Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контроль, как функция управления. Контроллинг ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Цель функций контроля и регулирования – обеспеченна эффективного осуществления всех основных функций менеджмента. Контроль –постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды. Контроль – комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа. Задали контроля: - сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет); - оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка); - анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ); - прогнозирование последствий сложившейся ситуаций и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывным, включающий наблюдение и регулирование равных видов деятельности организации с целью облегчения, выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли, определить, насколько хорошо, они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие методы. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция – «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений, но корректированию выявленных отклонений «Контроль» выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента. По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле. Как видно из определения, контроль имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам, и большее – к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов для удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. Слово «контроль» первоначально использовалось в бухгалтерском умете для отражения практики хозяйственном деятельности организации. Именно этим значением пользуется некоторая часть управляющих ми теоретики бизнеса. Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (вернее) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Некоторые организации создали целые системы контроля, их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связи между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто владеет современными и точными системами контроля, имеет больше шансов выжить, для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и виде систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы, либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений? Было ли воздействие контроля позитивным или негативным? Какие выводы следует сделать для выработки новых мелей? В практике управления, существует своего рода технология контроля. См. рис. 4.19. Какую бы технологию контроля мы ни применяли, окончательно его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента. В основу создание всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии (рис. 4): 1) эффективность контроля – определяется успешностью, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроле недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля); Рис. 4.Технология контроля
2) эффект влияния на людей – выясняется, возрос, вырывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда); 3) выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решение; 4) определение границ контроля – контрольное мероприятия не могут осуществляться без ограничения. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством. Различают следующие виды контроля: 1. Предварительный контроль. Он напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Это связано с тем, что некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления, предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых у профессиональных знании и навыков, которые необходимы, для выполнения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации. В процессе предварительного контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностическийитерапевтический.
Рис. 5. Требования-критерии контроля
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждавшие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке. Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. 2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники; сам он – прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарат управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют пели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей. 3. Заключительный контроль. Цель такого контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем – в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |