Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы развития муниципального хозяйства в переходный период.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления. Формирование рыночных отношений связано с развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения в хозяйственном механизме и методах регионального управления, особенно на микроуровне. Муниципальный менеджмент использует знания и других научных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах: менеджмента, маркетинга, основ экономической теории, экономики и социологии труда, статистики и др. Объектом муниципального менеджмента является территориальное хозяйство в городах, районах и т.д., включающее в себя производственную и социальную сферы экономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание, народное образование, учреждения культуры и т.д. Чем многообразнее и сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера. В новых условиях хозяйствования и управления меняются прежде всего экономические отношения собственности на всех уровнях: наряду с государственной собственностью складываются акционерная, арендная, кооперативная, коллективная, частная формы собственности. И формы управления соответственно становятся многообразными. В настоящее время на территории региональных объектов развиваются и взаимодействуют следующие виды и формы собственности: o государственная общероссийская собственность; o муниципальная собственность; o комплексная (в том числе кооперативная) собственность; o собственность общественных организаций; o личная собственность населения; o смешанные формы собственности. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает следующий состав муниципальной собственности: o средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; o имущество органов местного самоуправления; o муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; o муниципальные предприятия и организации; o муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; o муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; o муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Субъектом муниципальной собственности выступают местные территориальные органы управления. Основные направления совершенствования механизмов муниципального управления в условиях современной экономики: 1) совершенствование экономических механизмов: - оптимизация налоговой и бюджетной политики с целью обеспечения и укрепления самостоятельности муниципалитетов в определении бюджетных расходов и наличие стимулов в развитии своей доходной базы; - достижение финансовой самодостаточности муниципального управления; - эффективность экономической стратегии развития муниципального управления с целью перехода к сбалансированным показателям стратегического развития муниципальных образований; 2) совершенствование организационно-правовых механизмов: 3) совершенствование политических механизмов: 4) совершенствование социальных механизмов: - проведение регулярного мониторинга с целью определения качества жизни населения муниципального образования, выявления социальных проблем и учета его результатов при формировании плана стратегического развития муниципального образования; - развитие муниципального маркетинга; 5) совершенствование информационных механизмов:
Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой муниципальное хозяйство? Каковы его основные элементы? 2. Что такое муниципальный менеджмент? Каковы объекты муниципального менеджмента? 3. Каковы основные направления совершенствования муниципального управления на сегодняшний день?
Заключение В результате изучения данного курса студенты и слушатели должны:
Список литературы Основная литература 1. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: Теория и практика.- М.: РДЛ, 2008.- 288 с. 2. Мокров Г.Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие.- М: Юркнига, 2006.- 319 с. 3. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; Под ред. Э.Н. Кузьбожева.- 2-е изд., стереотип..- М.: КноРус, 2006.- 261 с.
Дополнительная литература
4. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/ СПбГУ.- 2-е изд., испр. и доп..- СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.- 195 с. 5. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 239 с. 6. Сухарев О.С. Социальный вопрос: институты, инновации и экономическая политика.- М.: Экономическая литература, 2004.- 291 с. 7. Тишин Е.В., Мурашов С.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ ИПРЭ РАН. СПб: ИПРЭ РАН, 2006. 8. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник для вузов/ Рос.академиягосуд.службы при Президенте РФ; Под ред. Н.А.Волгина, Ю;Г;Одегова.- М.: Экзамен, 2004.- 735 с.
Терминологический словарь Государственное регулирование - целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и др. нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере. Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Государственный бюджет — это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия. Денежно-кредитная политика— это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса. Занятость(экономическое определение) - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятость (законодательное определение) - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход Командно-административная система (централизованная, плановая, коммунистическая) — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Коммерциализация - смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка. Либерализация - снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений. Макроэкономическое планирование- это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Налоговая система - совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции. Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с использованием средств государственного бюджета) либо без ограничения срока. Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Регион – это часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры. Региональная политика государства - целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов. Рынок труда – совокупность социально-экономических отношений в сфере занятости и использование работников в общественном производстве. Система налогообложения — это нормативно определенные органами законодательной власти налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты, взносы в государственные целевые фонды, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, сборов и взносов. Система свободного предпринимательства(чистый капитализм, рыночная экономика свободной конкуренции) – тип экономической системы, для которой характерны: частная собственность на ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов; личная свобода всех участников экономической деятельности; свобода предпринимательской деятельности владельцев капитала и свобода наемного работника продавать свой труд. Собственность - форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения его благосостояния, устранение негативных последствий рыночных процессов, обеспечение социальной справедливости и стабильности в стране. Социальные гарантии – законодательно установленные минимальные размеры социальных выплат (зарплата, пособия, пенсии и т.д.), которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума. Социальные стандарты – законодательно установленные социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Стратегия социально-экономического развития — это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии государства. Структурная политика государства — это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего. Уровень жизни населения— это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни. Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Экономическая реформа - сознательно проводимые государством преобразования, направленные на изменение экономических отношений. Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы.
