Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗПР церебрально-органического происхождения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция: ЗПР Задержка психомоторного развития характеризует отставание в развитии. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга, врожденные, или полученные во внутриутробном и раннем послеродовом периоде. Термин "задержка" подчёркивает временный характер несоответствия уровня психического развития возрасту. Различают четыре основных причины задержки психомоторного развития: ● конституционного происхождения; ● соматогенного происхождения; ● психогенного происхождения; ● церебрально-органического генеза. 1. ЗПР конституционального происхождения - гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм), при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Такие психические особенностисвязаны с врожденно-конституциональной этиологией. Однако гармонический инфантилизм может быть связан с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. 2.ЗПР соматогенного происхождения.Этот тип аномалий развития вызван соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус, задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. 3.ЗПР психогенного происхождения.Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. ЗПР психогенного происхождения наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями пригипоопеки - условия безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируются развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально - волевой сферы -импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов. Вариант аномального развития личности по типу кумира семьиобусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной, нерешительности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности. ЗПР церебрально-органического происхождения. Задержка психомоторного развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других типов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально - волевой сфере так и в познавательной деятельности. Наличие негрубой органической недостаточности нервной системы остаточного характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода порезус - фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико - дистрофирующих заболеваний первых лет жизни. Отмечаются замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функции, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки психического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) наблюдается общая гипотрофия, что связано с нарушением вегетативной регуляции. Эмоционально - волевая незрелость проявляетсяорганическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Желание играть возникает в ситуациях, требующих целенаправленной интеллектуальной деятельности (например, приготовление уроков). В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивыйс психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый- с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности,обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций. В структуре задержки психомоторного развития церебрально-органического генеза всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, свидетельствующих о повреждении нервной системы. 1.Церебрастенические явления проявляются в повышенной истощаемости ЦНС. 2. Неврозоподобные явления: тревожность, боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества, ипохондрическим (за здоровье свое и близких); тикозные гиперкинезы - навязчивые движения, большей частью в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией; неврозоподобное заикание. 3. Синдром психомоторной возбудимости, чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая расторможенность, отвлекаемость, суетливость. 4. Аффективные нарушения проявляются в немотивированных колебаниях настроения: дисфорическое состояние - понижение настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам; эйфорическом состоянии - повышенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости. 5. Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса с интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда -расторможенности влечений (склонности к побегам, к воровству, лживости и т.д.). 6. Эпилептиформные нарушения - различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов. 7. Апатико-адинамические расстройства - снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность. Выявлены общие для ЗПР различной этиологии черты: - низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; - замедленный темп физического развития; - нарушение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем; - обедненный словарный запас; - несформированностьдвигательных навыков; - неполнаясформированность игровой деятельности. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Характерным признаком детей с задержкой психомоторного развития является недостаточность у них мелкой моторики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |