Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межбюджетные отношения в Российской Федерации




Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу:

- разграничения видов расходов и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы;

- распределения между бюджетами разных уровней регулирующих налогов по временным нормативам, утверждаемым на каждый год;

- перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой, а также между бюджетами того же уровня в разных формах.

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Межрегиональные различия по уровню обеспеченности собственными бюджетными доходами характеризуются таким показателем, как собственные доходы на душу населения. В России эти различия очень велики. Основная их причина - диспропорции в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации. Чем выше в регионе уровень ВРП, промышленного и сельскохозяйственного производства, ниже безработица, и соответственно, выше доходы населения, тем больше налогооблагаемая база и тем больше налогов собирается на территории региона. Кроме того, на объемы собственных доходов в расчете на душу населения влияют природно-климатические условия и удаленность территории от центральных районов. Влияние это опосредованное: суровость климата, большие расстояния приводят к увеличению стоимости продукции, повышенным выплатам населению, что в свою очередь отражается на доходной базе. Важно учитывать, что различия между регионами по природно-климатическим условиям, социальным характеристикам определяют разницу не только в бюджетных доходах, но и в расходах. Кроме того, на межрегиональные различия в собственной доходной базе влияет налоговая политика самих региональных властей: количество и ставки региональных и местных налогов, масштабы предоставляемых налоговых льгот, предпринимаемые усилия по сбору налогов.

Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 2005 г. и на среднесрочную перспективу разрабатываются в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны. С 2005 г. произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Созданы условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов. Объем и порядок формирования расходных обязательств полностью определяется региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.В 2005 году при определении межбюджетных отношений учтено изменение федерального стандарта уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг, который увеличивается с 90 до 100%. Это позволит сократить расходы, выделяемые организациям жилищно-коммунального хозяйства, при увеличении адресных субсидий населению, что в целом приведет к экономии бюджетных средств регионов.

С 2005 г. отменены жесткие требования по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут самостоятельно решать вопросы определения размеров оплаты труда независимо от решений Федерального центра.

Межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, они включают:

- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;

- Федеральный фонд софинансирования социальных расходов;

- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов;

- Федеральный фонд компенсаций;

- Федеральный фонд регионального развития.

Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации с целью повышения доходов наименее обеспеченных регионов должно производиться только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, без выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. При этом сохраняется порядок опережающего перечисления финансовой помощи из данного фонда регионам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.

В условиях разграничения полномочий между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления решения по конкретным направлениям, порядку и объемам финансирования расходов находятся в исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи оценка межрегиональных различий в стоимости предоставления бюджетных услуг в проекте методики распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет производиться только с использованием основных косвенных показателей, без учета отчетных данных по количеству бюджетных учреждений и численности лиц, финансируемых за счет территориальных бюджетов. Это также позволит в значительной мере упростить и повысить прозрачность механизма распределения финансовой помощи.

Предусматривается повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. В этих целях первая часть финансовой помощи распределяется таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень доходов регионов с наименьшим уровнем социально-экономического развития. При этом, выравнивание производится пропорционально отставанию показателя бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от заданного для данной группы регионов уровня.

Оставшаяся часть Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет распределяться для регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает установленное пороговое значение с учетом полученных средств группой наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации.

Такой порядок распределения средств Фонда позволит повысить доходы наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации, сохранив при этом стимулы к повышению уровня собственных доходов, поскольку даже после применения выравнивающих механизмов, субъект Российской Федерации, имевший до получения финансовой помощи более высокий уровень доходов в расчете на одного жителя с учетом удорожающих факторов, сохранит свое преимущество.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов образуется в целях стимулирования субъектов Российской Федерации в финансировании расходов по приоритетным расходным обязательствам субъектов РФ,

В целях поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения и стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан, обязательства по финансированию которых возложены на бюджеты субъектов Российской Федерации, предоставляются субъектам Российской Федерации на долевой основе.

В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов по предоставлению гражданам адресных субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

Средства Фонда распределяются исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и позволят регионам лучше адаптироваться к обязательствам, возложенным на них в условиях разграничения полномочий.

В 2005 году образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, который стал правопреемником действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов. Предусмотрено расширение количества участников-получателей средств Фонда до 8 субъектов Российской Федерации с 2005 года, а с 2006 года в их число будет включено 8 муниципальных образований. Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

В целях стабилизации региональных финансов в условиях изменения полномочий и налогового законодательства, в федеральном бюджете предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В первоочередном порядке средства будут направляться тем субъектам Российской Федерации, у которых в результате разграничения полномочий образовался недостаток финансовых средств. При определении методики распределения средств дотаций будут учтены расходные обязательства регионов, передаваемые с федерального уровня, и, в том числе, расходы по выплате детских пособий. Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будет утверждаться Федеральным законом "О федеральном бюджете …".

Из средств данного фонда, например, в 2005 г. предусматривается финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Указанные средства будут направлены на мероприятия, связанные с закрытием шахт - содействие созданию новых рабочих мест для высвобождаемых в процессе реструктуризации работников угольной отрасли и переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков. В связи c разграничением расходных полномочий и централизацией средств водного налога в федеральном бюджете предусмотрены средства на финансирование гидротехнических сооружений,находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с бюджетным законодательством, средства на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций в форме субвенций:

- на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

- на реализацию Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";

- на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Средства Фонда распределяются в соответствии с методикой, учитывающей численность соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативные расходы на реализацию передаваемых обязательств.

Все инвестиционные расходы, передаваемые из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации, объединяются в Федеральном фонде регионального развития.Данный фонд сформирован с целью повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Предоставление средств Фонда осуществляется исключительно на условиях софинансирования.

Ресурсы Федерального фонда регионального развития сконцентрированы на обеспечении приоритетных для Российской Федерации направлений социально-экономического развития регионов и включают средства федеральных целевых программ регионального развития, расходы, ранее финансируемые из федерального бюджета в рамках ФАИП и направляемые на строительство объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, а также субсидии на финансирование дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации. Распределение этих средств осуществляется в рамках общей методологии распределения финансовой помощи с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующих капитальных трансфертов.

Начиная с 2005 года предусмотрено изменение порядка предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возвратной основе.

Вместо бюджетных ссуд на кассовый разрыв, выделяемых на срок до 6 месяцев, будут предоставляться бюджетные кредиты в пределах 2005 года с уплатой процентов за пользование ими. Бюджетные кредиты будут выделяться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, и на осуществление расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. При осуществлении расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий плата за пользование бюджетными кредитами устанавливается по ставке 0 процентов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...