Тестовые задания по дисциплине Тест № 1 1.Целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем определения правил деятельности: А) Государственная политика В) Регулирование экономики Б) Государственное регулирование Г) Экономическая система 2.Научная школа, выдвинувшая принцип laissez-faire в отношениях государства и экономики: А) Меркантилисты В) Физиократы Б) Кейнсианцы Г) Классическая школа 3.К основным обязанностям государства (согласно классической школе политэкономии) НЕ относится: А) Защита членов общества от насилия по отношению друг к другу Б) Ограждение общества от вторжения извне В) Защита нетрудоспособных граждан Г) Создание общественных учреждений 4.Главная цель государственного вмешательства в экономику: А) Экономическая стабильность В) Стабильность валюты Б) Полная занятость Г) Максимизация благосостояния общества 5.Квоты для молодежи при создании новых рабочих мест представляет собой один из: А) Косвенных методов В) Правовых методов Б) Административных методов Г) Стимулирующих методов 6. К «провалам рынка» НЕ относится: А) неравновесие национальной экономики Б) взлеты и падения промышленного цикла В) занятость и инфляция Г) финансовые пирамиды 7.Инструмент государственного регулирования, ядро экономической политики государства, основной инструмент перераспределения в обществе: А) Государственная политика В) Бюджетная политика Б) Государственный сектор Г) Финансовое оздоровление 8.Механизм государственного регулирования, в котором государство вмешивается в экономику только при выходе экономических параметров за определенные предельные значения: А) Административный В) Рыночный Б) Индикативный Тест № 2 1.Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, определяющих форму и содержание основных экономических отношений: А) Политический режим В) Производственные отношения Б) Модель управления Г) Экономическая система 2.Экономическая система, в которой решающим условием экономического прогресса является свобода предпринимательской деятельности владельцев капитала и свобода наемного работника продавать свой труд: А) Командно-административная В) Традиционная Б) Система свободного предпринимательства Г) Смешанная 3.Одна из рыночных экономических систем, характеризующаяся ростом внимания к окружающей среде, гуманизацией экономики и глобализацией хозяйственной деятельности: А) Традиционная Б) Смешанная В) Переходная Г) Новейшая 4.Система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам: А) Командно-административная В) Традиционная Б) Система свободного предпринимательства Г) Смешанная 5.Экономическая система, в которой применение плановых методов хозяйствования на всех уровнях органично соединяется со свободой принятия экономических решений: А) Командно-административная В) Традиционная Б) Система свободного предпринимательства Г) Смешанная 6. В командно-административной экономике собственность на ресурсы: А) Частная В) Коллективная Б) Общественная Г) Не предусматривается 7.В смешанной экономике теневой сектор: А) Присутствует Б) Отсутствует В) Охватывает только выведенные из оборота товары 8.Преобладанием технологий первичной обработки ресурсов, экстенсивным развитием хозяйства характеризуется экономическая система: А) Командно-административная В) Традиционная Б) Свободного предпринимательства Г) Смешанная Тест № 3 1.Сознательно проводимые государством преобразования, направленные на изменение экономических отношений: А) Экономическая реформа В) Экономическое развитие Б) Реформа управления Г) Развитие производства 2.Стадия развития капитализма, характеризующаяся слиянием банковского капитала с промышленным; доминированием вывоза капитала над товарным экспортом, колониальными войнами: А) Олигархическая В) Монополистическая Б) Развитая 3.Хозяйственный строй России второй половины XIX в. соответствовал модели экономики: А) Традиционной Б) Смешанной В) Переходной Г) Командно-административной 4.К характерным чертам «военного коммунизма» НЕ относится: А) милитаризация промышленных предприятий Б) ликвидация частной собственности В) отказ от товарно-денежных отношений Г) отказ от системы классового распределения 5.Реформа управления народным хозяйством 1957 года способствовала: А) Децентрализации управления Б) Централизации управления В) Упрощению управления 6. Политика реконструкции социализма в СССР на основе развития плюрализма, рыночных отношений и нового подхода к проблемам государственного устройстваназывалась: А) Коллективизация В) «Оттепель» Б) Перестройка 7.Важнейшей предпосылкой успешности экономических реформ в Азии признается: А) Благоприятная конъюнктура Б) Менталитет наций В) Грамотность политических решений 8.Путь перехода к рыночной экономики, требующий предпосылок в виде невысокого удельного веса тяжелой промышленности, довольно развитого сельского хозяйства, стабильности финансовой системы: А) «Шоковая терапия» В) Смешанный подход Б) Эволюционный путь
Тест № 4 1.Процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы: А) Коммерциализация В) Национализация Б) Приватизация Г) Конфискация 2.Практика приватизации, предполагающая передачу государственных пакетов акций предприятий в доверительное управление с возможностью последующего выкупа: А) Ваучерная В) Залоговые аукционы Б) Тендерная 3.Снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений: А) Либерализация Б) Плюрализм В) Демократизация Г) Приватизация 4.К основным рычагам регулирования перехода к рыночной экономике НЕ относится: А) Цены Б) Выделение финансовых ресурсов В) Налоги и льготы Г) Жесткий государственный контроль 5.Основная причина неэффективности второго этапа приватизации (залоговых аукционов): А) Заниженная цена акций Б) Нарушения в проведении торгов В) Завышенная цена акций 6. Непосредственной причиной кризиса 1998 года является: А) Неконтролируемый рост цен Б) Обвал системы ГКО В) Спад производства Тест № 5 1.Детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии государства: А) Экономическая доктрина Б) Социально-экономическая программа В) Экономический прогноз Г) Социально-экономическая стратегия 2.Определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы: А) Макроэкономическое планирование Б) Макроэкономическое программирование В) Экономическое прогнозирование 3.Научное предвидение на уровне общей теории: А) Прогноз Б) Гипотеза В) Концепция Г) План 4.Комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей: А) Прогноз Б) Гипотеза В) Программа Г) План 5.Документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей: А) Макроэкономический прогноз Б) Целевая комплексная программа В) Макроэкономический план Г) Социально-экономическая стратегия 6. Форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства: А) Производство В) Собственность Б) Экономика Г) Экономический институт 7.Смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом: А) Коммерциализация В) Национализация Б) Приватизация Г) Конфискация 8.Политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков: А) Либерализм В) Плюрализм Б) Протекционизм Тест № 6 1.Деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения его благосостояния: А) Социальная защита В) Социальная политика Б) Социальные гарантии Г) Социальные стандарты 2.Принцип социальной политики, предполагающий оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов при финансировании мероприятий в сфере социальной политики: А) Принцип социальной солидарности Б) Принцип социальной компенсации В) Принцип субсидиарности 3.Законодательно установленные минимальные размеры социальных выплат, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума: А) Социальные гарантии Б) Социальные стандарты В) Потребительская корзина Г) Прожиточный минимум 4.Подход к реализации социальной политики, исходит из того, что общество может гарантировать каждому гражданину доходы, не ниже границы малообеспеченности: А) Социальный Б) Рыночный В) Компенсаторный 5.Мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни: А) Уровень жизни Б) Качество жизни В) Индекс качества жизни Г) Прожиточный минимум 6. Система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков: А) Социальная защита В) Социальное страхование Б) Социальные гарантии 7.Модель социальной политики, характеризующаяся всесторонней ответственностью государства за социально-экономическое положение граждан, государственной монополией в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению: А) Шведская В) Патерналистская Б) Социально-ориентированного рынка Г) Рыночная 8.Количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные доходы: А) Минимальный потребительский бюджет Б) Реальный доход В) Прожиточный минимум Тест № 7 1.Часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве: А) Экономически активное население Б) Занятые В) Трудовые ресурсы 2.Совокупность социально-экономических отношений в сфере занятости и использования работников в общественном производстве: А) Государственное регулирование рынка труда Б) Рынок труда В) Трудовые отношения 3.К основным параметрам рынка труда НЕ относится: А) Предложение рабочей силы Б) Спрос на рабочую силы В) Уровень оплаты труда Г) Качество трудовых ресурсов 4.Система правовых и организационно-экономических мер государства в обеспечении эффективной занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы: А) Рынок труда Б) Трудовые отношения В) Государственное регулирование рынка труда 5. В технологии государственного регулирования рынка труда НЕ предусматривается следующая стадия: А) Аналитическая Б) Целевая В) Стратегическая Г) Корректировочная 6. Совокупность рынков труда в России НЕ включает: А) Национальный рынок Б) Внешние рынки В) Региональные рынки Г) Местные рынки 7.Создание новых рабочих мест, организация общественных, временных работ относится к методам государственного регулирования: А) Экономическим В) Правовым Б) Административным 8.Фактор формирования соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда: А) Уровень государственного давления Б) Реальный доход В) Уровень оплаты труда Тест № 8 1.Совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы: А) Бюджетирование Б) Финансовая политика В) Финансовое распределение 2.Основная задача финансовой политики: А) Экономический рост Б) Макроэкономическое равновесие В) Бездефицитный бюджет 3.Функция государственного бюджета, состоит в возможности корректировать использование общественного продукта путем изъятия части этого продукта, воздействуя на объемы совокупного спроса и пропорцию между потреблением и накоплениями в экономике: А) Фискальная Б) Регулирующая В) Стратегическая Г) Стимулирующая 4.Совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции: А) Система налогообложения Б) Налоговая система В) Налоговая политика 5. Отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка: А) Норма обязательных резервов Б) Учетная ставка В) Процент по депозиту 6. Вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроизводство ВВП: А) Отраслевая структура Б) Структурные пропорции В) Межотраслевой баланс
