Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реальности (по В. И. Слободчикову)




Лекция 1.

Основные новообразования, достижения и проблемы развития в младшем школьном возрасте

1. Возрастные границы и особенности социальной ситуации развития младшего школьного возраста.

2. Кризис 7 лет: причины и варианты проявления. Феномен «потери непосредственности» (Л. С. Выготский).

3. Важнейшие новообразования младшего школьного возраста.

4. Отечественные и зарубежные школы и направления в изучении специфики и особенностей младших школьников.

 

Возрастные границы и особенности социальной ситуации развития младшего школьного возраста.

Как считал В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически недавно. Его не было у тех детей, которые не посещали школу. Появление его связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).

Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребёнка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребёнка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идёт обучение

В этот период с ребенком происходит множество изменений, касающихся психо-физического развития: взросление, потеря непосредственности и формирование характера и кризис 7 лет. Это самый «мощный» период во всем детстве, поэтому, с одной стороны, детский организм способен выдержать довольно большие нагрузки, однако необходимо помнить, что формирование систем органов пока еще очень уязвимо.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

в младшем школьном возрасте наиболее существенным фактором развития личности ребенка являются условия развития, в сравнении с предшествующими возрастами, когда биологические детерминанты более определяющие в развитии, или после-

дующими — когда внутренняя позиция личности может

стать значимым фактором развития.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 56). Развитие в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

 

 

Отечественные и зарубежные школы и направления в изучении специфики и особенностей младших школьников.

     В зарубежной психологии этот период может определяться как «среднее детство» (Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. С. 457—552), а его рамки могут быть более обширными — с 6 до 12 лет. Срединность этого периода понимается опять же между ранним (от 2 до 6 лет) и подростковым возрастом. При этом в зарубежной психологии приматом в развитии обычно считаются физические и когнитивные изменения, а уже потом психосоциальные. В отечественной психологии по отношению к младшему школьному возрасту принято говорить в первую очередь о психосоциальных изменениях.

    В классической возрастной периодизации, сложившейся в русле культурно-исторического подхода и детально проработанной Д. Б. Элькониным, под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться.

Таблица 1

Возрастная периодизация на основе идеи о ведущей

Деятельности по Д. Б. Эльконину

(Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20)

Возрастной период   Ведущая деятельность На что направлена познавательная деятельность   Какая сфера психики развивается   Новообразования возраста  
Младший школьный Возраст 7—11 лет   Учение Познание начала наук   Интеллектуально- познавательная   Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия

 

    Возрастная периодизация, предложенная  В. И. Слободчиковым основана на идее развития субъектности, в которой нет специального выделения младшего школьного возраста. Этот возраст в данной периодизации попадает в первую половину периода персонализации — период кризиса детства и стадию отрочества.

Таблица 2

Интегральная периодизация развития субъективной

реальности (по В. И. Слободчикову)

 

 

Ступени

субъектности

 

Период становления событийности

 

Период становления самобытности

 

Кризисы рождения   Стадии принятия   Кризисы развития   Стадии освоения  
3. Персонализация   Кризис детства 5,5—7,5 лет Отрочество 6,5-11,5 лет   Кризис отрочества 11-14 лет   Юность 13—18 лет

 

    Ж. Пиаже был выделен возрастной период с 7 до 11 лет как отдельная стадия развития интеллекта — стадия конкретных операций, которую он считал главным поворотным моментом в когнитивном развитии — переходом от детского к взрослому интеллекту.

Таблица.3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...