Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Двигательной недостаточности Гуревича




Дело касается случаев с резко выраженной подвиж­ностью, видимым богатством и неутомимостью движений, когда ребенок хватает одну вещь, быстро ее бросает, чтобы схватить другую, приводит вокруг себя все в крайний беспорядок. За ви­димым богатством движений кроется их крайняя непродуктив­ность, бесцельность. В действительности ребенок не в состоя­нии производить целесообразные последовательные движения, не может сам одеться, даже самостоятельно есть и т. п. Вместе с тем у него отсутствуют неврологически констатируемые дви­гательные расстройства; движения при всей непланомерности достаточно плавны, сильны и даже нередко пластичны в проти­воположность движениям моторных дебиликов типа Дюпре, не говоря уже о моторных инфантиликах Гомбургера; равным об­разом в таких случаях мы не находим нарушений защитных и автоматических движений и установок, а также, как правило, расстройств со стороны статики и со стороны мышечного тону­са. Сущность двигательного расстройства в таких случаях зак­лючается в отсутствии формул (энграмм) движений и способно­сти их вырабатывать, следствием чего является невозможность производства последовательных рядов целесообразных движе­ний при наличии правильных элементов движений, указываю­щих на отсутствие расстройства пирамидных и стриальных мо­торных систем. Отсутствие или недостаточность двигательных формул объясняется поражением или недоразвитием высших фронтальных систем. С такой локализацией можно связать на­личность в таких случаях ряда явлений, которые также дают указания на поражение фронтальных систем; сюда относятся: 1) частые недостатки, а иногда полное недоразвитие речи при сравнительно хорошем ее понимании;

2) чрезмерная подвижность, которая может быть объяснена как расторможение подчиненных лобным системам моторных центров и является фронтальным симптомом;

3} резкий недостаток активного внимания;

4) повышенное настроение, мориоподобные состояния, столь часто наблюдаемые при фронтальных поражениях (Feuchtwanger);

5) изредка наблюдавшаяся нами легкая мозжечковая атаксия также свойственна фронтальным расстройствам {поражение фронтального отрезка фронто-церебелярной системы). Следует отметить, что в некоторых случаях речь, напротив, находится в достаточно развитом состоянии, причем в ней отмечаются mutatis mutandis те же особенности, что и в прочих движениях субъек­та, именно беспорядочность, непоследовательность, аграмматизм, акатафазия при достаточной внешней выразительности (экстра­пирамидного происхождения).

В описываемой нами фронтальной форме двигательной не­достаточности нетрудно найти аналогию с моторными особен­ностями того периода детства (2—5 л"ет), которое характеризу­ется большой подвижностью, грациозностью, но в то же время недостатком точности, последовательности движений, завися­щим от свойственного этому возрасту недоразвития высших фронтальных центров моториума.

Явления фронтальной моторной недостаточности имеют так­же значительное сходство с симптомами, получаемыми у жи­вотных при удалении фронтальных долей. Такие животные бес­цельно подвижны, бросаются во все стороны и мало способны к дрессуре, т. е. к обучению сложным и последовательным дви­жениям.

Патогенез фронтальной двигательной недостаточности, как и других форм, бывает различный. Часто такие состояния раз­виваются после детских инфекций, сопровождающихся энцефа­литами фронтальной области, а также после тяжелых травм го­ловы. В других случаях мы имеем дело с явлениями врожденно­го недоразвития (особенно часто при микроцефалии). Для иллюстрации приведем следующий случай.

Мальчик 7 лет из наследственно неотягощенной семьи. До 3 лет развивался правильно, ходить и говорить начал вовремя, с 2 лет опрятен. Около 3 лет — инфекционное заболевание (точ­ный диагноз неизвестен) с высокой температурой, рвотой, было два судорожных припадка (в дальнейшем не повторялись). Пос­ле болезни перестал говорить, стал очень беспокоен, подвижен, неряшлив, требует постоянного присмотра.

 

Статус. По росту и весу соответствует возрасту. Невыражен­ный strabismus convergens, неравномерная иннервация лица, зрачки N, сухожильные рефлексы живые, патологических реф­лексов нет; Вассерман отрицательный.

Сила конечностей хорошая, защитные и ассоциированные движения имеются, ходит и бегает хорошо. Мимика однообраз­ная, но достаточно живая и адекватная; движения быстры, доста­точно ритмичны. Последовательных рядов движений не может выполнить, не научился одеваться и раздеваться, сколько-ни­будь систематически заниматься с игрушками и т. п. Повышен­ная подвижность, бегает, вскакивает на стулья, лазит по сто­лам, хватается за всякую вещь, какая попадется, но быстро ее бросает, чтобы схватить что-нибудь новое, очень цепко держит вещь, если ее у него отнимать, любит также цепко охватывать, прижиматься к окружающим; в общем отдельные движения сильны и достаточно ловки. Статика и равновесие в порядке. Ест крайне неряшливо, быстро и жадно, обливается, засовывает в рот слишком большие куски и убегает, не сидит на месте. Обследование очень затрудняется крайней подвижностью. Пос­леднее время стал произносить некоторые слова, но граммати­чески правильных фраз не выговаривает; свои чувства выража­ет большей частью визгом и криками. Слух сохранен, понимает значительно больше слов, чем произносит, иногда выполняет не­которые требования — показать язык, закрыть глаза, подать руку и т. п., близких узнает. Настроение повышенное, в общем доб­родушен, иногда раздражается (если ему мешают двигаться, что-нибудь схватить и т.п.), но не надолго, быстро отвлекается.

Таким образом, мы видим в данном случае при сохранности экстра пирамидных и пирамидных компонентов ясно выражен­ную фронтальную моторную недостаточность, характеризующу­юся описанными выше особенностями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...