Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к опыту и возрасту участников и руководителей 1-3 дневных походов, экскурсий и экспедиций




Вид мероприятия

Туристский опыт руководителя (минимальный)

Количественный состав группы

Минимальный возраст (не менее)

участник руководитель, заместитель, помощник участник руководитель, заместитель
Поход 1-дневный участие в походах 6–30 1+1 * 7 18
Поход 2-3-дневный участие в 3-дневном походе 6–25 1+1 * 8 18
Экскурсии участие в экскурсии 10–40 1 * 7 18
Экспедиции без активных способов передвижения руководство экспедициями или участие в походе 6–40 1+1 * 7 18

* Количество заместителей руководителей туристских групп определяется администрацией учебного заведения, проводящего путешествие.

 

К некатегорийным туристско-спортивным походам относятся походы, имеющие сложность, протяженность и длительность меньшую от установленной для маршрутов I к.с.

Экспедиции и туристско-спортивные походы в зависимости от территории проведения разделяются на местные и дальние. К местным относятся экспедиции и туристско-спортивные походы, которые проводятся в пределах области. Допускается выход в соседние территории, если это обусловлено административно-территориальным расположением учебного заведения, физико-географическими особенностями местности и логичностью построения маршрута.

Все другие экспедиции и туристско-спортивные походы считаются дальними.

Длительность туристско-спортивных походов должна быть компактной по времени и определяется с учетом основных нормативов. В случае увеличения протяженности маршрута, количества и сложности локальных препятствий, проведения краеведческой работы, а также за счет дней, необходимых для проведения разведки маршрута и резервного времени в случае ненастья, длительность похода может быть увеличена. Разрывы между отдельными частями похода более 3 дней не допускаются. Увеличение длительности походов за счет дней для проведения краеведческой работы на маршруте допускается лишь для походов, сложность которых не превышает II к.с.

Комплектование группы и подготовка к путешествию

Туристская группа должна быть единым монолитным коллективом, каждый из членов которого спаян с другими дружбой и единством поставленной цели. Поэтому желательно, чтобы все туристы в группе имели приблизительно одинаковый возраст и физическую подготовку, похожие навыки и знания, близкие интересы.

Комплектование группы рекомендуется проводить из туристов, которые учатся в одной школе, техникуме, институте. Такие группы наиболее однородны и стойки. Их проще организовать и обеспечить снаряжением. Распространены также сборные туристские группы.

Общефизическая подготовка туристов. Включает утреннюю гигиеническую гимнастику и упражнения (тренировки) во время походов выходного дня. Хорошо, если туристы занимаются в одной из спортивных секций - легкоатлетической, лыжной и т.п.

Параллельно с физической подготовкой должно проводиться закаливание организма туристов. Закаливание воздухом происходит во время утренней зарядки, которую туристам следует делать в любую погоду и в любое время годы снаружи помещения. После зарядки обязательные водные процедуры.

Специальная подготовка. Необходима для тех, кто готовится к более или менее сложному путешествию, особенно горному, лыжному или водному.

Конкретные упражнения зависят от предполагаемого маршрута. Если намечен поход на байдарках, то в утреннюю зарядку включают медленные и быстрые наклоны туловища из разных положений, подъем и опускание ног, отжим лежа, упражнения, которые имитируют греблю. Если идет подготовка к лыжному путешествию, то в зарядку вводят длительный бег, ходьбу, которая имитирует лыжне хода, упражнения, для наращивания силы рук, брюшного пресса, для развития подвижности в тазобедренном и плечевом суставах.

Собирающимся в горное путешествие целесообразно отрабатывать прыжки по кочкам (камням), равновесие с грузом на колоде, ходьбу на полной ступне по крутым склонам, прыжки в глубину с приземлением на наклонный песчаный склон, «скалолазание» со страховкой по стенам покинутых зданий и ограждениям.

Как специальная, так и общая, физическая подготовка проводится в виде совместных занятий всех участников намеченного путешествия. Это способствует укреплению коллектива, производит ощущение «схоженности» между членами группы.

Медицинское обеспечение путешествия заключается в организации перед выходом на маршрут медицинского осмотра всех участников группы (желательно врачами врачебно-физкультурного диспансера) и в подготовке туристов, в первую очередь санинструктора группы, к предоставлению первой, доврачебной, помощи. Письменное разрешение врача на участие в данном путешествии предъявляется организации, проводящей путешествие.

Перед походом туристам рекомендуется проконсультироваться с врачами-специалистами, вывести мозоли, вылечить потертости, зубные и другие заболевания, а также завести для контроля за своим здоровьем специальный дневник.

