Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Переходный объект. Переходные феномены
Термин «переходный объект» был задуман для того, чтобы придать значимость первым проявлениям принятия символа у развивающегося ребенка. Этот предшественник символа является одновременно частью ребенка и частью матери. Часто этот предшественник символа является в действительности внешним объектом, и пристрастие к нему ребенка отмечается и дозволяется родителями. Часто, однако, материализации не происходит, и то же значение можно обнаружить у некоторых феноменов, например у наблюдения, мышления, различения оттенков, использования движений тела и ощущений и т. д. Переходным объектом может стать сама мать или большой палец. Вырожденные формы представлены раскачиваниями, биением головой, навязчивым сосанием пальца и т. д., а в дальнейшем pseudologic fantastica (патологической лживостью) и воровством. 1 Текст опубликован в сборнике работ автора The psycho-analytical explorations, С. Winnicott, R. Shepherd, M. Davis (eds.). Cambridge (Mass.), 1981, перевод А. Рыжова. В благоприятных условиях этот объект постепенно уступает место увеличивающемуся числу других объектов и всей культурной жизни. Регрессия (к зависимости) Термин «регрессия» обычно применяется в психоаналитических работах по отношению к инстинктивным позициям. Регрессия может происходить от генитального к прегениталь-ному эротическому переживанию или фантазии, или она происходит к точкам фиксации, принадлежащим к периоду раннего детства, когда прегенитальные фантазии были по праву доминирующими. Регрессия является также подходящим термином для использования в описании состояния взрослых и детей в отношениях переноса (или в любом другом взаимоотношении, связанном с зависимостью), когда оставляется равная позиция и вновь устанавливается инфантильная зависимость. Для регрессий такого рода типичен переход от независимости к зависимости. При таком использовании этого термина окружающая среда косвенно вводится в рассмотрение, поскольку зависимость подразумевает окружение, которое она встречает. Для сравнения: при другом использовании термина «регрессия» нет подразумеваемой ссылки на окружение. Термин «регрессия» также используется для описания процесса, который может наблюдаться при лечении,— постепенного отступления «ложного» или «заботящегося» Я (self) и продвижение к новым отношениям, в которых функция заботящегося Я перелагается "на терапевта. Достаточно хорошая мать Этот термин используется при описании зависимости, которая существует в самом раннем детстве. Его применение означает, что мать создает фундамент для психического здоровья всякий раз, когда она, будучи сама здоровой, ежеминутно откликается на потребности ребенка. То, что необходимо и абсолютно необходимо для ребенка, это не какого-то рода совершенство материнства, но довольно хорошее приспособление к его инстинктивным потребностям, являющееся частью живых отношений, в которых мать временно идентифицируется со своим ребенком. Чтобы быть способной идентифицироваться со своим ребенком на должном уровне, мать должна быть защищена от 111 внешней реальности настолько, чтобы иметь возможность наслаждаться периодами озабоченности, объектом которой является ребенок. Для того чтобы быть способной вовремя снизить этот высокий уровень идентификации по мере продвижения ребенка от зависимости к независимости, мать должна быть нормальной в том, чтобы не быть подверженной излишней, болезненной озабоченности. Д. Винникотт ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ1 Хорошо известно, что дети вскоре после рождения имеют склонность использовать кулачок или пальцы при стимуляции оральной эрогенной зоны, при удовлетворении инстинктов на этой зоне, а также просто спокойно держа их во рту. Известно также, что через несколько месяцев дети обоего пола обнаруживают любовь к игре с куклами, и большинство матерей предоставляют своим детям некоторый специальный объект и ожидают, что те станут, так сказать, привязанными к этим объектам. Между этими двумя рядами феноменов, разделенных временным интервалом, существует связь, и изучение развития от более раннего из них к более позднему может быть полезным и позволить использовать важный клинический материал, которым в некоторой степени пренебрегали. ПЕРВОЕ ОБЛАДАНИЕ2 Те, кому пришлось близко познакомиться с проблемами и интересами матерей, наверняка уже имеют представление об очень богатых паттернах, проявляемых детьми в отношении первого обладания тем, что есть «не-я» («not-me» possession). Обнаруживаемые внешне, эти паттерны могут быть подвергнуты прямому наблюдению. Можно найти широкое разнообразие в последовательности событий, которые начинаются с -манипуляций новорожденного во рту и ведущих в конечном счете к привязанности к плюшевому животному, кукле или мягкой или твердой игрушке. Ясно, что здесь является важным что-то еще кроме орального возбуждения и удовлетворения, хотя они и могут быть основой для всего остального. Среди важных проблем, которые можно здесь исследовать, следующие. 1. Природа объекта; Печатается no: The psycho-analytical explorations. Winnicott C, Shepherd R., Davis M. (eds.), Cambridge (Mass.), 1981, перевод А.Рыжова. В сноске к изданию 1958 года автор подчеркивает, что он говорит не о первом внешнем объекте, которым является грудь, а о первом обладании. Автор отсылает читателя к статье Фейрберна, где обсуждается использование слова «переходный» (Fairbairn, 1952, р. 35). 2. Способность ребенка распознавать объект как «не-я» {not-me); 3. Положение объекта — внутри, вовне, на границе; 4. Способность ребенка творить, придумывать, вымышлять, порождать, создавать объект; 5. Начало объектных отношений, наделенных нежностью. Я ввел термины «переходный объект» и «переходный феномен» для обозначения промежуточной зоны опыта между сосанием пальца и плюшевым мишкой, между оральным эротизмом и настоящими объектными отношениями, между первичной творческой3 активностью и проекцией того, что уже было интроеци-ровано, между первичным незнанием о зависимости и обязанности другому человеку и их осознанием («Скажи: "Спасибо!"»). Соответственно этому определению, лепет младенца и то, как старшие дети, отходя ко сну, повторяют набор мелодий и песен, относятся к промежуточной области в качестве переходных феноменов, так же как использование объектов, которые не являются частью тела ребенка, но еще не полностью распознаются как принадлежащие к внешней реальности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |