Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-правовая база ГУПР




Дисциплина «Государственное регулирование промышленного развития»

 

Лекция 1. Теоретические основы государственного управления промышленным развитием

1. Сущность и отраслевая структура промышленного производства

2. Модели государственного управления промышленным развитием (ГУПР)

3. Нормативно-правовая база ГУПР

4. Объект и субъект ГУПР, состав и структура промышленных комплексов

5. Сущность, цели и задачи промышленной политики

6. Принципы промышленной политики

 

 

1. Предметом изучениядисциплины «Государственное регулирование промышленного развития» являются отношения, возникающие между:

· субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности;

· организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности;

· органами государственной власти Российской Федерации;

· органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· органами местного самоуправления

при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.

 

Промышленное производство(промышленность) - это определенная совокупность видов экономической деятельности, относящихся:

· к добыче полезных ископаемых,

· обрабатывающему производству,

· обеспечению электрической энергией, газом и паром,

· кондиционированию воздуха,

· водоснабжению,

· водоотведению,

· организации сбора и утилизации отходов,

· а также ликвидации загрязнений.

Все виды деятельности определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Субъектами деятельности в сфере промышленностиявляются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

Отраслевая структура промышленности представлена на рисунке 1.

 

Модели государственного управления промышленным развитием

Вопрос о степени вмешательства государства в экономику и о методах регулирования ее развития был и остается в категории дискуссионных. Сегодня в концептуальном отношении дискуссия развивается вокруг четырех базовых направлений стимулирования экономического роста.

Институциональная модель подразумевает формирование системы институтов (включая законодательство и правоприменительную систему), создающих благоприятные условия для инвесторов и стимулирующих предпринимательскую деятельность.

Бюджетная модель основывается на резком сокращении бюджетной нагрузки на экономику.

Корпоративная модель предполагает повышение роли финансово-промышленных групп в качестве локомотивов экономического роста.

Дирижистская модель предполагает активное участие государства в регулировании экономики, в том числе в виде прямой поддержки (финансовой и нефинансовой) приоритетных направлений ее развития.

Представляется очевидной невозможность применения на практике лишь одной из указанных моделей. Вероятно, здесь необходимо найти золотую середину, что является извечным правилом управления. Реальность современной российской действительности доказывает, что действие рыночных механизмов, обеспечиваемое соответствующими институциональными преобразованиями, не привело к созданию мощных стимулов экономического роста на основе качественной структурной перестройки промышленного комплекса страны. Назрела необходимость проведения активной промышленной политики – ярко выраженного инструмента в механизме дирижистской модели.

Действенным методом реализации промышленной политики является предоставление дополнительных ресурсов отдельным субъектам экономики на основе выявления «точек роста». Это предполагает более интенсивное использование бюджетных возможностей. В качестве «точек роста» могут рассматриваться и финансово-промышленные группы, что подразумевает опору на постулаты корпоративной модели экономического роста.

Прямое государственное финансовое регулирование промышленного хозяйства является одним из методов государственного воздействия на экономику. Значимость косвенных методов финансового и денежно-кредитного регулирования (включающих налоговую, амортизационную, кредитную, таможенную политику), методов регулирования материальных потоков и производственной деятельности (госзаказов, квотирования, лицензирования), государственного предпринимательства ничуть не меньше. Эффективная промышленная политика должна не только четко определять степень государственного воздействия на объекты регулирования экономики, но и оптимально сочетать экономические, организационные, правовые методы, стимулирующие или ограничивающие развитие отдельных отраслей, производств, предприятий.

 

Нормативно-правовая база ГУПР

Правовое регулирование в сфере промышленной политики основывается на КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г.№ 488-ФЗ, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере промышленной политики.

Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г.№ 488-ФЗопределяются цели, задачи и принципы промышленной политики, круг участников её формирования и реализации, регламентируются полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики.

Стимулирование промышленной деятельности в соответствии с Федеральным законом осуществляется путём предоставления её субъектам: финансовой и информационно-консультационной поддержки; поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, внешнеэкономической деятельности; поддержки развития кадрового потенциала и предоставления государственных и муниципальных преференций и других мер поддержки.

Предусматривается возможность финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности государственными фондами развития промышленности, в том числе создаваемыми совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности.

В целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики, повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе её развития создаётся государственная информационная система промышленности.

Федеральным законом регламентируются особенности специального инвестиционного контракта, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции, а Российская Федерация либо субъект Российской Федерации обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Кроме того, на весь срок действия специального инвестиционного контракта инвестору гарантируется стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима и обязательных требований.

Предусматриваются применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры в составе индустриального (промышленного) парка, а также применение таких мер в отношении промышленных кластеров.

Помимо прочего Федеральным законом устанавливаются особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе (рисунок 2).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...