценку.
Умение давать прогностическую оценку.
Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Умение давать ретроспективную оценку.
Мотивация на учебную деятельность.
|
На волшебной линеечке отмечаются уровни выполнения задания.
Для самопроверки на экране высвечиваются правильно записанные числа
и уровни выполнения задания.
0 ошибок – высокий уровень,
1 ошибка – вышесреднего,
2 ошибки - средний.
| Целеполагание
| Обучать постановке цели урока и планированию деятельности.
| Учитель: Ребята, давайте вспомним, какова была тема нашего прошлого урока?
Ученики: Многозначные числа.
Учитель: Какую цель мы перед собой ставили?
Ученики: мы ставили перед собой цель научиться записывать многозначные числа, а также выполнять с ними арифметические действия (складывать и вычитать).
Учитель: достигли ли мы поставленной цели на прошлом уроке.
Ученики: не полностью, мы научились записывать числа, но не научились вычитать.
Учитель: тогда какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
Ученики: научиться вычитать из многозначных чисел.
Учитель: Как же нам добиться поставленной цели, какой план действий мы выберем?
Ученики: сначала нам нужно узнать правила, а потом научиться ими пользоваться.
Учитель: а как нам узнать правило?
Ученик: Мы можем вывести его сами, опираясь на свой жизненный опыт, а потом сравнить с тем правилом, которое дается в учебнике.
| Установка аналогий.
Умение давать ретроспективную и прогностическую оценку.
Мотивация на учебную деятельность.
Умение планировать свои действия в соответствие с поставленной целью.
Умение осуществлять поиск необходимой информации.
|
| Открытие новых знаний
| 1.сформировать представление о правилах вычитания из многозначных чисел;
2.сформировать умение вычитать из многозначных чисел с переходом за разряд.
| Учитель: Давайте попробуем сформулировать правило, для этого рассмотрим задание 3, на странице 74. Что нужно сделать?
Ученик: Нужно объяснить решение примеров.
Учитель: Кто попробует?
Ученик: Мне кажется, что для того чтобы вычесть из многозначного числа, нужно пользоваться тем же правилом, что мы пользовались для вычитания из двузначных и трехзначных чисел. То есть записывать правильно и начинать вычитать с младшего разряда.
Учитель: Но что же изменилось в данных примерах?
Ученик: В данных примерах нам нужно занять, а в следующем разряде ноль единиц, и в более старшем тоже ноль единиц, и приходится занимать через несколько разрядов.
Учитель: Так как же вычитать из многозначных чисел с переходом за разряд?
Ученик: Также как мы вычитали раньше, нужно просто быть более внимательным, так как в том разряде, где мы не могли занять, остается девять единиц.
Учитель: Теперь, когда мы сформулировали правило, что мы должны сделать согласно нашему плану?
Ученики: тренироваться.
| Умение строить сообщение в устной форме.
Установка аналогий.
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Мотивация на учебную деятельность.
|
| Формирование первичных умений на основе самоконтроля
| применение полученных знаний в практической деятельности
| Учитель: Давайте выберем задания из учебника, которые помогут нам в достижении поставленной цели.
Ученик: нам помогут задания 3, 4.
Учитель: Давайте выполним задание 3 вместе, комментируя свои действия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какие умения мы формировали у себя выполняя задание 3.
Ученики: умение вычитать из многозначного числа с переходом за разряд.
Учитель: я предлагаю вам проверить себя, насколько вы уже освоили это умение. Какой критерий оценки мы выберем?
Ученик: умение вычислять
Учитель: Выполните задание 4 самостоятельно, после того как вы выполните задание, мы проведем взаимопроверку по образцу. Если вы чувствуете себя уверенно, поставьте себе прогностическую оценку до выполнения задания.
Ученики выполняют задание, проверяют себя.
Учитель: можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?
Ученики: Да.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами порадовали своей работой только дочь Арифметику, но у математики есть еще две дочери – это Геометрия и Алгебра. Скажите, пожалуйста, какие задания из области геометрии есть в нашем учебнике?
Ученик: задание 12. В этом задании можно потренироваться в измерении радиуса окружности.
Учитель: А для чего человеку нужно уметь измерять радиус и где он этим будет пользоваться?
Ученик: например на уроке технологии, мы как раз будем сегодня доделывать волшебный кристалл, а там вся работа основана на умении чертить окружность.
Учитель: а какое задание порадует Алгебру?
Ученик: например задание 5
Учитель: Какое умение формируется в процессе выполнения этого задания?
Ученик: Умение решать уравнения.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам подумать какое из умений у вас еще требует проработки: умение чертить окружности или решать уравнение, и в зависимости от вашего решения, выбрать себе домашнее задание.
| Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Умение давать прогностическую и ретроспективную оценку.
Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Положительное отношение к школе.
Умение планировать свои действия. Установка аналогий.
Умение планировать свои действия.
|
| Рефлексия
|
| Учитель: Оцените себя на лесенке успеха, на какой вы ступеньке? Что сегодня получилось? Что оказалось трудным? Что пожелаем друг другу.
Спасибо за работу урок окончен.
| Умение давать ретроспективную оценку.
Положительное отношение к школе.
|
|
|