Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сетевые внешние эффекты и сетевая монополия




Отличительная особенность сетевых внешних эффектов заключается в том, что их ценность (полезность) для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт.

Пример 1: телефонная сеть. Подключение новых абонентов увеличивает число людей, которым могут позвонить абоненты, подключившиеся к сети ранее, что повышает ценность как для настоящих, так и для будущих пользователей.

Пример 2: рынок взаимодополняющих товаров. Нет смысла располагать пункт проката видеокассет в районе, где ни у одного из жителей нет видеоплеера. Нет смысла покупать видеоплеер, если нет доступа к кассетам для просмотра.

Эффект самовоспроизведения и усиления популярности: новые клиенты покупают товар, пользующийся наибольшим спросом, рассчитывая на больший сетевой внешний эффект, связанный с такой покупкой; расширение круга покупателей влечет за собой усиление внешнего эффекта, что делает продукт еще более привлекательным. Подобная динамика может привести к монополизации рынка.

Сетевая монополиявыгодна потребителям, т.к. позволяет максимизировать положительный сетевой внешний эффект, но это не снимает проблемы существования социальных издержек монопольной власти и необходимости контроля над монополией со стороны общества:

В роли продукта, ставшего сетевым стандартом, не обязательно выступает самый перспективный, эффективный и высококачественный продукт, вышедший на данный рынок. Поскольку потребители стремятся заполучить товар, обеспечивающий наибольший сетевой внешний эффект, принятие решения о покупке определяется не только его ценой и качеством товара, но и ожиданиями в отношении его рыночного успеха. Ведь потребителям, купившим пусть даже более высококачественный, но проигравший в конкуренции продукт, придется нести дополнительные издержки по переключению на доминирующий продукт, включающий затраты не только на покупку последнего, но и на обучение пользования им. В случае если сетевым стандартом станет более низкий по качеству продукт, указанные издержки переключения могут оказаться достаточно высокими, чтобы удержать потребителей от перехода на явно более высокий по всем параметрам стандарт. Новые потребители могут решить, что больший сетевой внешний эффект, получаемый от покупки продукта-лидера, перевешивает преимущества в цене или качестве, связываемые с переходом на конкурирующий продукт.

Благодаря издержкам переключения сетевая монополия оказывается очень устойчивой, поскольку существование таких издержек может служить серьезным барьером для вхождения на рынок новых конкурентов, в особенности если их продукция несовместима с доминирующей на рынке. Устойчивость сетевой монополии снижает стимулы фирмы-лидера к инновациям.

Фирма-сетевой монополист может обладать преимуществами в продаже дополняющих товаров, позволяющими ей расширить сферу своего влияния, распространив его на другие рынки.

Пример: Microsoft

 

Внешние эффекты и регулирование

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...