Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типичные ошибки, встречающиеся в текстах научной и учебной литературы.
Очень часто перегруженность текста происходит от употребления оборотов речи, содержащих однозначные и потому лишние слова, например: в ноябре месяце, свободная вакансия, непосредственный очевидец, специфические особенности или часто употребляемое –«семинарские занятия» (хотя понятие «семинар» и означает групповые практические занятия под руководством преподавателя). Необходимо быть внимательным также и при выборе предлогов. Например, предлоги «для» и «по»- не синонимичны. Предлог «по» не имеет целевого значения и в предложении «что делается для предупреждения преступления» употребление предлога «по» было бы неуместным. Но и среди синонимичных предлогов ввиду, в связи, в силу, по причине, из-за, выражающих причинные отношения, всегда можно выбрать тот, который в данном случае предпочтительнее, учитывая смысловые оттенки, например лучше сказать «ввиду предстоящей конференции», чем «вследствие» и наоборот, лучше –«вследствие болезни», чем «ввиду». Заметим, что написание предлога «ввиду» отличается от написания «иметь в виду», а слова «согласно», «вопреки», «благодаря» требуют дательного, а не родительного падежа, поэтому – согласно приказу, но не приказа. При выборе предлога в сочетании «в целях-с целью» необходимо учитывать, что сочетание «с целью» употребляется только с глаголами (с целью осуществить), а «в целях» –с отглагольнымсуществительным (в целях осуществления).Чтобы избежать повторения их в тексте можно использовать предлог «для» (для осуществления…). Довольно часто неправильно употребляются однокоренные слова, близкие по значению, но различные по образованию: с разными приставками, суффиксами и т.д. Так глагол «наложить» в значении «подвергнуть чему-нибудь», «обязать», «назначить, предписать что-нибудь» употребляются в ограниченном круге устойчивых сочетаний, например: «наложить штраф», «наложить взыскание». Несовершенный вид этого глагола «налагать», а не «накладывать». Поэтому неправильным будет выражение «накладывать штраф» вместо «налагать штраф (взыскание)».
Необходимо быть внимательным при написании следующих выражений:
На практике также часто возникают вопросы, связанные с нормативным правописанием (орфографией, пунктуацией), например: 1.В каких случаях слово «однако» выделяется запятыми? Если оно является вводным и стоит в середине или в конце предложения. В начале предложения оно имеет значение противительного союза «но», поэтому запятая не ставиться. 2.почему различается написание , скажем, «ОТС» и «гтрк»? Заглавными буквами обозначается аббревиатура, читаемая по названиям букв, как в первом случае (эр, тэ, эс). Строчными – аббревиатура, читаемая по звукам, как во втором случает (гэ, тэ, эр, ка). 3.Будет ли считаться правильным написание «слушатель Иванова»? Сразу однозначно на этот вопрос и не ответишь. В учебнике русского языка Д.Э.Розенталя читаем: 1.Многие имена существительные муж. рода, обозначающие лицо по профессии, должности, занятию, ученому или почетному званию и т.д., сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, судья, адвокат, доцент, лейтенант и т.д. 2.Наряду с ними существуют парные образования (студент-студентка, лаборант-лаборантка, преподаватель-преподавательница и т.д.). Слово «слушатель» относится кпарному образованию, в чем легко можно убедиться, обнаружив в словаре слово «слушательница». 3.Однако в официально-деловом стиле предпочтительнее сохранять форму мужского рода. Казалось бы, ответ найден. Но здесь надо учитывать, еще один нюанс. В отношении «Ивановой» - все ясно. А если фамилия оканчивается на «о», «а», «ых» и т.д. например Сущенко, Олещенко, Кузьминых? В таком варианте использование парного образования женского рода позволит нам устранить неясность и установить, идет ли речь о мужчине или о женщине. Все приведенные выше конкретные примеры из практики (типичные ошибки и примеры) свидетельствуют о том, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи, может быть выполнено только при соблюдении определенных норм словообразования и правил грамматики. Это обстоятельство обязывает нас, в свою очередь, в затруднительных случаях обращаться к словарям, справочной литературе, а также к новейшим разработкам современных компьютерных технологий.
Исходя из вышеизложенного еще раз рассмотрим, что из себя представляет язык и стиль документа (например, его рукописного варианта). 1.Благодаря использованию специальных терминов достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему. Нельзя также употреблять вместо принятых в данной науке (например, уголовному или гражданскому процессу, криминалистике) терминов профессионализмы. Профессионализмы – это не обозначения научных понятий, а условные, в высшей степени дифференцированные наименования реалий, используемые в среде узких специалистов и понятные только им. Это своего рода их жаргон. В основе такого жаргона лежит бытовое представление о научном понятии. 2.при изложении научного материала часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснения, привести дополнительные факты, побочные рассуждения, оговорки и уточнения, описать источники и их особенности. В этих случаях, чтобы не загромождать основной текст подобным материалом, используются примечания, которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску), или располагают в конце глав (разделов, параграфов). Примечания(сноски) связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски, арабских цифр – порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звездочками. Нумеруют примечания или постранично, если их мало и они разрознены, или насквозь (по всей главе).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |