Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗПР церебрально-органического происхождения.




Лекция: ЗПР

Задержка психомоторного развития характеризует отстава­ние в развитии. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга, врожденные, или полученные во внутриутробном и раннем послеродовом периоде.

Термин "задержка" подчёркивает временный характер несоответствия уровня психического развития возрасту.

    Различают четыре основных причины задержки психомоторного развития:

● конституционного происхождения;

● соматогенного происхождения;

● психогенного происхождения;

● церебрально-органического генеза.

 1. ЗПР конституционального происхождения - гармонический ин­фантилизм (неосложненный психический и психофизический инфанти­лизм), при котором эмо­ционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального скла­да детей младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушае­мость. Затруднения в обучении детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых инте­ресов.

Такие психические особенностисвязаны с врожденно-конституциональной этиологией. Однако гармонический инфантилизм может быть связан с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни.

2.ЗПР соматогенного происхождения.Этот тип аномалий развития вызван соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожден­ными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в пер­вую очередь сердца.

В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус, задержка эмоционального раз­вития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

3.ЗПР психогенного происхождения.Этот тип ЗПР связан с небла­гоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явле­ниями пригипоопеки - условия безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, свя­занные с активным торможением аффекта. Не стимулируются развитие по­знавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. По­этому черты патологической незрелости эмоционально - волевой сферы -импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу кумира семьиобу­словлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспита­нием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эго­центризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому ти­пу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмо­циональная незрелость которой проявляется в недостаточной, нереши­тельности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Задержка психомоторного развития церебрально-органического про­исхождения встречается чаще других типов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально - волевой сфере так и в познавательной деятельности. Наличие негрубой органической недостаточности нервной системы остаточного ха­рактера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфек­ции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода порезус - фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико - дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Отмечаются замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функ­ции, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки психического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мы­шечного и сосудистого тонуса, задержка роста) наблюдается общая гипотрофия, что связано с нарушением вегетативной регуляции.

Эмоционально - волевая незрелость проявляетсяорганическим инфантилизмом.

У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оцен­ке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и не­редко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность харак­теризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообра­зие. Желание играть возникает в ситуациях, требующих целенаправленной интеллекту­альной деятельности (например, приготовление уроков).

В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно вы­делить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивыйс психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый- с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливо­стью.

Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности,обусловленные недостаточно­стью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медли­тельностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

В структуре задержки психомоторного развития церебрально-органического генеза всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, свидетельствующих о повреждении нервной системы.

1.Церебрастенические явления прояв­ляются в повышенной истощаемости ЦНС.

2. Неврозоподобные явления: тревожность, боязливость, склонность к страхам тем­ноты, одиночества, ипохондрическим (за здоровье свое и близких); тикоз­ные гиперкинезы - навязчивые движения, большей частью в мышцах ниж­ней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией; неврозоподобное заикание.

3. Синдром психомоторной возбудимости, чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая расторможенность, отвлекаемость, сует­ливость.

4. Аффективные нарушения проявляются в немотивированных коле­баниях настроения: дисфорическое состояние - понижение настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам; эйфорическом состоянии - повы­шенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцель­ной суетливости.

5. Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса с интел­лектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда -расторможенности влечений (склонности к побегам, к воровству, лживости и т.д.).

6. Эпилептиформные нарушения - различные виды судорожных при­падков и других нервно-психических пароксизмов.

7. Апатико-адинамические расстройства - снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональ­ная вялость и двигательная заторможенность.

Выявлены общие для ЗПР различной этиологии черты:

- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

- замедленный темп физического развития;

- нарушение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

- обедненный словарный запас;

- несформированностьдвигательных навыков;

- неполнаясформированность игровой деятельности.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение исполь­зовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более дли­тельный период для приема и переработки сенсорной информации.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

Характерным признаком детей с задержкой психомоторного развития является недостаточность у них мелкой моторики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...