Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговая система Российской Федерации




 

Все страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Возникает вопрос, что из себя представляет понятие «налоговая система».Нужно отметить, что данный термин нормативного определения насегодняшний день не имеет.

Применение данного термина, возможно, объясняется своеобразнойинерцией. До 1 января 1999 г. в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» было дано такое его нормативное определение: совокупность налогов,сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуетналоговую систему.

Указанное понятие зачастую подвергалось критике в научной литературеи обосновывалось тем, что совокупность налогов образует систему налогов, а налоговая система – совокупностьсущественных условий налогообложения (в том числе включающих систему налогов), т.е. более широкоепонятие, характеризующееся экономическими и политико-правовыми элементами.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

- принципы налоговой политики и налогообложения;

- система и принципы налогового законодательства;

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- порядок распределения налогов по бюджетам;

- системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;

- права и ответственность участников налоговых отношений;

- порядок и условия налогового производства;

- формы и методы налогового контроля;

- система налоговых органов.

В рамках сегодняшней лекции мы рассмотрим понятие налоговой системы в ее узком понимании, т.е. как систему действующих налогов и сборов, имеющих налоговую природу.

 

Понятие налога.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения (государства, налогоплательщика,общества и т.д.) исходя из его правовых, экономических или иных особенностей.

Так, с точки зрениясовременного государства налоги представляют собой основные денежные публично-правовые доходыгосударства. С позиции общества налоги могут быть рассмотрены как выплаты государству,предназначенные для обеспечения решения государством задач, стоящих перед обществом, а также длясодержания самого государства. Налогоплательщик может рассматривать налог и как юридическуюобязанность, и как процесс ее исполнения - платеж, и как не являющееся наказанием законноеограничение его права собственности, и как один из правовых результатов экономической деятельности ит.д.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, несуществует. Различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Крометого, с течением времени представления о сути налога меняются (как правило, усложняются).

Современное нормативное определение налога дано в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средствв целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Один из ведущих российских ученых С.Г. Пепеляев еще в 1995 году предложил следующее определение: налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания иликонтрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Признаки налога.

В любом современном государстве существует множество различного рода платежей, взносов, сборов и других подобных отчислений граждан и организаций в государственную казну. Например, штрафы за административные правонарушения; сборы за уборку территорий; платежи муниципалитетам за парковку автомобилей и т.п. Но не все эти отчисления являются налогами. Отличительная черта налога как экономической категории заключается в наличие в нем совокупности определенных признаков, которые отличают его от любого установленного государством платежа.

Признаками налога являются:

- императивность;

- индивидуальная безвозмездность;

- законность;

- направленность на финансовое обеспечение деятельности государства;

- абстрактность;

- относительная регулярность.

Признак императивностиналога предполагает обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Таким образом, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — платить налог в бюджет государства.

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что, уплатив налог, плательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства.

Например, оплачивая парковку автомобиля в городе, плательщик имеет право рассчитывать на получение от муниципалитета соответствующей этой плате услуги. Можно возразить, что, платя налоги, граждане получают от государства соответствующие услуги в виде бесплатного медицинского обеспечения, образования и т.д.Однако не всякий налогоплательщик имеет желание или возможность получать эти услуги.

Это отличает налоги от некоторых других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно, и поэтому не являющихся налогами. В связи с этим к налогам не относятся различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами.

Законность налогов означает, что их установление, начисление и взимание осуществляются в порядке, определенном исключительно законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств — бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. В зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

Функции налога.

Выделяют следующие функции:

1. Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.

2.Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические процессы, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

3. Стимулирующая. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

4. Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

5. Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

Элементы налогообложения.

Объединяющим началом всех налогов являются элементы налогообложения, способствующие наиболее полному раскрытию сущности налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретный вид налога. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура.

Следует подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всех стран мира. При этом законодательное определение ряда элементов налогообложения является непременным условием, определяющим легитимность, т.е. законность, соответствующего налога. В частности, в Налоговый кодекс РФ прямо указывается, что налог может быть установлен только в том случае, если определены соответствующие элементы налогообложения.

Важно при этом подчеркнуть, что при всем многообразии элементов налогообложения Налоговыйкодекс РФ выделяет лишь некоторые из них, определяя их как обязательные элементы. Кроме того, имеются и так называемые необязательные элементы налогообложения.