7.Тип структурной политики, при которой государство ограничивается созданием правовой базы для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие: А) Активная В) Правовая Б) Пассивная 8.Тип налогообложения, процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода: А) Прогрессивный Б) Регрессивный В) Пропорциональный
Тест № 10 1.Часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры: А) Территориальный комплекс Б) Экономический район В) Регион 2.Целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей: А) Региональная политика Б) Целевая региональная программа В) Перераспределительная политика 3.Цель региональной социальной политики: А) обеспечение примерно одинакового уровня благосостояния в каждом регионе Б) формирование общенациональных стандартов социального обеспечения В) обеспечение мобильности граждан в более благополучные регионы 4.Государственные инвестиции, дотации и субвенции регионам относятся к методам государственной региональной политики: А) Косвенным В) Стимулирующим Б) Прямым 5. Амортизационная политика относится к методам государственной региональной политики: А) Косвенным В) Стимулирующим Б) Прямым 6. Санкт-Петербург, Нижегородская область, Урал можно отнести к следующему типу регионов: А) Трудоизбыточные В) Промышленные Б) Многоотраслевые и депрессивные 7.Рекомендуемый тип региональной политики в отношении трудоизбыточных регионов в целях комплексного развития на основе рационального использования собственных возможностей: А) поощрение мелкотоварного уклада Б) привлечение иностранного капитала В) поддержка предпринимательства за счет налоговых льгот 8.Структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах является: А) Предпосылкой региональной политики Б) Препятствием для осуществления региональной политики В) Результатом региональной политики Тест № 11 1.Совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения: А) Муниципальная собственность В) Муниципальное хозяйство Б) Муниципальное образование 2.В структуре муниципального хозяйства НЕ выделяется следующий элемент: А) Муниципальные предприятия Б) Органы местного самоуправления В) Муниципальный менеджмент 3.Управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер: А) Местное самоуправление Б) Комплексное развитие муниципального образования В) Муниципальный менеджмент 4.Объектом муниципального менеджмента является: А) Муниципальное образование Б) Территориальное хозяйство В) Органы местного самоуправления 5. В состав муниципальной собственности не включаются: А) Муниципальные земли В) Муниципальные недра Б) Муниципальные внебюджетные фонды 6. Субъект муниципальной собственности: А) Население муниципального образования Б) Органы местного самоуправления В) Уполномоченные управляющие 7.Элемент структуры муниципального хозяйства, свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды: А) Органы местного самоуправления Б) Муниципальные предприятия В) Иные предприятия и учреждения 8.Совокупность жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, пассажирского транспорта, связи, здравоохранения, торговли, общественное питания, образования, учреждений культуры муниципального образования составляет: А) Социальную инфраструктуру муниципалитета Б) Структуру муниципального хозяйства В) Экономическую инфраструктуру муниципалитета Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины «Государственное регулирование экономики» Тематический план курса. Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕГО РОЛЬ В ПРОВЕДЕНИИ РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Тема 1. Сущность и механизмы регулирования экономики. Содержание функции регулирования в процессе управления экономикой и социальной сферой в обществе. Понятие государственного регулирования экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства. Сущность, механизмы и рычаги государственного регулирования экономики. Административный, индикативный и рыночный механизмы регулирования экономических и социально-экономических процессов. Классификация рычагов централизованного регулирования. Методы государственного экономического регулирования( прямые и косвенные, организационно-распорядительные и правовые). Экономический инструментарий государственного регулирования. Основные направления государственного регулирования экономики. Задачи и функции государства в регулировании экономических и социально-экономических процессов. Особенности их проявления в регулировании экономики переходного периода.