Разработка маршрута путешествия

Каждая группа, готовясь к походу, должна прежде всего хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых мест» с охотой и рыбалкой, обзор выдающихся достопримечательностей, выполнения заданий организации, прохождение спортивного маршрута и т.д. Определив цель, реальную физическую и техническую подготовленность участников, а также финансовые и другие возможности группы, туристы приступают к изучению района и чернового построения маршрута путешествия.

Изучение района включает: знакомство с литературой (в том числе и художественной), картографическим материалом, беседы с людьми, которые побывали в местах путешествия. Полезно также воспользоваться отчетами туристов, сделать себе выписки о рельефе, гидрографии, климате, растительности, животном мире, истории, экономике и быте населения. Много ценных сведений, особенно о конкретных выдающихся достопримечательностях маршрута, можно черпнуть из переписки с местными советами по туризму, туристскими клубами, отдельными краеведами.

Начинающим туристам рекомендуется с помощью литературы и карт составить подробное описание пути с указанием расстояний между характерными ориентирами; особенностей местности, по которой пролегает маршрут; с характеристикой дорог; с указанием ориентиров, которые будут видны поблизости и вдали из разных точек и т.д. Такое описание даст возможность двигаться уверенно, не сверяясь в дороге непрерывно с картой.

Построение маршрута зависит от специфики путешествия и конкретных условий местности. Он может быть линейным (сквозным), линейно-радиальным с дальними экскурсиями или разведывательными выходами в сторону от основного пути, кольцевым с возвращением в исходную точку пути. Планируя маршрут, нужно обеспечить постепенный рост сложности естественных препятствий и нарастания интереса путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть пуьешествия желательно оставлять технически самые тяжелые участки, посещение наиболее интересных музеев, панорамных пунктов и других интересных объектов.

Маршрут следует строить с таким расчетом, чтобы по возможности снизить производные нагрузки. Рекомендуется заранее наметить пункты, куда можно заслать по почте часть снаряжения и продовольствия или где есть возможность пополнить его запасы. Целесообразно также создавать базовые лагеря, опираясь на которых можно делать разные радиальные путешествия с минимальной весовой нагрузкой. Кроме основного маршрута, необходимо иметь облегченный запасной вариант. К нему туристы могут прибегнуть в случае болезни одного из участников или невозможности движения по основному пути.

Каждый маршрут должен быть безопасным и логическим. Искусственный набор препятствий, лишнее «закручивание» пути не приносит удовольствия туристам и может вести к травматизму.

Составление графика путешествия

Календарный план путешествия, графики движения, и расчет величины дневных переходов разрабатываются в зависимости от сложности пути, физической и технической подготовленности участников группы, веса рюкзаков, а также наличия, тех или других экскурсионных объектов, для обзора которых необходимы остановки.

Длительность путешествий для учеников 7–8 классов не должна превышать 20 дней с суточными переходами 14–16 км, а для учеников 9–10 классов - 30 дней с суточными переходами 17–18 км.

В пешем путешествии в среднем туристы проходят по 15–25 км в день. Если рюкзак тяжелый (особенно в первые дни), или маршрут идет по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, если в составе группы есть более слабые товарищи, расчетный дневной километраж нужно уменьшать до 12–18 км. Нарастание нагрузок должно быть постепенным. В пешем походе I–II к.с. километраж по дням может быть следующим: 15, 18, 20, 22 км, дневка, 22, 25, 28, 30 км. При сложном профиле маршрута самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому километраж в первые три дня лучше не увеличивать, а дневку делать на четвертый день.

В лыжном путешествии. По лыжне даже начинающие туристы, сравнительно легко проходят по 20–30 км в день. При передвижении по снежной целине с преодолением естественных препятствий или в условиях сложного ориентирования скорость падает до 12–18 км в день. Серьезно снижается темп движения в оттепель, а вьюгу, резкое похолодание, сильный встречный ветер вообще лучше переждать в населенном пункте. Поэтому 20–25% всего времени в зимнем походе планируется как резервное на непредвиденные задержки в дороге.

В горном путешествии. Время, необходимое на подъем, определяется путем суммирования предполагаемых расходов времени на движение группы по горизонтали (средняя скорость 3–4,5 км в час) и на подъем по вертикали (скорость около 0,3–0,4 км в час). Длительность спуска по несложному пути рассчитывают исходя из скорости 5–6 км в час. При планировании переходов нельзя забывать о возможности ухудшение погоды.