Обязательные элементы
Необязательные элементы
Элементы налогообложения
Субъект налогообложения
Объект налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога
Налоговая льгота
Источник налога
Единица обложения (масштаб налога)
Налоговый оклад
Отчетный период

 


Налоговым кодексом РФ к категории обязательных элементов налогообложенияотнесены: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Кроме перечисленных выше, содержание налога может дополнительно характеризоваться также целым рядом других элементов налогообложения. Их отличительной особенностью является то, что применительно к тому или иному налогу они могут устанавливаться или не устанавливаться законом. В связи с этим их следует отнести к категории необязательных элементов налогообложения. В неё включаются: налоговая льгота, источник налога, единица обложения (масштаб налога

Субъект налога - это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность уплатить налог из собственных средств.

В некоторых случаях налог может быть переложен субъектом налога на другое лицо, являющееся конечным плательщиком, или носителем налога. Необходимо отметить, что носитель налога формально не несёт юридической ответственности за уплату налога,хотя и является фактически плательщиком через систему переложения налога. Это бывает в основном при взимании косвенных налогов. В данном случае субъектом налога (налогоплательщиком) выступает производитель или продавец товара, а носителем налога является покупатель товара. Владелец товара, исполнитель работы или услуги при их продаже получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление.

Объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению.

В этом качестве выступают различные виды доходов: прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров (работ или услуг); сделки по купле-продаже товаров (работ или услуг), различные формы накопленного богатства или имущества. Нередко вид налога вытекает из объекта налогообложения, например, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д.

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.

Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия. Но налоговую базу составит не вся полученная в налоговом периоде прибыль, а лишь так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше суммы полученной предприятием прибыли. В частности, полученная прибыль для целей налогообложения в соответствии с российским законодательством должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, на служебные командировки и др. Одновременно с этим сумма полученной прибыли может быть уменьшена на произведённые предприятием какие-либо расходы, например, на благотворительные цели.

  Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или, как её ещё называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твёрдыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Например, ставка акциза на дизельное топливо: 1080 р. за 1 т.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения. Например, ставка налога на добычу полезных ископаемых установлена в размере 4,8% от стоимости добытой руды чёрных металлов. Процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональная ставка налогообложения действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учёта изменений его величины. Например, применяемая в России ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% от облагаемого дохода налогоплательщика. При применении прогрессивной шкалы налогообложения ставки налога увеличиваются в зависимости от роста величины объекта налогообложения. В российской налоговой системе простая прогрессия применяются, например, при налогообложении имущества физических лиц (исходя из инвентаризационной стоимости).Ставка налога при стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества до 300 тыс. р. составляет не более 0,1% его стоимости, а при стоимости имущества свыше 300 тыс. р. колеблется от 0,1 до 2,0%.

В отличие от прогрессивных ставок, регрессивные ставки уменьшаются по мере увеличения величины объекта налогообложения. Регрессивные ставки налогов применяются в мировой практике достаточно редко.

Порядок исчисления налога представляет собой методику определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта налогообложения. В мировой практике налогообложения применяются два способа исчисления налогов.

1. Кумулятивный способ. При его применении исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода. Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога также определяется нарастающим итогом, но уменьшается на сумму налога, удержанного ранее. Указанный метод применяется при исчислении причитающихся платежей по прямым, налогам, в частности по налогу на прибыль.

2. Некумулятивный способ. В соответствии с ним налоговая база облагается по частям за каждый налоговый период, вне зависимости от суммы налога, исчисленного в предыдущем налоговом периоде. В российской налоговой системе по такому методу рассчитываются косвенные налоги, в частности налог на добавленную стоимость (НДС).

Порядок и сроки уплаты налога представляют собой законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Порядок и сроки уплаты налога в мировой практике, в том числе и в российском: налоговом законодательстве, устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил, установленных в законе.

При установлении порядка уплаты налога допускаются два варианта их уплаты. Первый варианта позволяет уплачивать налог единовременно. Второй - в течение налогового периода, т. е. налогоплательщик уплачивает предварительные, или авансовые, платежи по результатам отчётных периодов с окончательным перерасчётом по итогам налогового периода.

