Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности




В экономической науке под «интеллектуальной собственностью» понимают собственность на исключительные права. Международным правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности – определено, что «интеллектуальная собсвенность» включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; звукозаписи; изобретениям во всех областях человеческой деятельности. Все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная и авторское право. Объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения, товарные знаки. К авторское право (произведения искусства: литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии.)

РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав. Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоемкой продукции. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы – Германией, Францией и Великобританией. Сейчас деятельность любой фирмы невозможна без изучения и использования различного рода информации. Информация оказывает влияние на рост производительности труда, сроки проектирования и строительства, качество товаров и услуг, применение новейшей техники и технологии.

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Примерно 75% современного мирового рынка информационных услуг приходится на 5 развитых стран, при этом доля США составляет более 50%, что значительно больше их доли в мировой торговле традиционными товарами.

На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и авторского.

Высокий уровень развития технологического ресурса в национальной экономике напрямую взаимосвязан с удельным весом в ней высокотехнологичных, среднетехнологичных и низкотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли: фармацевтика, электромашиностроение, радио, телевизоры и коммуникационное оборудование, самолетостроение, научные инструменты, компьютеры и офисное оборудование. Среднетехнологичные отрасли: химическая промышленность, исключая фармацевтику, производство каучука и пластмасс, цветная металлургия, неэлектрическое машиностроение, транспортное оборудование, автомобилестроение. Низкотехнологичные отрасли: пищевая продукция, напитки и табак, текстиль и кожевенно-обувная, деревообработка и мебельная, бумажная и полиграфическая, неметаллические минеральные продукты, сталелитейная промышленность, черная металлургия, судостроение.

 

Научно-технический прогресс, процессы глобализации и международное сотрудничество, совершенствование национальных систем охраны интеллектуальной собственности предопределяют общую тенденцию к росту объемов мирового рынка объектов ИС. Объем мировой торговли лицензиями на объекты интеллектуальной собственности ежегодно растет на 12% при том, что темпы роста мирового производства не превышают 2,5-3% в год. Ежегодно увеличиваются объемы зарегистрированных товарных марок. На сегодня в мире зарегистрировано более 25 млн. товарных знаков. Стоимость известных брендов может достигать десятков миллиардов долларов США. По оценке журнала Business Week в 2003 г, стоимость бренда Coca-Cola оценивается в $69,64 млрд; Microsoft — $64,09 млрд; Intel — $30,86 млрд; Nokia — $29,97.

В рамках международной экономики в зависимости от того, что понимается под технологией, ее международное передвижение может рассматриваться и как обычная международная торговля специфическим товаром, и как международное передвижение фактора производства, то есть ресурса, который необходимо затратить, чтобы произвести другой товар. Технологию наряду с трудом можно считать человеческим ресурсом, который самостоятельно или в сочетании с имущественными ресурсами (землей и капиталом) используется для создания товаров.

Технология (technology) — научные методы достижения практических целей. В понятие технологии обычно включаются три группы технологий: технология продуктов, технология процессов и технология управления. Новая технология, позволяющая сократить издержки производства и удешевить его, эквивалентна увеличению производственного потенциала, то есть росту других факторов производства. Международное передвижение технологии может осуществляться как в «чистом» виде (торговля патентами, лицензиями, «ноу-хау»), так и в виде торговли технологически емкими товарами. Во втором случае международное перемещение технологии как фактора производства статистически неотличимо от торговли другими товарами.

Международная передача технологии (international technology transfer) — межгосударственное перемещение научно- технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе. В международной экономике носителями технологии могут выступать товары и другие факторы производства: товар — в случае международной торговли высокотехнологичными товарами; капитал — в случае международной торговли высокотехнологичными капиталоемкими товарами; труд — в случае международной миграции высококвалифицированных научно-технических кадров; земля — в случае торговли природными ресурсами, для разработки которых использовано новейшее научно- техническое достижение. В основе международного передвижения технологии лежит ее международное разделение — исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение ее отдельных видов в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

Торговля инженерно-техническими услугами, получившими общее название инжиниринг, занимает в торговле услугами все более весомое место. Они представляют собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.

Как предмет соглашения между странами инжиниринг представляет собой разного рода инженерно-консультационные услуги, необходимые покупателю для оптимизации капитальных вложений при строительстве или реконструкции промышленного предприятия или другого объекта. Комплексный инжиниринг состоит из нескольких видов инженерно-технических услуг:

· консультационный инжиниринг;

· технологический инжиниринг;

· строительный инжиниринг;

· управленческий инжиниринг.

Специфической формой инвестирования капитала стал экспорт технологий. При реализации этой формы компания — поставщик элементов технологии (патенты, лицензии, торговые марки, управленческий опыт и т.д.) в качестве вознаграждения получает часть прибыли принимающего предприятия. Здесь экспорт технологии имеет черты продажи и ссуды: научно-технические достижения продаются на определенный срок, но их собственником часто остается продавец.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...