Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Афинская образовательная система




Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин как крупного

культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Афинское население по своей социальной характеристике также было достаточно разнородно. Выделяют следующие группы:

• эвпатриды — родовая знать или особая привилегированная группировка;

• геоморы — мелкие и средние землевладельцы; . демиурги — ремесленники;

. метеки — свободные люди, переселенцы из других греческих полисов, не имеющие политических прав и свобод;

• рабы — политически и социально были абсолютно подчинены афинским гражданам.

В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями.

Образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. В Афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. Они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, не считалась очень значимой. На одного учителя — дидаска-ла — приходилось от 20 до 50 учеников.

Социальная оценка педагогического труда была очень невысокой. По своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не очень высоко. Афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. Это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. Только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям Школы в качестве учителя.

В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение. Оборудование помещений первых школ было очень простым — кресло со спинкой Для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях.

Однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками.

Первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству историков, подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.

В обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. Письму юные ученики обучались на восковых табличках — церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило). После того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет. Дионисий Галикар-насский отмечал: «Обучаясь грамматике, мы запоминаем сперва названия букв, потом их форму и начертание; далее идут слоги, слова, части речи и их изменения, как, например, склонение, число, словопроизведение, ударение, положение слова в речи. После этого мы уже начинаем читать и писать, сперва по складам и медленно, пока не приобретается должный навык, а потом слитно и сообразно течению мысли. Когда ученик умеет читать, он приступает к упражнениям в изящном чтении, соблюдая долготу и краткость слогов, ударение, повышение и понижение голоса, с сохранением мелодии и ритма, выразительно».

После обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах литературного творчества того периода. Наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни Эзопа, поэмы Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). Работали также с культурными текстами — мифами, поэмами, гимнами и т.д. Все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.

В качестве основных дидактических приемов для обучения чтению обычно использовались мнемонические — повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором.Обучение арифметике было менее утомительно, так как афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску {абака).

После освоения программы грамматической школы или одновременно с ней мальчики начинали посещать школу кифариста, где основное внимание уделялось музыкальному образованию-Музыка занимала важное место в системе греческого воспитания-

Учеников обучали игре на самых распространенных музыкальных инструментах — лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре. Обучение музыке, по мнению греческих мыслителей, способствовало сохранению и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало также к слаженности действий со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.

После окончания мусической школы или одновременно с ней в возрасте около 12 лет мальчики приступали к занятиям в гимнастических школах — палестрах, где проходило общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка учеников. Спортивные упражнения и военная подготовка в палестрах проводились под тщательным контролем государства посредством специально назначаемых руководителей — педотрибов. На них возлагались обязанности надзора за исполнением государственных правил и законов при обучении гимнастике.

Первоначально палестра представляла собой отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет. Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.

После окончания обучения в палестрах юноши из знатных афинских семей имели возможность продолжить свое образование в университете, посещая какого-либо известного софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со своими научными идеями и философскими концепциями. Именно софисты стали первыми платными учителями в Афинах.

Софисты еще не создавали школ в нашем современном понимании, а использовали метод, близкий к архаическому, — групповое обучение. Они собирали вокруг себя группу юношей, которых обучали тем знаниям, умениям и навыкам, которыми владели сами. Для того чтобы привлечь к себе большее количество учеников, они шли на многочисленные уловки — странствовали из города в город, рекламируя свою деятельность, прибегали к публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т. д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.

Сама система обучения, в первую очередь риторике и философии, была не слишком формальна: учителя давали учащимся лишь самые общие предписания и быстро переходили к практическим Упражнениям. Учителя, как правило, предлагали ученикам образцы для подражания собственного сочинения — показательные речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной, утилитарной). Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения и самостоятельного анализа; учителя использовали также поучительные объяснения прочитанного и упражнения в изложении, повторении рассказов.

Кроме этого, огромной популярностью пользовались знаменитые афинские гимнасии — государственные философские школы, среди которых особенно выделялись стоическая (основатель Зенон) и эпикурейская (основатель Эпикур). Наиболее известными гимнасиями в Афинах были Академия Платона, Ликей Аристотеля и КиносаргАнтисфена. В каждом из этих учебных заведений существовал свой собственный стиль работы с учениками, который определялся характерными особенностями самого философа. Так, Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку (в переводе с греческого перипата — прогулка, поэтому последователей Аристотеля нередко называли перипатетиками). Платон был любителем спокойного обсуждения философских проблем, которое происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, специально сконструированного философом.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и последовательного освоения программы обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной дидактической системы, связанной с использованием архаических методов группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю и отсутствии их самостоятельности и активности при освоении предлагаемого учебного материала. Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя — кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе.