Налоговое законодательство предусматривает возможность уплаты налогов как в наличной, так и в безналичной форме. Кроме того, порядок уплаты налога должен предусматривать возможность или невозможность уплаты в иностранной валюте.

Существует три основных способа исчисления и уплаты налога.

Первый способ предполагает самостоятельный расчёт и уплату в бюджет причитающейся суммы налога налогоплательщиком. Для этого последним производятся соответствующие расчёты, заполняется и представляется в налоговый орган налоговая декларация. В связи с этим данный способ уплаты налога называется «по декларации».

Второй способ предусматривает осуществление исчисления, удержания и уплаты налога в бюджет так называемым налоговым агентом, а не самим налогоплательщиком. Налоговые агенты - это лица, на которые законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет причитающейся суммы налога. В качестве налогового агента может выступать организация, физические лица, индивидуальные предприниматели. Примером налогового агента может служить любая организация, выплачивающая заработную плату своим работникам. При выплате зарплаты она обязана рассчитать сумму налога на доходы физических лиц по каждому своему работнику, удержать её и перечислить в бюджет.

Третий способ закрепляет обязанность исчисления на основе кадастра и установленной налоговой ставки суммы налога, подготовку соответствующего уведомления налогоплательщику за налоговым органом. На основании этого уведомления налогоплательщик уплачивает налог в бюджет. Данный способ исчисления и уплаты налога называют или «кадастровым», или «по уведомлению».

Необязательные элементы налогообложения.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Можно выделить следующие используемые формы налоговых льгот:

- полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

- отнесение убытков на доходы будущих периодов;

- применение уменьшенной налоговой ставки;

- полное или частичное освобождение от налога определённого вида предпринимательской деятельности или дохода от такой деятельности;

- освобождение от налога отдельных социальных групп;

- отсрочка или рассрочка платежа и некоторые др.

Законодательством Российской Федерации установлены следующие источники уплаты налогов:

1). Общая сумма выручки. За счёт данного источника уплачиваются, в частности, НДС, акцизы.

2). Прибыль. За счёт этого источника уплачиваются налог на прибыль, государственная пошлина.

3). Издержки производства и обращения. За счёт данного источника уплачиваются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), земельный налог.

4). Финансовые результаты деятельности организации. За счёт этого источника уплачивается налог на имущество организаций.

Установление конкретного источника уплаты налога имеет существенное значение. Это связано с тем, что уплата одного налога может изменить налоговую базу, и соответственно, сумму другого налога. В частности, все налоги, уплачиваемые за счёт увеличения издержек производства или относимые на результаты финансовой деятельности, уменьшают налоговую базу и причитающуюся уплате в бюджет сумму налога на прибыль.

Единица обложения (масштаб налога)представляет собой установленную законом количественную меру измерения объекта обложения. Она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме, например, стоимость, площадь, масса, объем и пр. Единицей обложения, в частности, по уплате НДПИ является объём добытого природного газа, по земельному налогу - сотая часть гектара, гектар; по налогу на доходы физических лиц - рубль.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.

Отчётный период - это установленный законодательством срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи по соответствующему налогу и представить контролирующему органу предусмотренную законодательством отчётность по данному налогу. По отдельным видам налогов налоговый и отчётный период могут совпадать. В частности, в российской налоговой системе это положение имеет место по НДС и НДПИ.


Классификация налогов

Налоги классифицируются:

1) по способу изъятия: на прямые и косвенные.

К числу прямых налогов относят: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служит основанием для ее обложения.

К числу косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, транспортный налог.

2) по уровню управления: в зависимости от принадлежности налоги в РФ подразделяют на три группы (вида): федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и обязательны к уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие в соответствии с законами субъектов РФ, они обязательны к уплате только на территории соответствующего субъекта.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

3) учетно-экономическая целесообразность налогов диктует свою группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг);

- налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающиеся в распоряжении плательщика.

4) по субъекту: налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц

 

 

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Страховые взносы
Соглашения о разделе продукции  
Патентная система налогообложения  
Единый налог на вмененный доход  
Упрощенная система налогообложения  
Единый сельскохозяйственный налог
Специальные налоговые режимы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...