Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа рег-й политики и СП.




Мониторинг – систематический сбор и обработка информации о параметрах сложных объектов и процессов с целью выявления изменений в их состоянии.

Первые исследования по формированию федеральной системы мониторинга территориального развития России (мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем) били проведены !10 лет назад в рамках реализации Проекта ЕС ТАСИС EDRUS-9602 «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии».

Необходимость формирования особой мониторинговой информационной системе.

В.Н. Лексин, А.Н. Швецов

Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем – специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Система регионального мониторинга (РМ) создается для решения задач:

· Обоснование целей и приоритетных направлений государственной региональной политики, правовых, организационных, финансовых и экономических механизмов реализации этой политики;

· Предупреждение кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

· Оценка результативности деятельности федеральных органов, территориальных органов федеральных министерств и ведомств, а также органов государственной власти субъектов РФ по решению задач регионального развития;

· Обоснование мер гос. Поддержки отдельных территорий; содействие межрегиональной интеграции;

· Разработка системы прогнозов.

Эти задачи созвучны с задачами СП.

Формирование систем регионального мониторинга Включает:

· Разработку методического обеспечения и учета, сбора, анализа и распространения необходимой информации;

· Внесение необходимых дополнений и уточнений в федеральную программу статистических работ на соответствующие годы в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· Развитие баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера;

· Обеспечение методической и технической совместимости этих баз данных в рамках единой информационной системы «Региональный мониторинг»;

· Организацию мониторинга материалов, характеризующих региональные ситуации и распространяемых через СМИ;

· Организацию анализа данных регионального мониторинга, составление целевых информационно-аналитических материалов для органов гос. Власти и субъектов РФ;

· Обеспечение гласности и общедоступности первичной информации и информационно-аналитических материалов системы РМ;

· Создание организационной структуры для осуществления вышеуказанных действий в составе уполномоченного федерального органа и органов гос. Власти субъектов РФ.

РМ тематически и организационно входи в единую структуру прогнозирования и СП социально-экономического положения РФ, ее субъектов.

Региональная диагностика (РД) (по Лексину) – совокупность специальных информационно-аналитических технологий, позволяющих:

· Описать изучаемые региональные ситуации и проблемы в системе характерных для них признаков (параметров, показателей);

· Идентифицировать эти ситуации и проблемы, т.е. привязать их к конкретным типологическим группам;

· Дать количественную и качественную оценку этим ситуациям и проблемам (поставить окончательный диагноз);

· Установить и оценить внутренние и внешние причины продиагностированных ситуаций.

Главная задача РД – правильно определить происходящее и его причины, подать сигнал к конкретному действию.

Информационная система – совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации накопления и обработки информации.

РМ – процесс, ИС – структура, результат.

С.17. Практический опыт построения ИС и РМ.

ИС»Региональная политика» предназначалась для реализации следующих целей:

· Автоматизированный сбор данных о социально-экономическом развитии регионов и их административно-территориальных образований и их хранение в единой базе данных министерства и в региональных администрациях;

· Оперативный мониторинг и углубленный динамический анализ показателей социально-экономического развития, степени и характера территориальной асимметрии;

·  Многовариантный прогноз показателей социально-экономического развития субъектов РФ и оценка региональных последствий принятия решений на федеральном уровне в области региональной политики и межбюджетных отношений (для этих целей разрабатываются различные сценарии перспективного пространственного развития);

· Проведение «маргинального» анализа, т.е. определение территорий, попадающих в категории неблагополучных и кризисных по различным критериям;

· Составление рейтингов регионов по уровню социально-экономического развития и по качеству жизни населения;

· Двунаправленный информационный обмен «министерство – регионы».

ИСПР - две пространственно распределенные подсистемы – «пилотные регионы» и «министерство» (фунционируют квазиавтономно)

Система индикаторов для мониторинга экономической и налогово-бюджетной политики

Блоки индикаторов сводного РМ Новосиб. Об.:

· Сводные индикаторы социально-экономического развития РЭ;

· Финансового состояния;

· Качества бюджетного процесса;

· Норм-прав. И методической базы общественных финансов;

· Гос. Заказ и контроль за целевым исп. Бюджетных средств; оценка кадров. Потенциала системы управления РЭ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...