Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности реформирования управления в России




МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема 1.Диалектика менеджмента и его методологические основы.

Занятие 1. Современный менеджмент, его эволюция и роль в рыночной экономике. Специфика менеджмента в России и реализация его технологий в деятельности финансово-экономической службы ВС РФ.

Метод: устное изложение материала.

Время: 2 ч.

Учебно-познавательные и воспитательные цели:

- изучить учебный материал темы №1 согласно учебной программе;

- показать структуру курса «Менеджмент», порядок его изучения, взаимосвязь с другими дисциплинами и отраслями знаний;

- охарактеризовать военно-профессиональные аспекты раздела, его значение в формировании современного специалиста ФЭС ВС РФ;

- формировать теоретические, методологические основы управленческой подготовки будущих офицеров-финансистов;

- воспитывать у курсантов любовь к своей будущей профессии, стремление к освоению управленческой науки, методов, форм и приемов руководства подчиненными.

Литература:

а) основная

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. изд-во, 1995.

2. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 3-89.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО «Остожье», 2002.

б) дополнительная

1. Коречков Ю.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1994.

Технические средства обучения: Лектор – 2000.

Учебные вопросы:

1. Особенности реформирования управления в России – 10 мин.

2. Этапы развития менеджмента за рубежом и в России – 20 мин.

3. Понятие, сущность и основные функции менеджмента – 30 мин.

4. Использование систем менеджмента в деятельности финансово-экономической службы ВС РФ – 20 мин.

 

Курс дисциплины «Менеджмент» состоит из 2-х разделов:

1. Теория менеджмента.

2. Основы практики менеджмента.

Нам предстоит изучить 6 тем, при этом будет проведено 48 часов занятий, из них – 14 –лекции, 12 – семинары, 20 – практические занятия, зачет без оценки – 2.

Необходимый объем экономических знаний обозначен в Государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Экономическая безопасность» как по циклу общих гуманитарных и социально-экономических, так и по циклу общепрофессиональных дисциплин.

Требования ГОС по подготовке специалистов.

- способность в военно-профессиональной деятельности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ВПК. ОК-1);

- способностью соблюдать требования воинских уставов, законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ВПК. ОК-3);

- способностью творчески решать военно-профессиональные задачи, проявлять разумную инициативу, в различных условиях воинской службы, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ВПК. ОК-6);

- способностью самосовершенствоваться, адаптироваться к различным условиям воинской службы, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ВПК. ОК-7);

- способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач в соответствии с профессиональной деятельностью (ВПК. ОП-1);

- способностью владеть необходимым объемом специальных знаний для выполнения задач профессиональной деятельности (ВПК. ОП-3).

- способностью изучать, обобщать и анализировать результаты деятельности финансовых органов государственных структур, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, с целью распространения положительного опыта работы (ВПК. П-53);

- способностью поддерживать высокую воинскую, служебную дисциплину, необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих и лиц гражданского персонала в системе финансовых органов государственных структур, обеспечивающих безопасность Российской Федерации (ВПК. П-54);

- способностью создавать условия для культурного развития и укрепления здоровья сотрудников (гражданских служащих) государственных органов обеспечивающих безопасность Российской Федерации (ВПК. П-55);

- способностью преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях общего среднего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ВПК. П-56).

 

 

Текст лекции

 

Введение

 

Независимо от характера господствующих производственных отношений, специфики организации производства, никакая экономическая система не может существовать без управления. К.Маркс в «Капитале» писал:

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».

В самом общем виде можно дать следующее определение системы управления производством:

Управление производством– это целенаправленное воздействие на производство в соответствии с требованиями экономических законов, в интересах хозяйствующих субъектов для достижения поставленных ими целей.

Конечной и главной целью любого производства в его общественном масштабе является создание материальных благ и удовлетворение потребностей людей, а средствами ее достижения являются рост и совершенствование производства, повышение его эффективности, прибыльности, ускорение НТП и т.д. На уровне предприятия (фирмы) конечная цель – это получение дохода; прибыли, а удовлетворение потребностей людей – средство достижения цели.

