Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Адаптивное физическое воспитание




Лекция 1-3. Адаптивная физическая культура при нарушении зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.

Зрительный анализатор представляет собой совокупность структур, воспринимающих световое излучение (электромагнитные волны длиной 390-760 нм) и формирующих зрительные ощущения

Благодаря деятельности зрительного анализатора различают освещенность предметов, их цвет, форму, величину, направление передвижения, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга. Все это позволяет оценивать пространство, ориентироваться в окружающем мире, выполнять различные виды целенаправленной деятельности.

Глаз имеет шарообразную форму, поэтому он легко вращается вокруг трех осей: вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза.

Мышечный аппарат представлен тремя парами  глазодвигательных мышц - наружная и внутренняя прямые, верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые, цилиарная мышца, расположенная вокруг хрусталика и циннова связка, удерживающая хрусталик.

Сами мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Глазодвигательные мышцы самые быстродействующие в организме человека, совершая скачкообразные движения при рассматривании предмета до 120 раз в минуту.

Глаз не может одинаково четко видеть предметы, отстоящие от него на разном расстоянии, и чтобы приспособить глаз к ясному видению разноудаленных предметов, необходим процесс аккомодации. Фокусировка изображения на сетчатке называется аккомодацией. Главная роль в этом процессе принадлежит цилиарной мышце. Если человек смотрит вдаль, цинновы связки натянуты, а цилиарные мышцы расслаблены, при этом хрусталик уплощен – это покой аккомодации. При рассматривании близко расположенных от глаз предметов цилиарные мышцы сокращены, цинновы связки расслаблены, хрусталик становится более выпуклым – это напряжение аккомодации.

Рефракция – преломляющая способность глаза при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен. Различают три вида рефракции глаза: соразмерную (эмметропическую), дальнозоркую (гиперметропическую) и близорукую (миопическую).

При нормальной рефракции глаза параллельные лучи от далеко расположенного предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза собираются в фокусе на сетчатке в центральной ямке.

Причинами нарушения зрения являются аномалии развития, заболевания центральной нервной системы, параличи и парезы, последствия травм (физических и психических) и инфекционных заболеваний. Факторами риска выступают наследственность (ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры), стрессы и несоблюдение зрительного режима.

Виды нарушения зрения

Астигматизм - это врождённое искривление роговицы глаза, при котором изменяется преломление лучей, попадающих в глаз. В зависимости от того, в какую сторону меняется преломление, изображение образуется перед, на или за сетчаткой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- вид нарушения рефракции, при котором параллельные лучи от предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза фокусируются за сетчаткой. 

В зависимости от того, на сколько отдалено изображение от сетчатки, определяют 3 степени (по рефракции): слабая(+0,75 - +3,0 D), средняя(+3,25 - +6,0 D), высокая (более 6,0 D).

Миопия (близорукость)– такой вид нарушения рефракции, при котором параллельные лучи от предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза фокусируются не на сетчатке, а впереди нее. Близкие предметы видит без аккомодации, отдаленные – неясными, расплывчатыми.

Самое распространенное нарушение зрения, связано с длительной зрительной работой на близком расстоянии при недостаточном или неправильном освещении. Чаще возникает у детей с недостаточным физическим развитием. Одной из причин является ослабление цилиарной мышцы глаза.

Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения.

Миопию разделяют на слабую (от - 0,75 до - 3,0 D), среднюю (от - 3,25 до - 6,0 D) и высокую (больше - 6,0 D). Последняя может достигать весьма значительных величин: - 15, - 20, - 30 D и более.

 

Построение частных методик адаптивной физической культуры

Полная или частичная потеря зрения существен­но изменяет жизнедеятельность. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, снижается двигательная и познавательная активность. У детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладе­нии пространственными представлениями и двигательными действи­ями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

 Среди вторичных нарушений наблюдается мозговая дисфункция (негрубые поражения ЦНС), соматические заболевания (пиело­нефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), неврозы, слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, де­формации стопы, что снижает уровень физической подготовленности и работоспособности. Нарушения осанки наблюдаются в 80%. Отмечается снижение общей двигательной активности, нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, снижена под­вижность в суставах.

Для всех детей характерно нарушение нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчи­вость, отставание в развитии речи, отсутствие коммуникативного поведения, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.

 

Формы организации адаптивной физической культуры

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптив­ное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адап­тивный спорт и физическая реабилитация.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое на­значение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптив­ная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отды­ха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реа­лизации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компен­сации утраченных способностей.

 Каждому из них свойственны соб­ственные функции, задачи, содержание, методы и формы организации.

адаптивное физическое воспитание

общиезадачи:

 1) воспитаниегармоническиразвитогоребенка;

 2) укреплениездоровья;

 3) воспитаниеволевыхкачеств;

 4) обучениежизненноважнымдвигательнымумениям, навыкам;

 5) развитиефизическихкачеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

специальные(коррекционные) задачи:

 1) охрана и развитие остаточного зрения;

 2) развитиенавыковпространственнойориентировки;

 3) развитие и использованиесохранныханализаторов;

 4) укреплениемышечнойсистемыглаза;

5) коррекция физического развития;

 7) коррекцияскованности и ограниченностидвижений;

 8) развитие и совершенствованиемышечно-суставногочувства;

 9) активизацияфункцийсердечно-сосудистойсистемы;

 10) коррекция и совершенствованиекоординационныхспособностей, согласованностидвижений;

 

Обязательные занятия физкультурой проводят в 3-х группах:

· Основной – аномалия рефракции менее ±3диоптрии с остротой зрения 0,5 и выше

· Подготовительной – аномалия рефракции менее ±3диоптрии с остротой зрения ниже 0,5 с коррекцией от ±3диоптрии до ±6диоптрий

· Специальной – аномалия рефракции ±6диоптрий и выше, независимо от остроты зрения

 

Применяют

 1. Передвижения: ходьба, бег;

 2. Общеразвивающиеупражнения: без предметов, с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученныемячи, мячиразные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.), на снарядах (гимнастическаястенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристаядоска, тренажеры — механотерапия и т.д.);

 3. Упражнения на формированиенавыкаправильной осанки;

 4. Упражнения для укреплениясводастопы;

 5. Упражнения на развитиедыхательной и сердечно-сосудистой систем;

 6. Упражнения на расслабление (физическое и психическое);

 7. Специальныеупражнения для зрительноготренинга.

 

 Циклические ФУ (бег, ходьба, плавание) умеренной интенсивности (Ps 100-140уд/мин) оказывают реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы.

  После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (Ps 180уд/мин и выше), упражнений на гимнастических снарядах, прыжков, акробатических упражнений отмечается ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Специальные упражнениядля цилиарной мышцы:

1. Зажмуривание глаз на 3-5секунд с отдыхом 3-5секунд укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц;

2. Быстрое моргание в течение 1-2минут способствует улучшению кровообращения век;

3. Перевод зрения с пальца вытянутой руки вдаль снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии;

4. Приближение пальца к носу облегчает зрительную работу на близком расстоянии;

5. Поочередное смотрение на конец пальца на расстоянии 25-30см от глаз - 3-5 минут укрепляет мышцы обоих глаз;

6. Слежение глазами за пальцем по горизонтали без движения головы (справа налево и наоборот) 10-12раз укрепляет мышцы глаз горизонтального движения и совершенствует их координацию (наружные и внутренние мышцы);

7. Массаж век круговыми движениями 1минуту расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век (по верхнему веку от наружных углов глаза кнутри).

Улучшение работоспособности цилиарной мышцы способствуют следующие общие упражнения:

1. Передача мяча от груди, из-за головы, одной рукой от плеча на расстояние 5-7метров;

2. Подбрасывание вверх и ловля мяча а) обеими руками; б) одной рукой и ловля другой рукой;

3. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8метров в мишень;

4. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками;

5. Подачи и передачи волейбольного мяча;

6. Игра в бадминтон, настольный теннис, большой теннис, волейбол.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...