Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности мировой торговли товарами. Определение мировой цены




Структура и география международной торговли товарами

Особенности мировой торговли товарами. Определение мировой цены

Интересы потребителей и производителей

Международная торговля услугами

Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности

 

Структура и география международной торговли товарами

Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).

Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

В условиях увеличивающейся интернационализации хозяйственной жиз­ни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950–1995 гг. ВНП мира вырос в 6 раз, промышленная продукция – в 7,4 раза, а товарный экспорт – в 12,8 раза (в постоянных ценах).

Главную роль в международной торговле играют индустриальные государства Запада. В 1998 г. на них приходилось более 70% мирового экспорта. При этом около 70% экспорта развитых стран Запада приходится на взаимный товарооборот (см. табл. 3–5).

Крупнейшие регионы в структуре мировой торговли  

- Западная Европа

- Новые индустриальные экономики Восточной и Юго-Восточной Азии и Китай

- Северная Америка

- Азия и Океания (кроме Ближнего Востока)

- Япония

- Латинская Америка

Крупнейшие экспортеры и импортеры среди государств мира.

США Китай Германия Япония Франция Великобритания Италия Канада Нидерланды

Наиболее интенсивными являются товарные потоки внутри Западной Европы (особенно между странами ЕС), между Западной Европой и США, между США и Китаем, между Японией и США, Китаем и Западной Европой.

Страны Восточной Европы никогда не играли существенной роли в мировой торговле. После смены в них социально-экономического строя и распада в 1991 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) они переориентировались на рынки развитых ка­питалистических государств (прежде всего ЕС).

СССР в 1950–1990 гг. входил в первую десятку стран-экспортеров (5-е место в мире в 1960 г.). Но его доля в мировом экспорте даже в лучшие годы не превышала 5% (на уровне Нидерландов, Бельгии, Канады или Италии). Роль Российской Федерации в мировой торговле, несмотря на попытки активизировать и диверсифицировать внешнеэкономические связи, еще более скромная – 19-е место в мире, или 1,4% мирового экспорта, в 1998 г.

Товарная структура международной торговли

- Сельскохозяйственная продукция

- Продукция добывающей промышленности

- Топливо

- Руды и металлы

- Готовые изделия

- Машины и транспортное оборудование

- Нераспределенные товары

 

 

Особенности мировой торговли товарами. Определение мировой цены

 

    Хотя международная торговля и является выгодной для обеих сторон, выгоды от нее распределяются между странами не равномерно, а в зависимости от того, где цены изменились в большей степени. Больше получает та страна, у которой больше изменились условия торговли.

    Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим условный пример. Пусть две страны – А и Б – производят один и тот же продукт – зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в стране Б SБ и в стране А SА (см. рисунки 3.1а и 3.1 в соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяются предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

    Кривые спроса на зерно (DА в стране А и DБ в стране Б), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в стране А устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в стране Б – при цене 200 долл. за 1 т.


Рис. 4 . Влияние торговли на производство, потребление и цену.

 

    Цена на зерно в стране б выше, чем в стране А, поэтому производителям страны А должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в стране Б – покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. В условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

    Производителям страны А выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в стране А (Рw > 120). Размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке страны А, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SA – DA.

    С другой стороны, потребителям страны Б выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в стране Б (Рw< 200). Величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке страны Б, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm = DБ – SБ.

    На рисунке 3.16 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей пене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене Pw=150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в стране Б (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в стране А (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...