В водном путешествии. Кроме общего километража, количества и качества препятствий, экскурсионных объектов, имеющихся на маршруте, и необходимого резерва дней на ненастье, при разработке календарного плана учитывают уклон и извилистость реки, скорость течения по отдельным его участкам. При уклоне реки до 1 м/км (0,001) и скорости течения 4–5 км в час скорость передвижения туристов будет чуть меньше суммы скоростей течения и их собственной скорости. При росте уклона и скорости течения скорость группы может не увеличиться, поскольку много времени уйдет на осмотр препятствий и предупреждение аварийных ситуаций (начинающим туристам по таким рекам ходить не следует).

Реальная скорость движения на веслах или бечеве против течения составляет 1–2 км в час (при уклоне до 1–1,5 м/км), а на преодоление на равнинной реке препятствия, которое требует проводки или обноса, затрачивается около 1 часа времени. В среднем для расчетов можно считать, что скорость туристского судна в походе I–II к.с. составляет 4–5 км в час.

Профиль маршрута. При подготовке водного, горного или горнолыжного маршрута, даже самого простого, полезно построить его продольный профиль. Профиль водного маршрута вычерчивается в двух масштабах: мелкий берется для отметок по длине маршрута, более крупный - для нанесения урезов воды. На профиль из литературных и картографических источников переносят вычисленные уклоны реки, данные о характере долины, берегов, дна, отмечают места естественных и искусственных препятствий. Это позволяет реально оценить особенности и сложность маршрута, разбить его для удобства прохождения на участки, которые требуют приблизительно одной техники и тактики движения.

Оформление путешествия

Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие путевые документы.

Маршрутное письмо. Этот путевой документ группы менее сложный, чем поход первой категории. Маршрутные письма регистрируются и выдаются организациями, ведущими путешествие. В маршрутное письмо вносят учетный состав участников путешествия, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения и общественно-полезной работы, которую группа намечает провести в дороге. Маршрутное письмо хорошо помогает группе при приобретении билетов на транспорт, организации экскурсий, размещении в гостиницах, оптовых закупках, при разрешении проблем с местной администрацией, во многих других случаях. По окончании путешествия маршрутное письмо возвращается выдавшей его организации.

Маршрутная книжка. Путевой документ группы, которая отправляется в путешествии I к.с. и выше. В книжку вносятся учетный состав группы с паспортными данными на каждого участника, подробный календарный план путешествия по дням пути, контрольные пункты и сроки подачи телеграмм с маршрута. Маршрутная книжка выдается туристам той же организацией, которая выдает маршрутное письмо, но только после рассмотрении маршрута, состава группы и ее подготовки маршрутно-квалификационной комиссией.

Туристская группа, подготовленная к путешествию I к.с. и выше для получения маршрутной книжки представляет в МКК заявочную книжку, которая содержит основные данные о маршруте предполагаемого путешествия, сведения о составе группы, опыте туристов, материальном обеспечении (снаряжении, питании, аптечке, смете), сложных участках на маршруте и способах их прохождения. Заявочная книжка заверяется организацией, организующей путешествие, а для сборных групп - клубом туристов, ДСО и т.п.

МКК обязана проверить разработку маршрута и графики движения по основному и запасному вариантам, знание руководителем и участниками маршрута условий передвижения и естественных препятствий, правильность намеченных группой мероприятий на случай непредвиденных отступлений от маршрута и графика движения, мероприятия по обеспечению безопасности путешествия. В процессе рассмотрения маршрута для беседы могут быть вызваны все участники намеченного путешествия и для них назначены контрольные проверки в полевых условиях.

При положительном решении МКК выдает группе бланк маршрутной книжки, внеся у него при необходимости особые указания, и копию протокола. На основании копии протокола организация, проводящая путешествие, разрешает группе выход на маршрут и оформляет маршрутную книжку подписью ответственного лица этой организации и печатью.

Во время путешествия туристские группы обязаны делать в маршрутных книжках отметки о прохождении маршрута в туристских, а при их отсутствии - в других организациях и учреждениях, сообщать по телеграфу о прохождении контрольных пунктов организации, ведущей путешествие, маршрутно-квалификационной комиссии (по ее требованию) и местной ФСТ, в районе которой проходит путешествие.

Если путешествие проходит по району, где есть туристская контрольно-спасательная служба, то группа по приезде обязана стать на учет в ближайшем контрольно-спасательном пункте (отряде, посту) и получить дополнительную консультацию по прохождению маршрута.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 748.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...