 

Учебные вопросы (основная часть)

Особенности реформирования управления в России

Современный этап развития российской экономики связан с формированием эффективной социально-ориентированной модели рыночного хозяйства.

В результате десятилетия реформ основ конституционного и экономического строя общество вышло из системного кризиса, преодолевает тяжелые последствия тоталитаризма и первых непродуманных шагов на пути создания современного динамичного хозяйственного механизма. Наиболее общие, характерные черты российской экономики эпохи кризиса:

- низкий уровень жизни большинства населения;

- усиление неравномерности развития территорий;

- крайне низкий уровень капиталовложений, особенно в производственную сферу;

- бюрократические препятствия на пути развития предпринимательства, инициативы и деловой активности граждан;

- серьезные экономические и социальные риски;

- отставание в развитии и реформировании социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства;

- отток капиталов из страны, низкая капитализация российского фондового рынка;

- преимущественно рентный, сырьевой, а не производительный характер экономики;

- падение темпов экономического роста, отсутствие условий для его стимулирования;

- высокодоходность распределительных и перераспредельтельных отношений в экономике по сравнению с производственной деятельностью;

- кризис банковской системы, проблемы денежного обращения, связанные с инфляционными ожиданиями;

- опасность прогрессирующего экономического отставания.

Особенности нынешнего послекризисного состояния российской экономики изложены в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В частности, в 2012 году в нем говорится: «Меры переходного характера исчерпаны, но чтобы нынешняя политическая стабильность обернулась экономическим процветанием, следует приложить еще очень много сил и потратить не один год».

Ключевым вопросом в решении экономических проблем страны, а во многом и политических, является создание эффективной системы управления народным хозяйством на всех уровнях, адекватной современным представлениям о социальном рыночном хозяйстве.

К основным факторам, влияющим на становление новой системы управления, в российской экономике можно отнести:

- формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

- изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

- обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

- интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

- усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

- возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;

- профессионализация управленческой деятельности, повышение ее общественной значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

Создаваемая в России система управления может обеспечить эффективность экономического развития при соблюдении двух главных условий. Во-первых, в ней требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие особенности страны. Во-вторых, в ее основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран с рыночной экономикой.

Таким образом, наиболее общие принципы создаваемой в РФ системы управления должны предусматривать:

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов, как открытых и социально-ориентированных систем.

3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Выводы по 1 вопросу:

Таким образом, можно выделить четыре основные направления перестройки системы управления:

1) в принципах управления: переход от централизации к децентрализации управления в связи с изменением стратегического курса, но в тоже время усиление программно-целевого управления для сосредоточения ресурсов;

2) в аппарате управления: перегруппировка подразделений, изменение их взаимосвязи; реорганизация внутренних структур управления и создание на их базе новых подразделений; создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев – специализированных подразделений;

3) в функциях управления: стратегическое планирование и прогнозирование, опирающееся на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах – от разработки конструкции изделия до его выпуска; всемерное повышение уровня экономической эффективности и интенсивности; выпуск продукции в ассортименте, номенклатуре и структуре в установленные и приемлемые для потребителя сроки; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности; усиление роли финансового анализа за счет привлечения и использования данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного учета должны быть взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле за их реализацией в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, ориентированной на рынок;

4) в хозяйственной деятельности: изменение технологического процесса; применение гибких автоматизированных технологий; широкое использование высокопроизводительного оборудования; создание совместных производственных предприятий, особенно в перспективных отраслях; усиление сотрудничества на международном уровне в области специализации, кооперирования и интеграции; определение потребности в инвестициях, их использование, предполагаемые источники финансирования, пути и сроки возвращения кредитов, возможные риски и вознаграждения, ожидаемые инвесторами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...