Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Адаптивное физическое воспитаниеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 1-3. Адаптивная физическая культура при нарушении зрения Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии. Зрительный анализатор представляет собой совокупность структур, воспринимающих световое излучение (электромагнитные волны длиной 390-760 нм) и формирующих зрительные ощущения Благодаря деятельности зрительного анализатора различают освещенность предметов, их цвет, форму, величину, направление передвижения, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга. Все это позволяет оценивать пространство, ориентироваться в окружающем мире, выполнять различные виды целенаправленной деятельности. Глаз имеет шарообразную форму, поэтому он легко вращается вокруг трех осей: вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза. Мышечный аппарат представлен тремя парами глазодвигательных мышц - наружная и внутренняя прямые, верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые, цилиарная мышца, расположенная вокруг хрусталика и циннова связка, удерживающая хрусталик. Сами мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Глазодвигательные мышцы самые быстродействующие в организме человека, совершая скачкообразные движения при рассматривании предмета до 120 раз в минуту. Глаз не может одинаково четко видеть предметы, отстоящие от него на разном расстоянии, и чтобы приспособить глаз к ясному видению разноудаленных предметов, необходим процесс аккомодации. Фокусировка изображения на сетчатке называется аккомодацией. Главная роль в этом процессе принадлежит цилиарной мышце. Если человек смотрит вдаль, цинновы связки натянуты, а цилиарные мышцы расслаблены, при этом хрусталик уплощен – это покой аккомодации. При рассматривании близко расположенных от глаз предметов цилиарные мышцы сокращены, цинновы связки расслаблены, хрусталик становится более выпуклым – это напряжение аккомодации. Рефракция – преломляющая способность глаза при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен. Различают три вида рефракции глаза: соразмерную (эмметропическую), дальнозоркую (гиперметропическую) и близорукую (миопическую). При нормальной рефракции глаза параллельные лучи от далеко расположенного предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза собираются в фокусе на сетчатке в центральной ямке. Причинами нарушения зрения являются аномалии развития, заболевания центральной нервной системы, параличи и парезы, последствия травм (физических и психических) и инфекционных заболеваний. Факторами риска выступают наследственность (ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры), стрессы и несоблюдение зрительного режима. Виды нарушения зрения Астигматизм - это врождённое искривление роговицы глаза, при котором изменяется преломление лучей, попадающих в глаз. В зависимости от того, в какую сторону меняется преломление, изображение образуется перед, на или за сетчаткой. Гиперметропия (дальнозоркость)- вид нарушения рефракции, при котором параллельные лучи от предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза фокусируются за сетчаткой. В зависимости от того, на сколько отдалено изображение от сетчатки, определяют 3 степени (по рефракции): слабая(+0,75 - +3,0 D), средняя(+3,25 - +6,0 D), высокая (более 6,0 D). Миопия (близорукость)– такой вид нарушения рефракции, при котором параллельные лучи от предмета после прохождения через светопреломляющую систему глаза фокусируются не на сетчатке, а впереди нее. Близкие предметы видит без аккомодации, отдаленные – неясными, расплывчатыми. Самое распространенное нарушение зрения, связано с длительной зрительной работой на близком расстоянии при недостаточном или неправильном освещении. Чаще возникает у детей с недостаточным физическим развитием. Одной из причин является ослабление цилиарной мышцы глаза. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Миопию разделяют на слабую (от - 0,75 до - 3,0 D), среднюю (от - 3,25 до - 6,0 D) и высокую (больше - 6,0 D). Последняя может достигать весьма значительных величин: - 15, - 20, - 30 D и более.
Построение частных методик адаптивной физической культуры Полная или частичная потеря зрения существенно изменяет жизнедеятельность. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, снижается двигательная и познавательная активность. У детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Среди вторичных нарушений наблюдается мозговая дисфункция (негрубые поражения ЦНС), соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), неврозы, слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что снижает уровень физической подготовленности и работоспособности. Нарушения осанки наблюдаются в 80%. Отмечается снижение общей двигательной активности, нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, снижена подвижность в суставах. Для всех детей характерно нарушение нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, отсутствие коммуникативного поведения, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.
Формы организации адаптивной физической культуры В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, методы и формы организации. адаптивное физическое воспитание общиезадачи: 1) воспитаниегармоническиразвитогоребенка; 2) укреплениездоровья; 3) воспитаниеволевыхкачеств; 4) обучениежизненноважнымдвигательнымумениям, навыкам; 5) развитиефизическихкачеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. специальные(коррекционные) задачи: 1) охрана и развитие остаточного зрения; 2) развитиенавыковпространственнойориентировки; 3) развитие и использованиесохранныханализаторов; 4) укреплениемышечнойсистемыглаза; 5) коррекция физического развития; 7) коррекцияскованности и ограниченностидвижений; 8) развитие и совершенствованиемышечно-суставногочувства; 9) активизацияфункцийсердечно-сосудистойсистемы; 10) коррекция и совершенствованиекоординационныхспособностей, согласованностидвижений;
Обязательные занятия физкультурой проводят в 3-х группах: · Основной – аномалия рефракции менее ±3диоптрии с остротой зрения 0,5 и выше · Подготовительной – аномалия рефракции менее ±3диоптрии с остротой зрения ниже 0,5 с коррекцией от ±3диоптрии до ±6диоптрий · Специальной – аномалия рефракции ±6диоптрий и выше, независимо от остроты зрения
Применяют 1. Передвижения: ходьба, бег; 2. Общеразвивающиеупражнения: без предметов, с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученныемячи, мячиразные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.), на снарядах (гимнастическаястенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристаядоска, тренажеры — механотерапия и т.д.); 3. Упражнения на формированиенавыкаправильной осанки; 4. Упражнения для укреплениясводастопы; 5. Упражнения на развитиедыхательной и сердечно-сосудистой систем; 6. Упражнения на расслабление (физическое и психическое); 7. Специальныеупражнения для зрительноготренинга.
Циклические ФУ (бег, ходьба, плавание) умеренной интенсивности (Ps 100-140уд/мин) оказывают реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (Ps 180уд/мин и выше), упражнений на гимнастических снарядах, прыжков, акробатических упражнений отмечается ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Специальные упражнениядля цилиарной мышцы: 1. Зажмуривание глаз на 3-5секунд с отдыхом 3-5секунд укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц; 2. Быстрое моргание в течение 1-2минут способствует улучшению кровообращения век; 3. Перевод зрения с пальца вытянутой руки вдаль снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии; 4. Приближение пальца к носу облегчает зрительную работу на близком расстоянии; 5. Поочередное смотрение на конец пальца на расстоянии 25-30см от глаз - 3-5 минут укрепляет мышцы обоих глаз; 6. Слежение глазами за пальцем по горизонтали без движения головы (справа налево и наоборот) 10-12раз укрепляет мышцы глаз горизонтального движения и совершенствует их координацию (наружные и внутренние мышцы); 7. Массаж век круговыми движениями 1минуту расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век (по верхнему веку от наружных углов глаза кнутри). Улучшение работоспособности цилиарной мышцы способствуют следующие общие упражнения: 1. Передача мяча от груди, из-за головы, одной рукой от плеча на расстояние 5-7метров; 2. Подбрасывание вверх и ловля мяча а) обеими руками; б) одной рукой и ловля другой рукой; 3. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8метров в мишень; 4. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками; 5. Подачи и передачи волейбольного мяча; 6. Игра в бадминтон, настольный теннис, большой теннис, волейбол. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |