Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массаж для улучшения дыхания при ДЦП




ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

ДЦП - заболевание ЦНС, ведущее к двигательным нарушениям, вызывает задержку умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения. Особенностью ДЦП является отсутствие прогрессирования и восстановление нарушенных функций.

Причины возникновения:

В зависимости от начала развития патологического процесса различают 3 группы факторов: дородовые, родовые, послеродовые.

Дородовые (внутриутробные или врожденные) факторы:

внутриутробная гипоксия плодаиз-за

- кровотечения

- инфекций

- токсикозов беременности

- недостаточности ссс

вредные экзо- и эндогенные факторы

- химические и лекарственные препараты

- нарушение обмена веществ

- неполноценное питание

резус-фактор         

Родовые факторы:

- родовая травма

- асфиксия в родах

Послеродовые факторы:

- инфекции (менингит, энцефалит)

- травмы в период новорожденности 

 

Любой вредный фактор поражает ЦНС и сосудистую систему плода, те отделы мозга, которые в момент воздействия вредного фактора имеют наибольшее развитие. Наиболее опасным периодом является период первых трех месяцев беременности: 7-8 день беременности- первый критический период, 3-6 неделя- второй крит. период, 8-13 неделя- третий кр. период.

 

В норме в центральной нервной системе движением управляют три области головного мозга: моторные участки коры больших полушарий, базальные ганглии, мозжечок. От этих участков двигательный импульс передастся спинному мозгу, а от него - мышцам.

При повреждении моторных зон коры возникают спастические формы ДЦП (спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма).

При поражении базальных ганглиев возникает гиперкинетическая(дискинетическая) форма ДЦП, а повреждение мозжечка вызывает атактическую (атонически-астатическую) форму ДЦП.

 

Классификация ДЦП

В настоящее время в РФ используется классификация К.А. Семеновой (1974).

Спастическая диплегия (синдром Литтла) - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Для нее характерны двигательные нарушения верхних и нижних конечностей, причем больше поражаются ноги.

Ноги разогнуты, приведены, при ходьбе перекрещиваются (симптом "ножниц") с опорой на пальцы (поза "балерины"). Патологиче­ский двигательный стереотип способствует раннему развитию контрактур и деформаций.Степень поражения верхних конечностей вариабельна - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется с развитием манипулятивной деятельности. Формы с минимальным поражением верхних конечностей называют спастической параплегией.

Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия развиваются с задержкой. Дети начинают сидеть и ходить в более позднем возрасте. Двигательные нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития и речевыми расстройствами. Судороги бывают реже, чем при других формах церебрального паралича.

У таких детей наблюдаются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, медлительность, заторможенность, выявляются нарушения пространственного восприятия. Дети с трудом осваивают схему тела и направление движения. Дети достаточно активны в самообслуживании.

Прогностически благоприятная форма заболевания в преодолении речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. Большинство больных может получить специальность и работать. 20% детей передвигаются самостоятельно, 50% - с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП. Она характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, при этом в руках больше, чем в ногах (реже руки и ноги поражены в равной степени).

Рано появляются контрактуры, нарушены глотание, значительные нарушения или отсутствие речи. Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия почти не развиты. Дети не сидят, не стоят, не ходят.

Задержка психического развития усугубляется тяжелой обездвиженностыо и невозможностью контактировать с детьми своего возраста. В 90% случаев отмечается умственная отсталость, в 60% - судороги.

Жизнь этих детей зависит от ближайшего окружения. Дети не обучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития ребенка неблагоприятный.

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Связано это с повреждением одного полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого).

Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. На стороне поражения отчетливо видна гипотрофия мышечной ткани, выражены контрактуры и деформации крупных суставов. Мышечный тонус повышен в сгибателях верхних и разгибателях нижних конечностей, формируется поза Вернике-Манна, сколиоз, перекос таза, деформация стопы с укорочением ахиллового сухожилия. Паретичные конечности отстают в росте, атрофируются.

Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия развиваются вовремя или с некоторой задержкой. Ребенок не осознает свой дефект -паретичная рука в активной деятельностине используется.

Нарушение речи при этой форме встречается непостоянно. Интеллект бывает обычно сохраненным или не резко сниженным. Дети любознательные, целеустремленные, осваивают программу массовой школы, получают специальность и работают. Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется преимущественным поражением подкорковых отделов мозга.

Эту форму называют также дистонической. Двигательные расстройства характеризуются непроизвольными движения­ми и позами.

Мышечный тонус изменчив, колеблется между гипотонией и нормотонией, наблюдаются приступы повышения мышечного тонусана фоне гипотонии.

Позотонические рефлексы выражены слабо. Движения детей неловки, сопровождаются излишними двигательными реакциями. В зависимости от характера гиперкинез может быть более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре, мышцах шеи.

Различают гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, хореи, торсионной дистонии. При гиперкинетической форме церебрального паралича часто наблюдаются речевые расстройства.

Психическое развитие страдает меньше, чем при других типах.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется отсутствием контрактур и деформаций суставов в покое.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется расстройством речи, вегетативными нарушениями, эмоциональной лабильностью.

У детей недостаточно сформировано вербальное мышление в связи с нарушением развития речи, недостаточно развита манипулятивная функция кисти, имеются зрительно-пространственные нарушения. Дети рано начинают переживать свой двигательный дефект. Как правило, в быту они зависят от окружающих, но упорны и могут приспосабливаться, используя любые внешние обстоятельства. Успешно учатся по общеобразовательным программам.

Нарушение речи является основной сложностью в коммуникации. Могут наблюдаться нарушения слуха. С возрастом подростки обучаются частичному гашению гиперкинезов и после окончания школы успешно обучаются в вузах. Прогноз зависит от характера и выраженности гиперкинезов.

Атонически-астатический синдром - вялая форма ДЦП - одна из тяжелейших форм ДЦП. Нарушения обнаружены в лобных долях, лобно-мостомозжечковых путях и мозжечке.

Характерные признаки: мышечная гипотония, координаторные расстрой­ства, отставание в психическом развитии

Контроль положения головы, функции сидения, стояния и ходьбы формируются с большим опозданием или не формируются совсем (астазия, абазия). До 90 % детей имеют выраженный интеллектуальный дефект, гру­бые нарушения речи, у 40-50 % наблюдаются эпилептические припадки. Прогноз в плане двига­тельных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный.

Атактическая форма характеризуется нарушением равновесия и коор­динации движений (мозжечковая атаксия). Обычно пси­хическое развитие и речевые расстройства выражены умеренно. Прогноз в плане двигательного развития и социальной адаптации у большинства боль­ных благоприятный. Больные способны обучаться по общеобразовательной или вспомогательной программе.

Смешанные формы. Характеризуются наличием у одного больного одновременно симптомов разных форм ДЦП. Например, сочетания спастики с атаксией или с гиперкинезами. В таком случае при формулировании диагноза на первое место выносится тот синдром, который преобладает (на­пример:ДЦП, спастико-атактическая форма; ДЦП, спастическая диплегия с гиперкинетическим синдромом).

 

В 2000 г. принята новая международная классификация ДЦП

Международная классификация ДЦП:

1) спастическая форма:

двусторонняя;

односторонняя;

2) дискинетическая (атетоидная) форма:

· хореоатетоидная;

· дистоническая;

3) атактическая форма;
4) смешанная форма.

Эта классификация ДЦП дополняется локализацией поражения по анатомическому принципу

· квадраплегия (в одинаковой мере поражены все четыре конечности),

· диплегия (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние),

· гемиплегия (поражены обе конечности на одной стороне тела).


Реабилитация

Основные положения:

1 Р. должна осуществляться в учреждении со всеми видами восстановительного лечения, имеющего связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

2 Р. должна начинаться на самых ранних стадиях болезни;

3 процесс Р. должен быть непрерывным до максимального восстановления здоровья;

4 индивидуальный характер как программы Р., так и применяемых средств;

5 конечная цель Р. – возвращение к обычным условиям жизни, а при необходимости – адаптация к новым условиям жизни.

Р. включает комплекс медицинских, профессионально-педагогических и социально- экономических мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций, возможную ликвидацию инвалидности, адаптацию к жизни и возвращение к трудовой деятельности.

Цель Р.- вернуть здоровье, развить физические и психологические функции до оптимального уровня.

 

В комплексную программу физической реабилитации входят различные формы ЛФК, лечебный массаж, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапия, ортопедическая коррекция, аквареабилитация в бассейне, дельфинотерапия, иппотерапия.

Массаж

Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.

Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны коры головного мозга, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем бóльшее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель.

Наиболее эффективными считаются методики массажа: классического лечебного, кругового трофического, для улучшения дыхания, сегментарного, точечного.

Классическим лечебным массажем улучшают питание мышц, улучшают деятельность нервных процессов, нормализуют тонус мышц.

Массаж для улучшения дыхания при ДЦП

При ДЦП необходима нормализация и углубление функции дыхания, поскольку у больных нарушается функция мышц, осуществляемых дыхание. Так, при вдохе повышается тонус мышц – разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе – повышается тонус мышц-сгибателей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...