Кроме этого, уже в эпоху Античности в афинской образовательной системе произошла трансформация основного принципа традиционной культуры — «калькированного» образования, направленного на сохранение и упрочение социальных традиций и ритуалов. Одновременно школа стала рассматриваться как своеобразное буферное пространство между личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

 

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).

Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.

Cистема образования в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалась на демократических принципах и общественном воспитании юношей. Государственный порядок, в основе которого лежало участие всех граждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой, в которой воспитывались лучшие сыны города.

Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматься всесторонним образованием юношей, и пренебрежение родителями выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со стороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности.

Все образовательная система в Афинах была направлена на то, чтобы молодежь накопляла как можно больше новых научных сведений, а также постоянно развивала свои физические природные дарования. Молодые люди должны были, учится ставить перед собой высокие цели, как в интеллектуальном, так и в физическом смысле, а главное, они должны были учиться достигать поставленные ими цели.

В афинских школах было три предмета: грамматика, музыка и гимнастика, причем первые два предмета представляли собой единое целое. Когда мальчик выучивался читать и писать, то первым его чтением были произведения поэтов; он учился устному произнесению их и, усваивая слова, в то же время учился усваивать и смысл этих слов. Чтение стихов в дальнейшем приводило к игре на музыкальных инструментах и к близкому ознакомлению с различными музыкальными ладами и основами музыкальных гармоний. После войн с персами в систему образования Древних Афин было включено искусство игры на флейте.

Умственное развитие юношества предпочтительнее предоставлялась родителям, общественные гимназии и школы в Афинах заботились больше о физическом развитии юношей, так как с точки зрения общего блага важнее и полезнее всего была такая система воспитания, которая обеспечивала государство здоровое потомство, давая ему сильных и храбрых воинов.

То чему юноша научился в палестре, должно было пригодится в дальнейшей военной службе; здравые суждения и разумность речи высказывались во время гражданских собраний; песни заученные в школе, раздавались потом на всеобщих пирах.

По всем Афинам, в тенистых аллеях, часто более старшие поколения вели поучительные беседы с молодежью, в которых воспитывалось чувство дружбы, нравственное значение которой ни один народ не осознавал так глубоко, как народ древней Греции.

Тому же содействовали и общегражданские празднества в Афинах, укреплявшие и двигавшие вперед общее развитие на демократических основах. В Афинах праздников было больше, чем в каком-либо другом греческом полисе. Расходы на общественные праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. Победителям на конных или гимнастических состязаний выдавались сотнями амфоры со священным маслом, а также золотые и серебряные венки. В военных состязаниях призами были быки.

Такая система образования способствовала поддержанию традиций и сохранению старых обычаев в афинском обществе. Героический эпос служил важной составляющей образования в Древних Афинах. С чувством глубокого уважения в афинском обществе поддерживались священные оливковые деревья, которые стояли вокруг аттических полей, видя в них памятники героической эпохи. Бойцам марафонского сражения казалось, что они видят Тесея, выходящего из недр подземного мира для совместной битвы с персами. При Саламине оказали свое щедрое содействие элевсинские божества и Эакиды.

В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке после распада империи Александра Македонского ( III - I вв. до н. э.) кулыура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.

В этот период, получивший в науке название эпохи эллинизма, система греческого образования проникает не только в Причерноморье, но и на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В самой Греции в эллинскую эпоху произошли важные перемены в сфере воспитания и образования.

Так, в Афинах видоизменилась система школьного образования. Произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", - говорит учитель в стихах времен эллинизма.

По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждала новая ступень школьного образования - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать понятие о музыке.

Поменялись уклад и программы гимнасий. Они превратились в государственные учреждения. Меньше внимания в них стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе.

Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасий: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфе-бии составлял год.

Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. В Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем - Ликея, были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

При общей философской направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В Академии поощрялся, например, интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.

Основатель стоической школы Зенон (335 - 262 до н. э.) полагал, что с помощью воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Эпикур (341 - 272 до н. э.) был предшественником сенсуали-стского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению.

Главной педагогической задачей он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему путь к счастью.

В Греции, как и во всем эллинском мире, образование было в ведении общественных, государственных организаций, что, впрочем, не исключало частной инициативы.

В эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию - египетскую столицу династии Птолемеев (305 - 30 до н. э.). Как и во всем эллинском мире, в Александрии насаждалась греческая образованность, существовали школы низшего и среднего типов.

С особым вниманием относились здесь к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума были имена, известные всему эллинскому миру: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г . до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, естествознания, медины, истории и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Александрия служила своеобразным мостом между эллинистической образованностью и Римом. По словам древнегреческого историка Страбона, в Риме было множество александрийских учителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...