Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже)




Период Подпериод Стадии Возраст  

II. Репре

зентативный

интеллект

и конкретные операции

А. Предоператорный интеллект

1.Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия 2—4 года
2.Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 4— 6 лет
3.Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления 6—8 лет

В. Подпериод  конкретных

операций

4.Простые операции (классификация, сериация,  взаимно-однозначное соответствие) 8—10 лет
5. Система операций (система координат, проективные понятия) 9—12 лет

 

Таким образом, возраст 7 – 11 лет по Пиаже – попадает в период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. В указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми. Ж. Пиаже описал исследования, которые указывают на отсутствие у ребенка представления о постоянстве некоторых свойств вещей как на характерную черту детей до 6-7 лет.

В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.

       В рамках психоаналитически ориентированной психологии принята возрастная периодизация Э. Эриксона, который также обозначил возраст в 6—12 лет как латентный период, поскольку любовь и ревность в этом возрасте находятся в скрытом состоянии. Это период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.  Ребенок в этом возрасте, согласно Э. Эриксону, проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. У него появляется  интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. При позитивном исходе этой стадии развития (если ребенка при этом хвалят, одобряют) у ребенка формируется переживание своей умелости (он чувствует социальную поддержку и полноценность), при неудачном исходе (если его ругают, не поддерживают) - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как позитивные черты детей данного возраста. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. Итак, наиболее важной для этого возраста Э. Эриксон определяет психологическую задачу получить признание со стороны значимых взрослых, позитивным выходом из этой стадии является трудолюбие; негативным — неполноценность.

Таблица.4

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

Стадия Возраст Кризис Сильная сторона  
Латентная   6—12 лет Трудолюбие / неполноценность   Компетентность

В настоящее время существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительности в этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения (Исаев Д. Н„ Каган В. Е., 1986; Раттер М„ 1987; Петрунек В. П., Таран Л. Н., 1981, и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...