Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реальности (по В. И. Слободчикову)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1. Основные новообразования, достижения и проблемы развития в младшем школьном возрасте 1. Возрастные границы и особенности социальной ситуации развития младшего школьного возраста. 2. Кризис 7 лет: причины и варианты проявления. Феномен «потери непосредственности» (Л. С. Выготский). 3. Важнейшие новообразования младшего школьного возраста. 4. Отечественные и зарубежные школы и направления в изучении специфики и особенностей младших школьников.
Возрастные границы и особенности социальной ситуации развития младшего школьного возраста. Как считал В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически недавно. Его не было у тех детей, которые не посещали школу. Появление его связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребёнка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребёнка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идёт обучение В этот период с ребенком происходит множество изменений, касающихся психо-физического развития: взросление, потеря непосредственности и формирование характера и кризис 7 лет. Это самый «мощный» период во всем детстве, поэтому, с одной стороны, детский организм способен выдержать довольно большие нагрузки, однако необходимо помнить, что формирование систем органов пока еще очень уязвимо. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. в младшем школьном возрасте наиболее существенным фактором развития личности ребенка являются условия развития, в сравнении с предшествующими возрастами, когда биологические детерминанты более определяющие в развитии, или после- дующими — когда внутренняя позиция личности может стать значимым фактором развития. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 56). Развитие в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Отечественные и зарубежные школы и направления в изучении специфики и особенностей младших школьников. В зарубежной психологии этот период может определяться как «среднее детство» (Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. С. 457—552), а его рамки могут быть более обширными — с 6 до 12 лет. Срединность этого периода понимается опять же между ранним (от 2 до 6 лет) и подростковым возрастом. При этом в зарубежной психологии приматом в развитии обычно считаются физические и когнитивные изменения, а уже потом психосоциальные. В отечественной психологии по отношению к младшему школьному возрасту принято говорить в первую очередь о психосоциальных изменениях. В классической возрастной периодизации, сложившейся в русле культурно-исторического подхода и детально проработанной Д. Б. Элькониным, под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться. Таблица 1 Возрастная периодизация на основе идеи о ведущей Деятельности по Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20)
Возрастная периодизация, предложенная В. И. Слободчиковым основана на идее развития субъектности, в которой нет специального выделения младшего школьного возраста. Этот возраст в данной периодизации попадает в первую половину периода персонализации — период кризиса детства и стадию отрочества. Таблица 2 Интегральная периодизация развития субъективной реальности (по В. И. Слободчикову)
Ж. Пиаже был выделен возрастной период с 7 до 11 лет как отдельная стадия развития интеллекта — стадия конкретных операций, которую он считал главным поворотным моментом в когнитивном развитии — переходом от детского к взрослому интеллекту. Таблица.3 |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |