Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ И ЦИКЛОМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ




В каком отношении находится цикл умственного раз­вития к общему жизненному циклу? Эти два цикла можно до известной степени разграничивать. Хотя Гексли и другие счита­ли, что жизнь и развитие — понятия практически эквивалентные, все же «жизненный цикл» есть только обобщающее обозначе­ние всего отрезка существования. Им покрывается вся история организма — от зарождения до естественной смерти. Он охва­тывает весь комплексный агрегат тканей, органов и функций. Биолог, «разлагая» индивидуума на составные части, дока­зывает тем самым, что каждый орган, каждая система и факти­чески каждая клетка проходят свой собственный жизненный путь. Эти более или менее элементарные компоненты всей со­вокупности имеют свою собственную историю жизни. Клетки крови рождаются, чтобы прожить короткий, примерно месяч­ный, срок. Костные клетки существуют дольше. Нервные клет­ки закладываются у зародыша и существуют на протяжении всей жизни. Каждый орган следует кривой роста, характерной для этого органа. Ритм отдельных частей, органов и систем не совпа­дает. Один орган может увеличиваться при уменьшении другого. Отдельные кости скелета подвергаются окостенению в опреде­ленные сроки, и для каждой кости существует свой срок. Даже позвоночный столб не изменяется в своей величине и форме как единое структурное образование. Каждый отдельный позвонок имеет свой особый, ему лишь свойственный срок окостенения. Подобные же явления могут быть констатированы и в отно­шении мышечной системы, сосудистой системы и половой сис­темы. Каждая из них, как было установлено, имеет свой соб­ственный цикл развития. Существует, конечно, взаимодействие, но имеется также высокая степень специализации и доходящая до определенной степени автономия. В итоге нет в теле такого органа или системы органов, которые бы не имели отличного от других цикла развития.

- В каком же отношении находится цикл интеллектуального развития к этому запутанному сплетению различных циклов? Есть ли умственное развитие единая равнодействующая глубже ле­жащих и сплетенных между собою циклов, завершение всего органического типа развития, или это нечто случайное и побоч­ное? Вопрос этот, в сущности говоря, относится к числу мета­физических. С научной точки зрения оба предположения могут быть подвергнуты проверке. Всю область поведения мы вправе изучать как единый и независимый ряд явлений.

210

С другой стороны, биопсихология имеет своей задачей оп­ределить анатомические, биохимические и физиологические кор­реляты форм поведения, установить влияние различных факто­ров, выделив среди прочих и роль психологического фактора. Это не есть проблема взаимоотношений между душой и телом в общеупотребительном значении этих слов. Это — проблема жи­вого механизма со сталкивающимися многоразличными факто­рами, взаимоотношения между которыми подлежат изучению. Развитие поведения имеет несомненно тесное отношение к рос­ту нервной системы, но возникает вопрос: как влияют на этот последний фактор питание, состояние эндокринной системы, по­ловое созревание, телосложение и конституция? Развивается ли система поведения сама по себе, или она обусловлена жизнен­ным опытом?

Интеллектуальное развитие сводится по существу к последо­вательному появлению форм поведения, в основе которых лежит созревание нервной системы, связанной, в свою очередь, с ар­хитектоникой всего организма. Хотя организм и сохраняет в сво­ем поведении известную свободу и независимость проявлений, однако поведение его обусловлено более или менее отчетливо функционированием физиологических систем. Научный подход требует поэтому, чтобы цикл умственного развития рассматри­вался в его интимном взаимоотношении со всем тем множеством циклов развития, которые, взятые вместе, образуют общий жиз­ненный цикл. Нет необходимости присваивать интеллекту не­кую самобытную сущность. Гораздо плодотворнее рассматривать поведение в качестве одного из важнейших и показательных прояв­лений всего сложного и запутанного комплекса процесса роста.

Множество клинических случаев демонстрирует нам опре­деленное влияние соматических моментов на ход умственного развития. Наоборот, другие клинические случаи с явными со­матическими нарушениями наводят на мысль о значительной самостоятельности и устойчивости тенденций умственного раз­вития. Для иллюстрации этих различных возможностей мы вклю­чаем в книгу описание соответствующих случаев3.

3 Тут у автора порядочная путаница. С одной стороны, он утверждает (и со­вершенно правильно), что развитие поведения имеет «тесное» отношение к росту нервной системы и что «нет необходимости» (надо бы сказать: нет никаких оснований) «приписывать интеллекту некую самобытную сущ­ность»; с другой стороны, он говорит о «значительной самостоятельности и устойчивости тенденций умственного развития». В формулировках автора отсутствует указание на то, что психологическое развитие ребенка подчи­нено социальным закономерностям.

ЦИКЛ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ

Однороден или многообразен цикл умственного раз­вития? Сам термин «цикл» есть в конце концов лишь обобщаю­щее название, которым мы пользуемся для удобства изложения. Во временном разрезе цикл — это смена различных эпох или моментов, начинающихся рождением и кончающихся смертью. По существу же — это смена событий на протяжении данного отрезка времени. И вот, подобно тому как общий органический цикл оказался разделенным на отдельные циклы для отдельных органов и систем, так и цикл умственного развития может быть расчленен по своим отдельным проявлениям или линиям разви­тия. Развитие языка может быть отделено от развития хвата­тельных способностей или от развития понятий причинности и так далее до бесконечности.

Эти отдельные линии развития будут стремиться к коорди­нированному течению и к слиянию и будут похожи в отдален­ной перспективе на единую дорогу, на простой цикл роста.

Однако составные линии развития должны быть подвергну­ты анализу в качестве изолированных комцонентов уже для того, чтобы обнаружить индивидуальные вариации, могущие быть у различных субъектов, как равно и для выявления тождествен­ных моментов. Лишь разобрав сноп по соломинкам, мы обнару­жим, что всем им присуще нечто общее. Другая сторона проб­лемы— влияние возраста на такие основные моменты поведения, как ретенция (способность запоминания), быстрота и точность реакции. Цикл умственного роста охватывает собой упадок и разложение в такой же степени, как возникновение и нараста­ние. Это говорит в пользу того, что сложный комплекс умствен­ного развития должен описываться и изучаться не только в своем единстве, но и в своем более или менее скрытом разнообразии.

В следующих главах, в этюдах индивидуального развития, мы дадим образцы ощутимой неравномерности в темпе разви­тия отдельных линий поведения,у одного и того же ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...