Тема 2. Регулирование экономики в альтернативных экономических системах. Виды альтернативных экономических систем: командно-административная система и система свободного предпринимательства. Экономические основы и содержание хозяйственного механизма альтернативных систем. Роль государства, мотивы деятельности предприятий и отдельных работников в рассматриваемых системах. Позитивные и негативные аспекты функционирования систем; их историческая судьба, проблемы и перспективы развития.
Тема 3. Роль государственного регулирования в проведении экономических реформ в стране и за рубежом. Государство и социально-экономические реформы в России и зарубежных странах во второй половине 19 и начале 20-го веков. Роль государства в экономических преобразованиях нашей страны в период социалистического строительства (1917-1990 гг.). Рыночные реформы в странах Америки, Европы, Азии во второй половине 20-го века. Рыночные реформы в государствах Восточной Европы ( бывших социалистических странах) и роль государства в их проведении. Объективная необходимость перехода от централизованного принуждения к экономике рыночного типа с использованием социальных ориентиров развития и механизмов индикативного планирования и рыночной саморегуляции.
Тема 4.Государственное регулирование экономики России в процессе перехода к рынку. Теория экономических реформ. Содержание, необходимые условия и основные направления радикальной экономической реформы по переходу от централизованной экономики к рынку. Анализ практики проведения радикальной экономической реформы в России в период 1992-1996 гг. Результаты, трудности и проблемы. Задачи государства по регулированию экономики страны на этапе становления рынка и проведения реформ; социальная цена реформ и социальные приоритеты экономического развития.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Тема 5 .Социально-экономическая политика государства и ее приоритеты. Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития. Активизация роли государства в важнейших сферах развития экономики и общества. Важнейшие направления и сферы государственного регулирования. Активная социальная политика и социальная ориентация экономики. Бюджетно-налоговые, денежно-кредитные и платежные отношения. Совершенствование федерального устройства страны и экономического механизма федеративных отношений. Государственное регулирование отношений собственности, институциональных преобразований и организационно-управленческих реформ. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.
Тема 6.Регулирование социального развития. Социальная политика государства в условиях переходного периода. Проблемы социального развития страны и пути их решения. Качество жизни как основа целевого блока социально-экономического развития государства. Социальная защита и социальные гарантии населению на этапе становления рыночных отношений. Зарубежный опыт социальных программ и реформ в странах с переходной экономикой. Пути повышения эффективности системы социального обеспечения и государственных гарантий в области социального развития.
Тема 7.Регулирование области социально-трудовых отношений, рынка труда, процессов занятости и трудовых гарантий для трудоспособного населения. Занятость как экономическая категория и социальный феномен. Факторы изменения структуры занятости при переходе от полной к эффективной и свободно избранной занятости. Правовое регламентирование государством отношений занятости. Основные направления и формы государственного регулирования рынка труда. Сочетание государственных и негосударственных механизмов регулирования занятости и предупреждения массовой безработицы. Организационная, функциональная и методологическая подсистемы общегосударственной системы регулирования занятости на различных уровнях управленческой иерархии.
Тема 8.Экономическая политика государства и ее приоритеты. Содержание и основные приоритеты экономической политики государства. Структурная перестройка экономики, конверсия отраслей военно-промышленного комплекса. Программы ускоренной приватизации и оценка последствий их реализации. Поддержка и развитие предпринимательства. Формирование финансовой и бюджетной систем, инфраструктуры рыночной экономики. Политика поддержки и развития отраслей реального сектора экономики.
Тема 9. Пути и программы экономических преобразований в России. Возможные направления экономического реформирования в России. Содержание альтернативных программ социально-экономического развития и оценка возможных последствий их реализации.
Раздел 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Тема 10. Региональная социально-экономическая политика и особенности ее проведения в современных условиях.
Содержание региональной политики и повышение ее роли в современных условиях. Объекты и субъекты территориальной политики и особенности ее проведения на региональном и местном уровнях. Приоритетные направления территориального подхода в регулировании социально-экономических процессов: нормативно-правовое, финансовое, социальное и др. Перспективы комплексного развития регионов на основе рационального использования собственных ресурсов и возможностей.
Тема 11. Муниципальная социально-экономическая политика. Муниципальное хозяйство как важнейший объект регулирования на уровне города и административного района. Проблемы развития муниципального хозяйства в переходный период. Содержание действующего механизма регулирования муниципального хозяйства и необходимость его совершенствования. Основные направления муниципальной политики по развитию муниципального хозяйства в современных условиях. Особенности регулирования важнейших муниципальных комплексов: обеспечения жильем и жилищно-коммунальным обслуживанием, повышения уровня благоустройства территории, развития инженерно-транспортного обеспечения и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 581. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |