Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия дисциплины




Тема № 1 «Введение в психопатологию детского возраста»

1.Определение детской психопатологии, основные задачи, методы.

2.Основные понятия и положения ДП.

3.Современнный представления о психическом здоровье.

 

1. Определение детской психопатологии, основные задачи, методы.

Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины.

Психопатология подразделяется на общую и частную. Общая П. изучает отдельные симптомы психических расстройств (расстройства ощущения, восприятия, мышления, памяти, сознания, эмоционально-волевой сферы), причины их возникновения, общие закономерности развития. Частная П. (психиатрия) изучает отдельные психические болезни и их лечение. Детская П. наряду с некоторыми другими отраслями медицины (общая и патологическая физиология, анатомия, невропатология и др.) является естественнонаучной основой дефектологии. По своим целям и решаемым практическим задачам психопатология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах.

Детская психопатология — раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

 

*Д. психиатрия - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Основная задача детской психопатологии -

своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения:

-диагностика состояния протекающих психических процессов, в т.ч. памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности;

- устанавливается уровень детского развития и определяется, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам;

- выявляются патологические особенности развития.

 

Методы в психопатологии:

Основные методы — клиническое наблюдение и беседа.

Говоря о клинико-психопатологическом методе, следует сразу же чётко определить его цель и объект исследования. Цель метода состоит в выявлении и клинической диагностике психического расстройства, а объектом исследования является человек, страдающий таким расстройством.

Основные методы — клиническое наблюдение и беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования. К числу методик экспериментально -психологической направленности относятся и методики изучения психофизиологических особенностей пациента.Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач.

Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуре проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер.
Пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулировать жалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблем человека — это лишь часть интервью, вторая — способность тактично помочь ему сформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологического дискомфорта — кристаллизовать проблему. «Речь дана человеку для того, чтобы лучше понимать себя», — писал Л. Выготский, и это понимание через вербализацию в процессе клинического интервью может считаться существенным и принципиальным. Принципами клинического интервью являются: однозначность и точность, доступность формулировок-вопросов, последовательность (алгоритмизированность), адекватность и проверяемость получаемой информации, гибкость, беспристрастность опроса.

 

 


Основные понятия дисциплины

Психическая болезнь (нозос)— это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

 

*При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

 

Болезнь -    болезненный процесс, динамическое, текущее образование.Имеет нозологическую специфичность, типичный для нее механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

 От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень.

 

Патология (патос) -патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние - не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

От болезни к патологическому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от одного состояния к другому.

 

Психическое развитие -    патологический процесс с внутренними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования.

К этому типу нарушений относится, например, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астеническое) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

 

Психическая реакция - кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики.

Например, эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями).

 

Типы психического реагирования личности и организма:

¡ Экзогенный тип- психические реакции, заболевания, состояния, развитие, своим происхождением обязанные органическим поражениям головного мозга. Органические поражения мозга — вредности (черепно-мозговые травмы, опухоли, сосудистые и инфекционные заболевания мозга, интоксикации), непосредственно действующие на мозг.

¡ Психогенный тип — психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных (разрушение семьи, измена близкого человека и т. д.) или катастрофических (пожар, землетрясение, дорожно-транспортное происшествие) жизненных обстоятельств.

¡ Эндогенный тип психические реакции, заболевания, состояния и развитие, причиной которых являются внутренние (эндогенные), наследственно-конституциональные факторы. Наиболее типичный пример этого типа реагирования — передача по наследству (через гены или хромосомы) предрасположения или самого заболевания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...